Циклы Авторы Сортировка

Часть 14: Россыпь ценных слов, часть 2

2 772
14 марта, 16

Отказ от греховного и украшения благими поступками

 

Через цепочку передач (иснад) до Аль-Хатиба передается, что он сказал: «Нам сообщил Абдур-Рахман ибн Мухаммад Ан-Найсабури, нам рассказал исламский правовед (факих) Мухаммад ибн Абдуллах ибн Бахлюль, нам рассказал Ахмад ибн Али ибн Абу Хумайрат, он сказал: «Я слышал, как Сахль ибн Абдуллах говорил: «Даже запаха убежденности (якын) не почувствует сердце, в котором есть упование на что-либо, кроме Аллаха. И озарение (нур) не войдет в сердце, в котором есть что-либо, ненавистное Всемогущему и Великому Аллаху»[1].
 

Через цепочку передач (иснад) до Аль-Хатиба передается, что он сказал: «Нам сообщил Абуль-Хасан Ахмад ибн Мухаммад Аль-Ахвази, нам рассказал Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухлад Аль-Аттар, нам рассказал Муса ибн Харун, нам рассказал Мухаммад (имеется в виду ибн Нуайм ибн Хайсам), он сказал: «Я слышал, как Бишр (ибн Аль-Харис, да смилостивится над ним Аллах) говорил: «Всевышний Аллах ниспослал откровение Дауду, мир ему и благословение Аллаха: «О Дауд! Не ставь между Мною и тобою ученного, введённого в искушение. Если поставить его, он будет удерживать своим опьянением от пути Моей любви. Это и есть те, кто преграждают путь Моим рабам»[2]. Мы просим у Аллаха благополучия.

 

Всевышний Аллах помогает слабым

 

Нам сообщили три наших шейха из Дамаска, имамы: судья (кадий), имам, лучший из шейхов Абуль-Фадль Абдуль-Карим ибн Аль-Кади Абуль-Касим Абдус-Самад ибн Мухаммад Аль-Ансари, имам Аль-Хафиз Абуль-Бака Халид ибн Юсуф и шейх, имам, обладатель наук, шейх шейхов Абу Мухаммад Абдуль-Азиз ибн Аль-Кади Аль-Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуль-Мухсин ибн Мухаммад ибн Мансур Аль-Ансари: «Нам сообщил шейх имам Абуль-Юмни Зайд ибн Аль-Хасан Аль-Кинди, нам сообщил Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуль-Баки Аль-Ансари, нам сообщил Абу Исхак Ибрахим ибн Умар ибн Ахмад Аль-Бармаки, нас сообщил Абу Мухаммад Абдуллах ибн Ибрахим ибн Маси, нам сообщил Абу Муслим Ибрахим ибн Абдуллах Аль-Каджий, нам рассказал Мухаммад ибн Абдуллах Аль-Ансари, нам рассказал Сулайман Ат-Тайми от Абу Усмана Ан-Нахди, от Салмана, да будет доволен им Аллах: «Если бы люди знали о помощи Всемогущего и Великого Аллаха слабому[3], они не работали бы неумеренно посредством своих спин[4]».

 

Из мудрых изречений имама Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах

 

Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Придерживайся отрешенности от мирского. Поистине, данное качество человека, отдалившегося от мирского (захид), красивее, чем украшения на девушке»[5].
 

Ар-Раби, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «О Раби, не разговаривай о том, что не касается тебя, ибо, поистине, когда ты выскажешь слово, оно будет владеть тобою, а не ты им»[6].
 

Аль-Музани, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Я слышал, как Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нет такого человека, у кого не было бы того, кто любит его и того, кто ненавидит его. Раз это неизбежно, пусть человек будет с теми, кто покорен Аллаху»[7].

 

Стыдливость ибн Уяйны и его место перед Аллахом

 

Передано от Аль-Хасана ибн Имрана и ибн Уяйны, что Суфьян ибн Уяйна, да будет доволен им Аллах, сказал в Муздалифе при совершении им своего последнего хаджа: «Я был здесь уже семьдесят раз и каждый раз говорил: «О Аллах, не делай это место моим последним пребыванием. Я уже стыжусь Аллаха из-за многочисленности того, что я просил». Он вернулся с хаджа и скончался в наступившем году.

 

Сны, содержащие побуждение к благочестию

 

Нам сообщил достойный доверия шейх, муснид[8] Абуль-Фадл Мухаммад ибн Мухаммад Ат-Тайми Аль-Бакри при моем чтении перед ним в соборной мечети Дамаска у места для выжигания извести (калас), он сказал: «Нам сообщил Абу Хафс Умар ибн Мухаммад ибн Муаммар ибн Табарзада, он сказал: «Нам сообщил Аль-Хафиз Абуль-Касим Исмаил ибн Ахмад ибн Умар Ас-Самарканди, он сказал: «Я слышал, как Абдуд-Даим ибн Аль-Хасан аль-Хиляли сказал: «Я слышал, как Абдуль-Ваххаб ибн Аль-Хасан Аль-Калаби сказал: «Я слышал, как Мухаммад ибн Хурайм Аль-Укайли сказал: «Я слышал, как Ахмад ибн Абуль-Хавари говорил: «Я пожелал увидеть во сне Абу Сулаймана Ад-Дарани, да смилостивится над ним Аллах, я увидел его через год и спросил его: «О учитель! Что сделал с тобою Аллах? – он ответил: «О Ахмад! Однажды я прошел мимо ворот «Ас-Сагир»[9] и встретил поклажу с полынью. Я взял оттуда стебель и не знаю, выбросил я его или чистил им зубы, но вот уже год, до этих самих пор, я отчитываюсь за него»[10]. Я сказал: «Как же совершенен этот рассказ в побуждении к благочестию и в предостережении от проявления попустительства, даже в отношении незначительных проявлений притеснения!».

 

Назидание Маруфа Аль-Кархи, да смилостивится над ним Аллах

 

Нам сообщил наш шейх, имам, праведник, совершенный хафиз Абу Исхак Ибрахим ибн Иса ибн Юсуф Аль-Муради во время моего чтения перед ним: «Нам сообщил шейх, имам Абуль-Хасан Али ибн Хибатуллах Аль-Джуммайзи, нам сообщил Аль-Хафиз Абу Тахир Ас-Силяфи, нам сообщил имам Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Занджувайхи Аз-Занджуви, нам сообщил Абу Талиб Яхья ибн Али Ад-Даскари, он сказал: «Я слышал, как Абу Ахмад Аль-Гитрифи сказал: «Я слышал, как Абуль-Аббас Мухаммад ибн Исхак Ас-Саррадж сказал: «Я слышал, как Абдуллах ибн Мухаммад Аль-Варрак говорил: «Во время смуты мимо Маруфа прошли люди, сражающиеся за одну из сторон. Он сказал им: «Идите, и да сопутствует вам Аллах, идите, и да благословит вас Аллах!». Ему сказали: «Поистине, они вышли, чтобы сражаться[11]!» – он ответил: «Если им будет сопутствовать Аллах, они не сразятся».
 

Нам сообщил наш шейх Абу Исхак через эту же цепочку передач (иснад) до Ас-Сараджа: «Я слышал, как ибн Абу-Дунья сказал: «Некие люди сели рядом с Маруфом, и один из них начал злословить о некоем мужчине, тогда Маруф сказал ему: «Вспомни день, когда на твои глаза положат хлопок»[12].
 

Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что Ас-Сарадж сказал: «Я слышал, как Яхья ибн Абу Талиб сказал: «Я слышал, как Якуб, сын брата Маруфа, сказал: «Я слышал, как мой дядя говорил: «Речь раба относительно того, что его не касается, является унижением со стороны Всевышнего Аллаха».
 

Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что ибн Ас-Сарадж сказал: «Я слышал, как Али ибн Ал-Муваффик говорил: «Одной из просьб (дуа) Маруфа были слова: «О Владыка, О Всемогущий, о Тот, равного которому нет никого».

 

Путешествие ибн Адхама в поисках дозволенного хлеба

 

Через эту же цепочку передач (иснад) до Аль-Гитрифи передается, что он сказал: «Нам сообщил Абуль-Хасан Ат-Таджир, нам рассказал Саламат ибн Шабиб, нам рассказал Халаф ибн Тамим, он сказал: «Я увидел Ибрахима ибн Адхама в Шаме и сказал: «Что привело тебя сюда?» – и он ответил: «Что касается меня, то я прибыл не для войны (джихад) и не для пограничной заставы (рибата), однако я прибыл, чтобы насытиться дозволенным хлебом»[13].

 

Правдивость Риби ибн Хираша и его чудо (карамат)

 

Передано от Аль-Хафиза Ахмада ибн Абдуллаха Аль-Иджли, что он сказал: «Риби ибн Хираш был человеком из числа последующего за сподвижниками поколения (табиуны), заслуживающим доверия, и он никогда не лгал. Два его сына были из числа восставших против правителя Аль-Хаджаджа и его тирании. Аль-Хаджаджу сказали: «Поистине, их отец ни разу не солгал, что если ты отправишь кого-либо спросить их отца о них?». Он послал к нему гонца и спросил: «Где твои сыновья?» – и Риби ибн Хираш ответил: «Они оба в доме». Аль-Хаджадж сказал: «Благодаря твоей правдивости мы прощаем их»[14].

 

[1] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 59.

 

[2] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 60.

 

[3] Т.е. человека, который осознает свое абсолютное бессилие перед Аллахом.

 

[4] «Шуаб аль-иман» (7299).

 

[5] «Шуаб аль-иман» (10217).

 

[6] «Манакиб Аш-Шафии» (2/172).

 

[7] «Манакиб Аш-Шафии» (2/172).

 

[8] Муснид – человек, передающий хадисы со своей цепочкой передач (иснад). Муснидом можетбыть как ученый, так и человек, не являющийся ученым, а занимающийся лишь передачей хадисов.

 

[9] Имеются в виду одни из ворот Дамаска, которые носят название «Ас-Сагир», что в переводе означает «маленький». Они расположены на южной стороне города, недалеко от квартала «Аш-Шагур».

 

[10] «Тарих Димашк» (34/157).

 

[11] Т.е. люди были удивлены тем, что он благословил тех, кто вышел, чтобы участвовать в смуте.

 

[12] «Сифат ас-сафва» (2/194).

 

[13] «Хульят аль-авлия» (97/373).

 

[14] «Марифат ас-сикат» (1/350).

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков