Циклы Авторы Сортировка
Часть 15: Россыпь ценных слов, часть 3
Часть 15: Россыпь ценных слов, часть 3
От имама Аш-Шафии передается: «Убайу ибн Каабу сказали: «О Абуль-Мунзир, скажи мне что-либо в назида...
3 923
17 марта, 16

Часть 15: Россыпь ценных слов, часть 3

3 923
17 марта, 16

Он смеялся лишь после смерти

 
Аль-Харис Аль-Ганави сказал: «Раби ибн Хираш поклялся не улыбаться, пока не узнает свой удел в Следующей жизни (ахирате), и поэтому улыбнулся лишь после смерти». После него его брат Риби[1] поклялся не смеяться, пока не узнает, после смерти он будет в Раю или в Аду. Аль-Харис сказал: «Мне рассказал тот, кто омыл его тело после смерти: «Он продолжал улыбаться на своей кровати, когда мы омывали его, до тех пор, пока мы не завершили полное омовение (гусль)».
 
Передано от Ахмада ибн Абдуллаха, что он сказал: «Чтецы из числа жителей Куфы собрались в доме Аль-Хакама ибн Утайба и единогласно согласились с тем, что лучшим чтецом Куфы является Тальхат ибн Мусарраф. Это известие дошло до него, и утром он отправился обучаться у Аль-А’маша, чтобы лишиться этого звания»[2].
 

Назидание Сайида Убай ибн Кааба, да будет доволен им Аллах

 
От имама Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, передается: «Убайу ибн Каабу, да будет доволен им Аллах, сказали: «О Абуль-Мунзир, скажи мне что-либо в назидание», – и он сказал: «Устанавливай братские отношения с единоверцами по мере их богобоязненности; не делай свой язык поношенной формой для того, кто не желает его[3]; не завидуй белой завистью живому, кроме как в том, в чем позавидовал бы мертвому»[4].
 

Сколько же близких далеко, и сколько далеких близко

 
От Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сообщается: «Фудайл ибн ‘Ияд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сколько же тех, кто совершает семикратный обход (таваф) вокруг Каабы, а другой находится далеко от нее, но получает большую награду, чем они»[5].
 

Мольба Пророка Дауда, мир ему, и ответ Аллаха

 
Сообщается от Фудайла через имама Аш-Шафии: «Пророк Дауд, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О мой Господь, будь для моего сына Сулаймана после моей смерти таким же, каким Ты был и для меня». Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «О Дауд, скажи своему сыну Сулайману, чтобы он был по отношению ко Мне таким же, каким был и ты, чтобы и Я был по отношению к нему таким же, каким был по отношению к тебе»[6].
 
От Аш-Шафии сообщается: «Хишам ибн Абдуль-Малик сказал некоему мужчине: «Предоставь мне твои нужды», – тот ответил: «Я уже предоставил их Щедрому и Великодушному»[7].
 

Мольба для нахождения потерянной вещи

 
Передано в книге «Рисалят» наставника (устаз) Абуль-Касима Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, в главе «О чудесах (караматы) приближенных к Аллаху людей (авлия)»: «Сказано, что у Джафара Аль-Хулди был драгоценный камень, который однажды упал в реку Тигр. Джафар обратился к Аллаху с испытанной для нахождения потерянных вещей мольбой, которую он знал. После этого он нашел драгоценный камень в середине листов, которые перелистывал». Аль-Кушайри сказал: «Я слышал, как Абу Хатим Ас-Сиджистани сказал: «Я слышал, как Абу Наср Ас-Саррадж говорил: «Поистине, эта мольба: «О Собирающий людей в день, в котором нет сомнений, воссоедини со мной утерянное!».
 
Я сказал: «Поистине, я использовал эту мольбу и нашел её полезной. Она чаще всего является причиной скорого нахождения потерянной вещи и не остается бездейственной. Я слышал, как наш шейх Абуль-Бака говорил такие же слова, и он научил меня им в начале»[8].
 

Причина отнесения прозвища «Аль-Хульди» к Джафару, да смилостивится над ним Аллах

 
Имам Аль-Хафиз Абу Са’д Ас-Сам’ани сказал: «Что касается Джафара ибн Мухаммада ибн Нусайра Аль-Хульди Аль-Хавасса Абу Мухаммада, то он является одним из шейхов тасаввуфа, и у него были явные чудеса (караматы). Его назвали «Аль-Хульди», потому что однажды он был вместе с Аль-Джунайдом, и когда тому задали какой-то вопрос, он сказал ему: «Ответь им». Он ответил им, и Джунайд спросил его: «О Хульди! Откуда у тебя эти ответы?». Так это имя и осталось за ним. Он скончался в 348 году. Ад-Дарукутни, Абу Хафс ибн Шахин и другие передали от него хадисы. Он был заслуживающим доверия[9] и передавал хадисы от Аль-Хариса ибн Абу Усама и других»[10].
 

Шайтан Аль-Мутакади

 
Ахмад ибн Абуль-Хавари в книге «Аз-Зухд» сказал: «Я слышал от одного ученого и думаю, что это был Абу Сулайман, да будет доволен им Аллах: «У сатаны (иблис) есть шайтан по имени «Аль-Мутакади», который после двадцати лет требует от человека, чтобы тот рассказал кому-либо о своем тайном благом деянии и проявил его, чтобы тем самым извлечь от него ту разницу[11], которая находится между тайным и явным благим деянием»[12].
 

Чем вас превзошел Аз-Зухри?

 
Передано от Ибрахима ибн Саада, что он сказал: «Я спросил своего отц Саада ибн Ибрахима: «Чем вас превзошел Аз-Зухри?» – и он ответил: «Тем, что он присутствовал на собраниях ученых в передних рядах, а не задних[13], не оставлял там подростка, взрослого или юношу, к которому не обратился бы с вопросом. Затем он приходил в один из домов жителей Медины и не оставлял там подростка, взрослого, юношу, старуху, взрослых женщин, к которым бы не обратился с вопросом, даже пытался спросить женщин, пребывающих в красиво обставленных покоях»[14].
 

Письмо нашего господина Умара, да будет доволен им Аллах, о побуждении сторониться роскошной жизни

 
Наилучшим из всего того, согласно чему отказываются от заботы о красоте одежды, еды, питья и всего подобного, является переданное нами от повелителя правоверных Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах,  через нашу цепочку передач (иснад) до Абу Аваны Аль-Исфарайини: «Нам рассказал Абу Хумайд Аль-Миссиси, нам рассказал Хаджадж, он сказал: «Я слышал, как Шуба рассказывал от Катады, он сказал: «Я слышал, как Абу Усман Ан-Нахди, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Когда мы были вместе с Утбатом ибн Фаркадом в Азербайджане, к нам прибыло  письмо от Умара ибн Аль-Хаттаба, в котором было сказано: «Носите изар[15] и заворачивайтесь в плащи, носите сандалии и отбросьте башмаки и шаровары. Придерживайтесь наряда вашего отца Исмаила, мир ему и благословение Аллаха, избегайте роскошной жизни и наряда неарабов. Держитесь солнца[16], ибо, поистине, это купальня арабов, придерживайтесь качеств Маада[17], ведите суровую жизнь, носите старую одежду, срезайте стремена[18], стреляйте из лука по мишеням и взбирайтесь на коней прыжком»[19].
 
[1] Имам Ас-Суюти пишет в «Шарх ас-судур», что Раби ибн Хираш, родной брат Риби ибн Хираша, заговорил после смерти. Он был усерден в молитвах (салят) и в посте более всех своих братьев. В хадисе, передаваемом от Аишы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина из моей общины (умма) заговорит после смерти». Абу Нуайм сказал, что это «известный хадис», Аль-Байхаки привел его в «Ад-Даляиль», сказав, что это «достоверный хадис, и нет никаких сомнений в его достоверности». 
 
[2] «Марифат ас-сикат» (1/479).
 
[3] Выражение «не делай свой язык поношенной формой» означает: «Не говори, если твои слова не встретят должного внимания со стороны того, кому они адресованы».
 
[4] «Манакиб Аш-Шафии» (2/175).
 
[5] «Манакиб Аш-Шафии» (2/175).
 
[6] «Манакиб Аш-Шафии» (2/174).
 
[7] «Манакиб Аш-Шафии» (2/181).
 
[8] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 573.
 
[9] Т.е. относился категории передатчиков хадисов, обозначаемых в хадисоведении термином «сикат».
 
[10] «Аль-Ансаб», стр. 389-390.
 
[11] Общеизвестным является то, что за совершение благого деяния в тайне полагается многократно большая награда, чем за совершение благого деяния открыто. Шайтан поступает так, потому что, не сумев удержать человека от совершения благого деяния, хочет лишить его той награды, которая ему полагается, толкнув на обнародование благого деяния, совершенного в тайне.
 
[12] «Хульят аль-авлия» (9/277).
 
[13] Т.е. приходил рано, так как опоздавший мог сидеть лишь в последних рядах.
 
[14] Имеются в виду невесты, или молодые жены, пребывающие в красиво обставленных комнатах, отведенных для них.
 
[15] Платок, прикрывающий часть тела от пояса до колен.
 
[16] Т.е. бывайте под солнцем, подставляйтесь под его лучи.
 
[17] Выражения «вести образ жизни Маада», «придерживаться качеств Маада» означают вести суровую жизнь. Маад ибн Аднан – один из родоначальников арабов, вел суровый образ жизни.
 
[18] Т.е. снимайте сёдла, ездите на лошадях без седел.
 
[19] «Муснад» имама Абу Аванат (8514).
АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави «Сады познавших Аллаха»
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:понедельник
Новый урок:четверг
Список уроков