Циклы Авторы Сортировка

Часть 3: О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях, часть 1

4 246
5 февраля, 16

Глава 1. О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях

 
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Ведь христианам и иудеям было велено в их писаниях, Таврате и Инджиле, поклоняться лишь Аллаху, служа ему искренне, как единобожники (ханифы), совершать молитву (салят) и выплачивать обязательный налог с имущества (закят). Это и есть истинная религия»[1].
 
Всевышний Аллах также сказал (смысл): «Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха[2]»[3].
 
Всевышний Аллах также сказал (смысл): «Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах»[4].
 
Также в Коране сказано (смысл): «До Аллаха не доходят ни мясо, ни кровь жертвенных животных, однако до Него доходит ваша богобоязненность»[5].
 
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прокомментировал данный аят, указав, что до Аллаха доходят намерения[6].
 
Ибрахим Ан-Нахаи указал, что богобоязненность – это то, посредством чего добиваются довольства Аллаха[7].
 
Имам Абуль-Хасан Аль-Вахиди, да смилостивится над ним Аллах, передал: «Аз-Заджадж разъяснил значение 37 аята Суры «Аль-Хадж» следующим образом: «Аллах не примет кровь и мясо жертвенного животного, если это исходят не от богобоязненности. Он принимает от вас лишь то, посредством чего проявляется страх перед Ним. Это является доказательством того, что ничто из поклонения недействительно без намерения приблизиться ко Всевышнему Аллаху и исполнить то, что велено Им»[8].
 
Важность намерения
 
Намерение лучше послушания и поклонения, так как оно является основой для них. Намерение по причине своей скрытости связано с сердцем. В достоверном хадисе от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сообщается: «Намерение правоверного лучше его деяния»[9].
 
Нам сообщил наш шейх, имам, хафиз  Абуль-Бака Халид  ибн  Юсуф ибн Саид ибн Аль-Хасан ибн Аль-Муфарридж ибн Баккар Аль-Макдиси Ан-Наблуси Ад-Димашки Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, следующее: «Сообщил Мухаммад ибн Абдуль-Баки Аль-Ансари, что Абу Мухаммад Аль-Хасан ибн Али Аль-Джавхари сообщил, что Абуль-Хусайн Мухаммад ибн Аль-Музаффар Аль-Хафиз сообщил, что Абу Бакр Мухаммад ибн Мухаммад ибн Сулайман Аль-Васити сообщил, что Абу Нуайм  Убайд ибн Хишам Аль-Халаби рассказал, что и Аль-Мубарак от Яхьи ибн Саида рассказал от Мухаммада ибн Ибрахим Ат-Тайми, а он от Алкамата ибн Ваккаса Ал-Лайси, а он от Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение к Аллаху и Его Посланнику переселится к Аллаху и Его Посланнику, а переселившийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселился»[10].
 
Данный хадис является величественным и достоверным, в чем единодушны Имамы Аль-Бухари и Муслим, а также занимает почетное положение, являясь одной из опор Веры (Иман).
В разных версиях упомянутый выше хадис можно отнести как к категории передаваемых со слов лишь одного передатчика (хадис гариб), так и к категории известных (хадис машхур). Этот хадис распространился в передаче от Яхьи ибн Саида Аль-Ансари.
 
Знатоки хадисов сказали: «Этот хадис достоверен от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, лишь со стороны Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, и от Умара через Алкаму, и от Алкамы через Мухаммда ибн Ибрахима Ат-Тайми, и от Мухаммада через Яхью ибн Саида Аль-Ансари, а от Яхьи его передали двести человек, большинство из которых великие ученые (имамы)».
От Яхьи ибн Саида Аль-Ансари этот хадис привел Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, в своем «Сахихе» в семи местах: в начале работы, затем в разделах «Аль-Иман», «Ан-Никах», «Аль-Итк», «Аль-Хиджра», «Тарк аль-хияль» и «Ан-Нузур».
 
Что касается слова «намерение», то оно означает «стремление», что в свою очередь следует понимать следующим образом: «Решение, принятое в сердце, совершить действие».
Значение исследуемого хадиса следующее: «Поклонение не действительно без намерения. Если целью переселения было довольство Всевышнего Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, то оно будет принято и Аллах дарует награду. У кого же целью переселения было что-то мирское, то он добьется своей цели в этом мире, но не получит вознаграждение в мире вечном».
 
Намерение – условие поклонения
 
В изучаемом хадисе содержится указание на то, что намерение является условием в малом омовении (вуду), ритуальном купании (гусль), очищении чистой землей с пылью (таяммум), молитве (салят), обязательном налоге с имущества (закят), посте (савм), пребывании в мечети (и’тикаф), хадже и в других поклонениях[11].
 
Наш Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Данный хадис входит в семьдесят глав книг по исламскому праву»[12].
 
Также Имам Аш-Шафии сказал: «В этот хадис входит треть знания»[13]. Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, подобно ему отметил: «В него входит треть знания». Также схожее по смыслу передали и другие ученые[14].
 
Значение слов Имама Аш-Шафии, что в хадисе о намерении заключена треть знания, разъяснил Имам Аль-Хафиз Абу Бакр Аль-Байхаки, да будет доволен им Аллах, в начале своей книги «Мухтасар Ас-Сунна»: «Значение слов Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, «В него входит треть знания» заключается в том, что раб Аллаха может совершить что-либо лишь посредством сердца, языка или тела. Намерение, возникающее в сердце, является одним из этих инструментов, при этом являясь наиболее предпочтительным из них, так как оно само по себе поклонение, в отличие от слов и деяний, в которые может пробраться показуха (рия)»[15].
 
По мнению ученых желательно начинать труды с рассматриваемого нами хадиса. Например, так поступил Имам Абу Абдуллах Аль-Бухари, да будет доволен им Аллах. Хадис о намерении является первым в списке его сборника «Сахих», который является самой достоверной книгой после Корана[16].
 
Передано от Имама Абу Саида Абдуррахмана ибн Махди, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Если бы я составил книгу, то её каждую главу начал бы с этого хадиса»[17]. Также передано с его слов: «Кто захочет составить книгу, пусть начнет с этого хадиса»[18].
 
Передается от Имама Абу Сулаймана Хамда ибн Мухаммда ибн Ибрахима Аль-Хаттаби в его книге по разъяснению «Сахиха» Имама Аль-Бухари: «Ученые раннего периода Ислама из числа наших шейхов любили начинать каждое дело, относящееся к Религии, с хадиса «Поистине, дела оцениваются лишь по намерениям» по причине всеобщей нужды в нем, используя разные цепи передатчиков»[19].
 
До нас также дошло от праведных предшественников (салафы), да будет доволен ими Аллах, много подобных указанному выше высказываний, свидетельствующих об их повышенном внимании к этому хадису. Аллах знает лучше.  
 
Тонкости в цепи передатчиков исследуемого хадиса
 
В цепи передатчиков рассматриваемого хадиса можно встретить некоторые интересные моменты. Так, в числе передавших хадис имеются три человека из числа последующего за сподвижниками поколения (табиины), которые передают изречение друг от друга: Яхья ибн Саид Аль-Ансари, Мухаммад ибн Ибрахим Ат-Тайми и Алкама ибн Ваккас, да будет доволен ими Аллах. Важно отметить, что, несмотря на такой интересный факт, данная ситуация часто встречается и в других достоверных хадисах.
 
Также встречаются хадисы, в цепи передатчиков которых четыре сподвижника и четыре человека из числа последующего за ними поколения, передающие их друг от друга (рубаияты). Аль-Хафиз Абдуль-Кадыр Ар-Рахави, да будет доволен им Аллах, собрал их в отдельном томе своей книги, что позволило мне использовать их. Я сократил их в начале комментария к «Сахиху» Имама Аль-Бухари, да будет доволен им Аллах, и добавил к ним подобные хадисы, и вместе с добавлениями они достигли тридцати хадисов.
 
Аллах знает лучше[20].
 
Разъяснение хадисов, на которых зиждется Ислам. Старания ученых в их собирании и толковании
 
Существуют хадисы, которые требуют проявления к ним особой заботы, так как они являются фундаментом Ислама, основой Религии и стержнем Веры, исламского права и знания. Данные хадисы будут упомянуты в этой книге. По причине же того, что одним из них является хадис «Дела оцениваются по намерениям», и что все они крайне важны, следует привести их в начале настоящей работы.
 
Среди ученных существуют большие разногласия в отношении численности таких хадисов. Шейх, Имам, Аль-Хафиз Абу Амр Усман ибн Абдур-Рахман, известный как Ибн Ас-Салах, да будет доволен им Аллах, проявил усердие в собирании и толковании таких хадисов, и к этому исследованию и его точности сложно что-то добавить. Здесь же будет приведено то, что он привел в своей книге с моими комментариями в отношении того, что он не упомянул, ибо «поистине, Религия – это проявление искренности»[21].
 
Указание ссылки на автора изречения
 
Одним из видов проявления искренности является указание на автора какого-либо полезного изречения, считающегося редким. Сделавший это будет благословен в своем знании и состоянии.

Тот, кто проявит гордость в этом отношении и укажет, что эти слова принадлежат ему, заслуживает того, чтобы не получать пользу от своих знаний и не иметь благодати в своем состоянии. Люди же знания и достоинства всегда указывают на автора полезных изречений. Поэтому мы просим Всевышнего Аллаха о непрерывной помощи в этом деле[22].

 

[1] Сура «Аль-Байина», аят 5

 

[2] Подобный случай произошел с Джанда’ом ибн Дамура Ал-Лайси, да будет доволен им Аллах.

 

[3] Сура «Ан-Ниса», аят 100

 

[4] Сура «Аль-Исра», аят 25

 

[5] Сура «Аль-Хадж», аят 37

 

[6] «Аль-Азкар» Имама Ан-Навави, стр. 36.

 

[7] «Тафсир Ат-Табари», том 10, стр. 216.

 

[8] «Аль-Васит фи тафсириль Кураниль маджид», том 3, стр. 272.

 

[9] «Аль-Му’джам аль-кабир» (6/185), «Тарих аль-Багдад» (9/236), «Хильятуль-авлия» (3/255) в передаче от нашего господина Сахля ибн Саида, да будет доволен им Аллах.

 

[10] «Сахих» Имама Аль-Бухари (1), «Сахих» Имама Муслима (1907).

 

[11] Что же касается удаления скверны в шариатском понимании (наджас), то оно не нуждается в намерении, так как это относится к оставлению чего-либо, а оставление не нуждается в намерении (см. «Шарх аль-арбаин» ибн Дакика Аль-Ида).

 

[12] «Аль-Джами ли ахляки-ррави ва адаби-ссами» (2/443).

 

[13] «Ас-Сунан аль-кубра» Имама Аль-Байхаки (2/14).

 

[14] «Шарх Сахих Муслим» (13/53), «Фатх аль-бари» (1/11).

 

[15] «Ас-Сунан ас-сагир» (1/12).

 

[16] «Аль-Маджму» (1/27).

 

[17] «Аль-Маджму» и «Джамиу улюм ва аль-хикам».

 

[18] «Ас-Сунан ас-сагир», «Аль-Азкар», «Аль-Маджму».

 

[19] «А’ляму аль-хадис» (1/106).

 

[20] См. «Шарх Сахих Муслим» (1/63), «Шарх Сахих Аль-Бухари».

 

[21] Речь идет о желании блага тому, по отношению к кому дается совет, наставление (насыха).

 

[22] Имам Аль-Куртуби, да смилостивится над ним Аллах, сказал в своем комментарии к Корану (3/1): «Моим условием в этой книге является указание на автора какого-либо изречения, а также составителя труда в отношении хадисов, ведь сказано: «К благодати знания относится указание на автора изречения».

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков