Циклы Авторы Сортировка

Часть 9: О сущности искренности и правдивости, часть 3

2 351
26 февраля, 16

О принятии Аллахом лишь искренних и правильных деяний

 
Абу Али Ас-Сакафи сказал: «Аллах примет из деяний лишь те, которые были правильными, из правильных – лишь те, которые были искренними, а из искренних – лишь те, которые соответствовали Сунне»[1].
 
Также он сказал: «Здоровые ветви расходятся лишь от здоровой основы. Тот, кто хочет, чтобы его деяния соответствовали Сунне, пусть укрепляет искренность в своем сердце, ибо исправление явных деяний достигается на фоне скрытой искренности»[2].
 
Аль-Фудайл ибн Ияд, да смилостивится над ним Аллах, сказал о словах Всевышнего Аллаха (смысл): «…чтобы испытать, кто из вас лучший по деянию[3]» следующее: «Подразумевается самый искренний и верный». Его спросили: «О Абу Али, что значит «самый искренний и верный»? – он ответил: «Если деяние совершено искренне, но не является верным или оно верно, но совершено не искренне, то не принимается, пока не будет искренним и верным одновременно. Искренность заключается в том, чтобы быть совершенным ради Аллаха, а верность деяния подразумевает, чтобы оно соответствовало Сунне»[4].
 
Чудо (карамат) перед смертью имама Аль-Маварди, да смилостивится над ним Аллах, указывающее на его искренность
 
Ибн Халликан сказал в книге «Вафаят аль-аян»: «Рассказывают от Абуль-Хасана Али ибн Мухаммада Аль-Маварди, что когда приблизилась его кончина, он сказал своему доверенному человеку: «Все книги, которые в таком-то месте, являются моими сочинениями. Я не обнародовал их, так как не увидел в их составлении искреннего намерения, к которому не примешалась муть[5]. Когда наступит моя смерть, и я буду в агонии, положи свою руку на мою, и, если я сожму твою руку и буду держать ее, то знай, что ничего из моих трудов не принято Аллахом, и тогда возьми их и выбрось ночью в реку Тигр. Если же я распростру свою руку и не буду держать твою, то знай, что я получил желаемое по причине искреннего намерения». Когда он лежал в агонии, то я вложил свою руку в его, после чего он распростер ее и не держал мою руку. Я понял, что его труды приняты Аллахом, и я обнародовал его книги после его смерти, да смилостивится над ним Аллах»[6].
 
Сущность правдивости
 
Относительно правдивости Всевышний Аллах сказал (смысл): «О, вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»[7].
 
Передают от наставника (устаз) Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах: «Правдивость является опорой деяния, посредством нее достигается совершенство, и в ней заключается порядок». Также он сказал: «Наименьшая правдивость заключается в том, чтобы скрытая и явная стороны не отличались друг от друга»[8].
 
Передают от Сахля, да смилостивится над ним Аллах: «Не ощутит запаха правдивости человек, потворствующий себе или другим»[9].
 
Передают от Зун-Нуна Аль-Мисри, да смилостивится над ним Аллах: «Правдивость – это меч Аллаха, который режет все, на что бы его ни положили»[10].
 
Определение правдивого человека (сиддык) по мнению Имама Аль-Мухасиби, да смилостивится над ним Аллах
 
Передают от уважаемого господина, Имама, познавшего Аллаха Аль-Хариса Аль-Мухасиби, да смилостивится над ним Аллах: «Правдивый – это тот, кто ради сохранения праведности своего сердца безразличен к мнению людей, даже если из их сердец проявится все уважение к нему. Это тот, кто не любит, чтобы люди знали даже о пылинках из его благих деяний. Это тот, кто не против того, чтобы люди узнали о его плохих деяниях, так как его нелюбовь к этому[11] является доводом на то, что он любит увеличение статуса пред людьми, а это не относится к нравам правдивейших»[12].
 
Сказано: «Если ты будешь правдиво искать Всевышнего Аллаха, Он одарит тебя зеркалом, в котором ты увидишь все диковинки земного и вечного миров»[13].
 
Правдивый человек (сиддык) идет вместе с истиной, а совершающий деяния напоказ непоколебим ради мнения людей
 
Передают от уважаемого господина Абуль-Касима Аль-Джунайда, да будет доволен им Аллах: «Правдивый меняется за день сорок раз, а совершающий деяния напоказ твердо стоит в одном положении сорок лет»[14].
 
Я сказал: «Смысл этого заключается в том, что правдивый человек меняется вместе с истиной, какой бы она ни была. При наличии шариатского довода в каком-либо деле правдивый человек поступает соответственно ему, даже если оно противоречит его обычаю и тому, на чем он был до того. Когда появляется более значимое с токи зрения Шариата, чем то, что есть, и нет возможности объединить их, правдивый человек переходит на достойное дело и продолжает поступать так. Часто за один день он может пребывать в ста, тысячах и более состояниях сообразно его владению познаниями и проявлению ему тонкостей состояния.
 
Что касается человека, совершающего деяния напоказ, то он неизменно пребывает в одном состоянии таким образом, что если перед ним появится важное дело, которому Шариат в некоторых положениях отдает предпочтение перед тем состоянием, в котором он, то он не совершит это важное дело, а будет стараться сохранить свое состояние, так как он принимает в расчет в своем поклонении и состоянии мнения людей и поэтому боится, что изменение станет причиной потери их любви. Из-за всего этого он будет стараться сохранить свое состояние. Правдивый желает своим поклонением добиться довольства Всевышнего Аллаха, и поэтому, какому бы состоянию Шариат не отдал предпочтение, он переходит в него и не смотрит на людей[15].
 

Мною кратко был разъяснен этот рассказ в начале своего комментария на «Аль-Мухаззаб», где были приведены доводы и примеры для пояснения. Его целью является то же, что я привел в данной работе, и поэтому я ограничился этим. Аллах знает лучше[16].

 

[1] Аль-Хафиз ибн Раджаб, да смилостивится над ним Аллах, упоминает в «Джами аль-улюм ва аль-хикам» (1/70) от нашего господина ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах: «Не принесут пользу слова без деяния, слова и деяния без намерения, а слова с деянием и намерением без соответствия этого Сунне». Он связал выражение с ибн Абу Дунья со слабой цепочкой передач.

 

[2] «Ат-Табакат ас-суфия», стр. 363.

 

[3] Сура «Аль-Худ», аят 7.

 

[4] «Хульят аль-авлия» (8/95); «Джами аль-улюм ва аль-хикам» (1/72).

 

[5] Т.е. самолюбование, гордыня и пр.

 

[6] «Вафаят аль-аян» (3/282).

 

[7] Сура «Ат-Тавба», аят 119.

 

[8] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 366.

 

[9] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 367.

 

[10] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 369.

 

[11] Т.е. к тому, чтобы люди знали о его плохих сторонах.

 

[12] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 369.

 

[13] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 369.

 

[14] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 366; «Аль-Маджму» (1/30).

 

[15] Т.е. он не обращает внимания на возможное изменение отношения людей к себе или относительно какого-либо деяния.

 

[16] «Аль-Маджму» (1/30).

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков