Циклы Авторы Сортировка
Часть 5: О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях, часть 3
Часть 5: О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях, часть 3
Передают со слов Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и бла...
4 383
12 февраля, 16

Часть 5: О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях, часть 3

4 383
12 февраля, 16

Хадис восьмой. Употребление недозволенного препятствует принятию мольбы

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и Посланникам, и Всевышний сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела»[1]. Также Всевышний сказал: «Вкушайте из того благого, чем Я наделил вас...»[2]. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути[3] и воздевает свои руки к небу, повторяя: «О Господь, о Господь!», – однако пища его недозволенна, и питье его недозволенно, и одежда его недозволенна, и вскормлен он был недозволенным, так как же может быть дан ему ответ?». Этот хадис привел Муслим в своей работе «Сахих» (1015).

 

Хадис девятый. Запрет причинения вреда без причины, а также в качестве ответной меры

 

Передают со слов Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Недопустимо причинять вред без причины, а также в качестве ответной меры».
 

Малик привел этот хадис в версии «мурсаль»[4]. Ад-Даракутни (3/77) и другие ученые привели изречение с различными цепочками передатчиков. Этот хадис является хорошим[5].

 

Хадис десятый. Религия есть проявление искренности

 

Сообщается от Тамима Ад-Дари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Религия есть[6] проявление искренности[7]». Мы спросили: «По отношению к кому?» – он же сказал: «По отношению к Аллаху, к Его Книге, и к Его Посланнику, к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». Хадис привел Муслим (55).

 

Хадис одиннадцатый. Запрет на множество вопросов

 

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я повелел вам, делайте то, что вам по силам. Поистине, тех, кто жил до вас погубило[8] лишь то, что они задавали множество вопросов[9] и не соглашались со своими пророками[10]». Хадис привели Аль-Бухари (7288) и Муслим )130/1337).

 

Хадис двенадцатый. Отрешенность от мира и её плоды

 

Сообщается, что Сахль ибн Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел некий мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне на такое деяние, что, если я совершу его, то меня полюбят и Аллах, и люди». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отрекись[11] от бренного мира, и Аллах полюбит тебя. Отрекись от того, что в руках людей, и люди полюбят тебя». Хадис привел ибн Маджа (4102), назвав его хорошим.

 

Хадис тринадцатый. Неприкосновенность мусульманина. Кровь мусульманина проливается лишь по праву, данному Шариатом

 

Сообщается от ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено проливать кровь мусульманина, свидетельствующего, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я Посланник Аллаха, за исключением трех случаев: когда дело касается женатого человека[12], совершившего прелюбодеяние, когда лишают жизни за жизнь, и когда дело касается человека, оставившего веру и покинувшего общину». Хадис привели Аль-Бухари (6878) и Муслим (1676). 

 

Хадис четырнадцатый. Неприкосновенность крови мусульманина и его имущества

 

Сообщается от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне велено сражаться с людьми[13] до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник, и не станут совершать молитву (салят) и выплачивать обязательный налог с имущества (закят). Если же они будут делать все это, то они защитят от меня свою жизнь и свое имущество. После этого их кровь и имущество может стать дозволенным лишь по праву, даваемому Исламом[14], и тогда отчет с них вправе требовать лишь Аллах[15]». Хадис привели Аль-Бухари (25) и Муслим (22).

 

Хадис пятнадцатый. Столпы Ислама

 

Сообщается от ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник (шахада), выполнении обязательной молитвы (салят), выплате обязательного налога с имущества (закят), совершении хаджа, соблюдении поста в месяце Рамадан (савм)». Хадис привели Аль-Бухари (8) и Муслим (21/16). 

 

Хадис шестнадцатый. Основы судопроизводства в Исламе

 

Сообщается от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если людям давать требуемое ими лишь на основе их притязаний[16], то одни обязательно станут покушаться на имущество и жизнь других. Поэтому в случае тяжбы притязающий должен представить доказательство[17], а отрицающий должен принести клятву в свое оправдание».  Хадис является хорошим в этой форме передачи (риваят), а его часть приводится в обоих «Сахихах»[18].

 

Хадис семнадцатый. Сердце – это весы для познания благочестия и греховности

 

Сообщается от Вабисата ибн Мабада, да будет доволен им Аллах, что он пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который спросил его: «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии и греховности?» – тот ответил: «Да». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Спроси свое сердце об этом, ибо благочестие – это то, в чем ощутили уверенность душа и сердце, а греховное – это то, что теребится в твоей душе и колеблется в груди[19], даже если люди скажут, что ты прав». В одной передаче (риваят) сказано: «…даже если дающие заключение о дозволенности скажут, что ты прав». Хадис признан хорошим, а привели его Ахмад ибн Ханбал, Ад-Дарими и другие[20].
 

В «Сахихе» Муслима (15/2553) сообщается от Ан-Нуваса ибн Самана, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Благочестие[21] есть благонравие[22], а греховное – это то, что теребится в твоей душе, и ты не хочешь, чтобы об этом узнали люди».

 

Хадис восемнадцатый. Повеление совершать все наилучшим образом и быть милосердными к животным

 

Сообщается от Шаддада ибн Авса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах предписал все делать наилучшим образом. Если придется убивать, то убивайте хорошим способом, когда будете закалывать животное, то также совершайте это хорошим способом, и пусть каждый из вас наточит свой нож для избавления животного от мучений». Хадис привел Муслим (1955). 

 

Хадис девятнадцатый. Проявление Веры в виде благих слов и соблюдении прав гостя и соседа

 

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть тот, кто верит[23] в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя». Хадис привели Аль-Бухари (6018) и Муслим (47).

 
[1] Сура «Аль-Муминун», аят 51

 

[2] Сура «Аль-Бакара», аят 172

 

[3] Имеется в виду, что этот человек находится долгое время в пути ради свершения различных видов поклонения, таких как хадж и других видов блага, но при этом он не получает ответ на свою мольбу из-за того, что его еда, питье и одежда являются недозволенными. Что ж говорить о тех, кто погружен в мирское или упускает различные виды поклонения и блага!? (см. «Шарх ибн Дакик Аль-Ид аля аль-арбаин ан-Нававия»).

 

[4] Мурсаль – это хадис, в котором не назван сподвижник, передавший его от Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

 

[5] Хадис приводится от Амра ибн Яхья, да будет доволен им Аллах, в «Аль-Мувата» (2/745); от отца Амра ибн Яхья, да будет доволен им Аллах, в «Ас-Сунан аль-кубра» имама Аль-Байхаки (6/69); от Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в «Аль-Мустадрак» (2/58).

 

[6] Т.е. опорой и основой религии является проявление искренности.

 

[7] Под искренностью (насыха) имеется в виду желание добра, блага тому, кому делается доброе наставление.

 

[8] Т.е. стало причиной мучений в обоих мирах.

 

[9] Особенно о том, что не касалось их, а также о вещах, в знании которых они не имели никакой необходимости.

 

[10] Т.е. непослушание пророкам, колебания и сомнения относительно того, что они сообщали, а также споры относительно норм и законоположений, с которыми они являлись.

 

[11]  Имам Ахмад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, делил отрешенность на три вида. Первый вид – это оставление недозволенного, что является отрешённостью обычных людей. Второй – оставление излишнего из дозволенного, что является отрешенностью избранных. Третий – оставление того, что отвлекает от Аллаха, и это является отречением людей, познавших Аллаха.

 

[12] Т.е. когда дело касается женатого мужчины или замужней женщины.

 

[13] Речь идет о многобожниках. Имеется передача (риваят) Ан-Насаи, в которой говорится: «Мне велено сражаться с многобожниками…» (3966).

 

[14] Т.е. их жизнь и имущество после принятия Ислама станут неприкосновенными, если только они не нарушат соответствующие нормы Шариата или не отступят от Веры.             

                      

[15] Т.е. отчет за скрытое от человека и за правдивость сердец, так как лишь Аллах знает о мыслях и внутреннем расположении другого человека.

 

[16] Т.е. без наличия каких-либо доказательств.

 

[17] Т.е. свидетелей.

 

[18] Аль-Бухари (4552), Муслим (1711).

 

[19] Т.е. в отношении дозволенности этого возникают сомнения.

 

[20] Ахмад (4/228), Ад-Дарими (2575).

 

[21] Имам Ат-Тирмизи сказал: «Под благочестием здесь подразумевается поддерживание родственных отношений, раздача милостыни и подчинение Аллаху» (см. комментарий имама Ат-Тафтазани на «Аль-Арбаин» имама Ан-Навави»).

 

[22] Т.е. благонравие является наиболее великим из его качеств.

 

[23] Имеется в виду тот, кто верит в Аллаха совершенной Верой, спасающей от наказания Аллаха и приводящей к Его довольству.

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави «Сады познавших Аллаха»
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков