Циклы Авторы Сортировка

Часть 6: О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях, часть 4

3 339
16 февраля, 16

Хадис двадцатый. Избегание гнева

 

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что некий человек[1] попросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Дай мне совет», – Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Не гневайся[2]». После этого человек несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Не гневайся». Хадис привел Аль-Бухари в своем «Сахих» (6116).

 

Хадис двадцать первый. Границы дозволенного и запрещенного Аллахом

 

Сообщается от Абу Салабата Аль-Хушани, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах возложил на людей обязательства (фарзы)[3], так не пренебрегайте ими[4], и установил границы[5], так не преступайте их, и запретил некоторые вещи, так не нарушайте же эти запреты, и умолчал[6] о некоторых вещах по Милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!». Хадис привел Ад-Дарукутни (4/184) с хорошей цепочкой передач (иснад).

 

Хадис двадцать второй. Богобоязненность и благонравие

 

Сообщается от Абу Зарра и Муаза бин Джабаля, да будет Аллах доволен ими обоими, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был. Вслед за дурным поступком[7] совершай благой, который сотрет дурной, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми». Хадис привел Ат-Тирмизи (1987) и назвал его хорошим. В некоторых версиях, которые заслуживают доверия, сказано: «Хороший достоверный хадис[8]».

 

Хадис двадцать третий. Дорога в Рай и врата блага

 

Сообщается от Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах: «Я сказал: «О Посланник Аллаха[9], расскажи мне о деянии, которое введет меня в Рай[10] и отдалит меня от Ада», – он сказал: «Ты спросил о великом деле, но, поистине, оно будет легким тому, для кого Всевышний Аллах облегчит следующее: поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварища, совершай молитву (салят), выплачивай обязательный налог с имущества (закят), соблюдай пост в месяце рамадан и соверши хадж к Дому[11]».
 

Затем он сказал: «Не указать ли тебе на врата блага? Это пост, являющийся щитом, и милостыня (садака), которая тушит прегрешения подобно тому, как вода гасит огонь, и молитва (салят) человека, совершаемая им глубокой ночью». После этого он прочитал аят (смысл): «Они отстраняют свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали»[12].
 

Затем он сказал: «Не рассказать ли тебе о главе[13] этого дела, его столпе и его вершине?» – я ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Глава этого дела – Ислам, его столп – молитва (салят), а вершина его – война (джихад)».
 

Затем он сказал: «Не рассказать ли тебе о главной части всего этого?» – я ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он взял свой язык и сказал: «Придерживай это». Я сказал: «О Пророк Аллаха, с нас и в самом деле спросится за то, что мы говорим?» – он ответил: «Да лишится тебя твоя мать! Разве будут ввергать людей лицами вниз в Ад за что-либо, кроме клеветнических речей?!». Хадис привел Ат-Тирмизи (2616) и сказал: «Хороший достоверный хадис».             

 

Хадис двадцать четвертый. Пророческий завет, побуждающий следовать Сунне

 

Сообщается от Аль-Ирбаза ибн Сарията, да будет доволен им Аллах: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к нам с проповедью, от которой наши сердца испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: «О Посланник Аллаха, это похоже на проповедь прощающегося с этим миром, так дай же нам наставление!». Он сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха. Слушайте и повинуйтесь, даже если вами будет повелевать раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит много раздоров, и поэтому вы должны придерживаться моей Сунны и Сунны праведных правителей (халифов), которые будут после меня, ведомых истинным путем. Держитесь за нее коренными зубами[14] и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение».
 

Хадис привели Абу Дауд (4607) и Ат-Тирмизи (2676), сказав: «Хороший достоверный хадис».

 

Хадис двадцать пятый. Наставление (насыха) Пророка, мир ему и благословение Аллаха, для укрепления Веры (Иман) в сердце

 

Сообщается от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «В один из дней я сидел за Пророком[15], мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «О мальчик, поистине я научу нескольким словам[16]: помни об Аллахе[17], и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой[18]. Когда просишь о чем-либо, проси Аллаха, когда обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху. Знай, что если все остальные соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-либо полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. Если же все остальные соберутся вместе, чтобы навредить тебе, они навредят тебе лишь в том, что было предопределено Аллахом, ибо перья уже подняты[19], и свитки высохли». Хадис привел Ат-Тирмизи (2516), сказав: «Хороший достоверный хадис».
 

В другой версии (риваят) имеется добавление: «Помни об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой, стремись к познанию Аллаха будучи в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. Знай, что то, что обошло тебя стороной, не должно было постичь тебя, а то, что постигло тебя, не должно было обойти тебя стороной».
 

В самом конце сказано: «Знай, что, поистине, победа сопутствует терпению, скорбь сменяется радостью, а после затруднения приходит облегчение»[20]. Это хадис, занимающий великое положение, упоминается и в «Аль-Икмаль».

 

Хадис двадцать шестой. Иман, Ислам и Ихсан

 

Хадис ибн Умара, переданный им от своего отца Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет Аллах доволен ими обоими, в котором говорится о вере в предопределение, поясняются Иман, Ислам, Ихсан, а также признаки наступления Судного дня[21].
 

Это хадисы, которые упомянул шейх Абу Амр ибн Ас-Салах, да будет доволен им Аллах.
 

Имеются и другие хадисы с таким же значением, и одним из них является следующий хадис.

 

Хадис двадцать седьмой. Следование прямым путем (истикама) – сердце Ислама

 

Сообщается от Суфьяна ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах: «Однажды я сказал: «О Посланник Аллаха, скажи мне про такие слова в Исламе, чтобы после этого я уже не спрашивал о них никого другого». Он сказал: «Говори: «Я уверовал в Аллаха», – а потом придерживайся стойкого следования пути Ислама». Хадис привел Муслим (38).

 

Хадис двадцать восьмой. Стыдливость – мерило деяния

 

Сообщается от Абу Мас’уда Аль-Бадри, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, к тому, что дошло до людей из первого пророчества, относится следующее: «Если не чувствуешь стыда, то делай, что пожелаешь»[22]. Хадис привел Аль-Бухари в своем «Ас-Сахих» (6120).

 

Хадис двадцать девятый. Путь, ведущий к Раю

 

Сообщается от Джабира, да будет доволен им Аллах: «Некий человек[23] обратился с вопросом к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Скажи, если я буду совершать предписанные мне обязательные молитвы (салят), буду соблюдать пост в месяце Рамазан, считать дозволенным дозволенное и запретным запретное, ничего не добавляя к этому, то войду ли я в Рай?» – он ответил: «Да». Хадис привел Муслим (18/15).

 
[1] Это был сподвижник Джарият ибн Куддама, да будет доволен им Аллах. Также есть версия, что это был ибн Умар, да будет им Аллах.

 

[2] Т.е. «избегай того, что может стать причиной гнева» или же «не иди на поводу гнева».

 

[3] Шариат делит действия на запрещенные (харам), дозволенные (халял), обязательные (фарз), желательные (сунна), нежелательные (макрух). Запрещенное действие – это действие, за оставление которого человек получает вознаграждение, а за его совершение подвергается наказанию. Дозволенное – это действие, которое человеку дозволено как совершить, так и оставить. Обязательное – это действие, за совершение которого человек получает награду, а за его оставление подвергается наказанию. Желательное – это действие, за совершение которого человек получает награду, а за его оставление не наказывается. Нежелательное – это действие, за совершение которого человек не наказывается, а за его оставление получает вознаграждение.

 

[4] Т.е. не оставляйте исполнение этих обязанностей и не проявляйте в этом пренебрежительность.

 

[5] Худуд – это определенное наказание в Шариате, призванное удерживать от греха.

 

[6] Т.е. не определил их как обязательные или недозволенные, и поэтому в Шариате в своей основе они считаются дозволенными.

 

[7] Т.е. греховным поступком.

 

[8] Ибн Хаджар, да будет доволен им Аллах, поясняет значение термина «хороший достоверный хадис» следующим образом:

 

а) если у хадиса имеются две и более цепочки передач (иснад), то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что данный хадис является хорошим, принимая во внимание одну цепь передач, и достоверным, если принимать другую цепь передач.

 

б) если у хадиса есть только одна цепочка передач, то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что одни ученые считают его хорошим, а другие – достоверным.

 

Имам Ат-Тирмизи, используя этот термин, как бы указал на то, что мнения ученых об этом хадисе различаются, и что он сам не отдал предпочтение ни одному из двух суждений об этом хадисе.

 

[9] Это произошло во время похода на Табук.

 

[10] Т.е. о деянии, совершение которого станет причиной того, что человек станет одним из обитателей Рая.

 

[11] Т.е. к Каабе.

 

[12] Сура «Ас-Саджда», аяты 16-17.

 

[13] Т.е. основе.

 

[14] Т.е. держитесь за Сунну крепко, ни в чем не отступая от этого.

 

[15] Т.е. сидел сзади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на верховом животном.

 

[16] Т.е. полезные наставления, а не слова, произносимые в качестве мольбы.

 

[17] Т.е. будь послушным Ему, выполняй Его веления, отстраняйся от того, что Он запретил.

 

[18] Т.е. будь послушен Ему, и пусть Он не увидит от тебя проступка, и тогда ты найдешь Его перед собой в трудностях.

 

[19] Т.е. все уже предопределено Всевышним Аллахом.

 

[20] «Аль-Мустадрак» (3/542).

 

[21] Передается от Умара, да будет доволен им Аллах: «Однажды, когда мы сидели рядом с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, к нам неожиданно подошёл какой-то человек с чёрными волосами в очень белой одежде, на котором не было следов пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так, что колени их соприкоснулись, положил руки на бедра и сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал молитвы (салят), выплачивал обязательный налог с имущества (закят), соблюдал пост в месяце Рамадан и совершил хадж к Дому, если будешь в состоянии проделать путь к нему». Тот человек сказал: «Ты сказал правду». Мы удивились тому, что он задаёт вопросы Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и подтверждает правдивость его слов. Затем он сказал: «Расскажи мне об Имане». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Иман заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его Ангелов, и в Его Писания, и в Его Посланников и в Последний день, а также в том, чтобы уверовал в предопределённость как хорошего, так и плохого». Тот человек сказал: «Ты сказал правду». Затем он сказал: «Поведай мне о чистосердечии (ихсан)». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ихсан заключается в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, и если ты Его не видишь, то Он, поистине, видит тебя». Затем он сказал. «Теперь же расскажи мне о Часе наступления Конца Света», – на что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше того, кто задаёт вопрос». Он сказал: «Тогда расскажи мне о его признаках». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Признаком приближения этого Часа станет то, что рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ». Затем этот человек ушёл, и я подождал определенное время, а затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «О Умар, знаешь ли ты, кто был тот, кто задавал вопросы?» – я ответил: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Тогда он сказал: «Поистине, это был Джибрил, который явился к вам, чтобы научить вас вашей религии». Хадис привел Муслим (8).

 

[22] Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, пишет в конце своей книги «Аль-Арбаун»: «Смысл этого хадиса следующий: «Если ты хочешь сделать что-либо, то делай это, если оно является тем, из-за чего ты не почувствуешь стыда перед Аллахом и перед людьми, если же почувствуешь стыд, то не делай».

 

[23] Это был сподвижник Ан-Ну’ман ибн Кавкал, да будет доволен им Аллах.

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков