Циклы Авторы Сортировка

Часть 8: О сущности искренности и правдивости, часть 2

3 258
23 февраля, 16

Искренность простых и избранных людей

 

Передается от господина Аль-Фудайла ибн ‘Ияда, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Отказ от совершения деяния ради людей – это показуха (рия), а совершение деяния ради людей – это проявление многобожия (ширк). Искренность же заключается в том, чтобы Аллах избавил тебя от всего этого».

 

Сообщается от господина Абу Мухаммада Сахля ибн Абдуллаха Ат-Тустари, да смилостивится над ним Аллах, что его спросили: «Что является наиболее трудным для эго (нафс)?» – он ответил: «Искренность, так как у эго (нафс) отсутствует в ней доля». 

 

Передается от Сайфа ибн Аль-Хусейна, да смилостивится над ним Аллах: «Самой дорогой и редкой вещью в мире является искренность».

 

Передается от Абу Усмана Аль-Магриби, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Искренность простых людей – это такая искренность, в которой у эго (нафс) нет доли. Искренность избранных рабов Аллаха – это такая искренность, которая имеет место быть против их воли, а не посредством ее. У них проявляется послушание, в то время как они изолированы от искренности, не видят и не принимают ее в расчет»[1].

 

Передается от господина, имама, человека из поколения, следующего за сподвижниками, Макхула, да будет доволен им Аллах: «Если в течение сорока дней раб Аллаха будет проявлять искренность, то на его языке и в сердце обязательно проявятся признаки мудрости»[2].

 

Передается от Сахля Ат-Тустари, да смилостивится над ним Аллах: «Кто искренне и честно отрешится от этого мира в течение сорока дней, у того проявятся чудеса (карамат). Если же они не проявятся, то это по причине отсутствия правдивости в его отрешенности». У Сахля спросили: «В чем у него проявится чудо (карамат)?» – он ответил: «Он возьмет то, что захочет, как захочет и откуда захочет»[3]

 

Толкование искренности у проницательных людей

 

Сахль Ат-Тустари, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Проницательные люди исследовали понятие «искренность» и пришли к следующему толкованию: «Когда в тайне и наяву движения и покой человека осуществляются лишь ради одного Всевышнего Аллаха без смешивания чего-либо с этим: ни человека, ни страсти, ни мирского»[4].

 

Польза искренне прочитанной проповеди

 

Исходя из перечисленного, сказано: «Поистине, украшением проповеди является искренность наставления в ней, а ее успех – во внимательном прослушивании того, кто стремится к ней».

 

Амр ибн Абдуль-Кайс сказал: «Если речь исходит от сердца, то она раскрывается в сердце, а если же она лишь с языка, то она не пройдет дальше ушей»[5].

 

Речь праведных поколений мусульман была устремлена только на довольство Аллаха, и поэтому она была всегда на слуху и закреплялась в сердцах людей.

 

Шейха Абдул-Кадыра Аль-Джили, да смилостивится над ним Аллах, спросили о значении слов Аль-Хасана Аль-Басри: «Когда ученый не является отрешенным от мира, то он является мучением для людей своего времени», – он ответил: «Он является таким, так как будет говорить без искренности и деяний, и его слова не попадут в сердца людей и не закрепятся в них. Народ будет слушать его слова, но не будут поступать согласно им».

 

Малик ибн Динар сказал: «Поистине, когда тело нездорово, еда и питье не приносит ему пользы, также и сердце, когда оно цепко держится за любовь к мирскому, проповедь не будет иметь положительного влияния на этого человека»[6].

 

Яхья ибн Муаз сказал: «Кто отвернется от проповеди, тот будет довольствоваться Адом»[7].        

 

Хамдуна Аль-Кассара спросили: «В чем смысл того, что слова праведных поколений мусульман более полезны, чем наши?» – он ответил: «Потому что они говорили ради могущества Ислама, спасения душ, довольства Милостивого, а мы говорим ради могущества душ, привлечения мирского и довольства творений»[8].

 

Ас-Сари, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Не делай ради людей ничего, не говори о них ничего, не оставляй ради них ничего, не давай ради них ничего и не раскрывай ради них ничего»[9].

 

Абу Аль-Касим Аль-Джунайд, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Искренность – это очищение деяния от мути[10]»[11].

 

Абу Усман Аль-Магриби сказал: «Искренность – это утверждение языком единственности Аллаха с одновременным подтверждением этого сердцем».

 

Абу Ата сказал: «Искренность – это то, что чисто от бедствий[12]»[13].

 

Ибрахим ибн Адхам сказал: «Искренность – это правдивость намерения перед Аллахом, Свят Он и Велик»[14].

 

Сахль ибн Абдуллах Ат-Тустари сказал: «Искренность – это то, что скрыто от творений и чисто от привязанностей»[15]. Также он сказал: «Об искренности не узнает и ангел, чтобы записать ее, и шайтан, чтобы испортить ее»[16].

 

Абу Сулайман Ад-Дарани сказал: «Когда раб искренен, его покидают множество сомнений и выполнение дел напоказ»[17].

 

Юсуф ибн Аль-Хасан Ар-Рази сказал: «Самой редкой вещью в мире является искренность»[18].

 

Ибрахим ибн Аль-Муваллад сказал: «Сладость поклонения с искренностью устраняет самолюбование»[19].

 

Ибн Асим Аль-Антаки сказал: «Наиболее полезной искренностью является искренность, отгоняющая от тебя выполнение дел напоказ, приукрашивание себя и притворство»[20]

 

[1] Шейх уль-Ислам Закарья Аль-Ансари, да смилостивится над ним Аллах, сказал в «Ихкам аль-адилля» (2/627): «Степеней искренности три: наивысшая, средняя и нижняя. Наивысшая искренность заключается в том, чтобы раб поклонялся лишь одному Аллаху, следуя Его велениям и исполняя свои обязанности в поклонении. Средняя – чтобы раб совершал деяния ради награды в Следующей жизни (ахират). Нижняя – чтобы свершать деяния ради почета от Аллаха в ближней жизни и спасения от Его бед. Все помимо этого – показуха (рия), даже если ее составляющие и отличаются друг от друга».

 

[2] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 360; «Аль-Маджму» (1/28).

 

[3] Это значит, что Аллах проявит Свою милость к нему и облегчит ему свершение остальных действий, строго следуя Исламу, хотя из-за правдивости не обязательно проявляются чудеса (караматы) (см. «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 572).

 

[4] «Шуаб аль-иман» Аль-Байхаки (6468), «Аль-Азкар», стр. 34.

 

[5] «Аль-Баян ва ат-табйин» (1/34).

 

[6] «Хульят аль-авлия» (2/323), «Тарих Димашк» (56/425).

 

[7] «Ихья улюми ад-дин» (9/220).

 

[8] «Хульят аль-авлия» (10/231), «Шуаб аль-иман» (1701).

 

[9] «Хульят аль-авлия» (10/126), «Шу’аб аль-иман» (6521).

 

[10] Т.е. от самолюбования, гордыни и прочее.

 

[11] «Тахзиб аль-асрар», стр. 285.

 

[12] Т.е. от того, к чему влечет нафс, – гордыня, самолюбование и прочее.

 

[13] Упоминается у Аль-Калабази в «Ат-Таарруф лимазхаби ахли ат-тасаввуф».

 

[14] «Тахзиб аль-асрар».

 

[15] «Аль-кашф ва аль-баян» (7/2).

 

[16] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 362. Данное высказывание у Джунайда, да смилостивится над ним Аллах, заканчивается словами «… и страсти, чтобы склонить её». Т.е. на искренность не влияет никто и ничто из перечисленного по причине ее наличия в сердце и посвящения тайного деяния своему Господу. Этим состоянием Аллах выделяет приближённых к Себе рабов (авлия), сердца которых отвернулись от бренного мира.

 

[17] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 363.

 

[18] «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 363.

 

[19] «Табакат ас-суфиййя», стр. 412.

 

[20] «Хульят аль-авлия» (9/282).

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:понедельник
Новый урок:четверг
Список уроков