
Часть 12: Пояснение воздействия намерения и разъяснение свидетельств этого от праведников, часть 2
Мольба о прощении (истигфар) сердца и языка
Нам сообщил наш шейх, имам Аль-Хафиз Абуль-Бака, да смилостивится над ним Аллах, нам сообщил Абу Мухаммад Абдуль-Азиз ибн Маали, нам сообщил Аль-Кази Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуль-Баки Аль-Ансари, нам рассказал имам Аль-Хафиз Абу Бакр Аль-Хатиб, нам сообщил Абуль-Фатх Мухаммад ибн Ахмад ибн Абуль-Фарис, нам сообщил Мухаммад ибн Ахмад Аль-Варрак: «Я слышал, как Абдуллах ибн Сахль Ар-Рази говорил: «Я слышал, как Яхья ибн Муаз Ар-Рази, да будет доволен им Аллах, говорил: «Сколько же просящих прощения грехов, которые ненавистны Аллаху, и к скольким же молчащим Аллах проявил Милость! Ведь первый просил прощения грехов у Аллаха с нечестивым сердцем, а второй молчал с сердцем, поминающим Аллаха»[1].
Передано по цепочке передач (иснад) до Аль-Хатиба, что он сказал: «Нам рассказал Абуль-Хасан Аль-Ваиз: «Я слышал, как Абу Абдуллах Ахмад ибн Атта Ар-Рузбари, да смилостивится над ним Аллах говорил: «Тому, кто отправился за знаниями ради самих знаний, они не принесут пользу. Тому, кто отправился за знаниями, желая поступать согласно им, принесет пользу даже малая часть знаний»[2].
Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что Абу Абдуллах ибн Ата сказал: «Знание зависит от действия согласно ему, действие зависит от искренности, а искренность к Всевышнему Аллаху порождает проницательность, исходящую от Всемогущего и Великого»[3]. Здесь имеется в виду искомое, полезное знание, как сказал наш имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах: «Знание – это не то, что выучено, знание – это то, что приносит пользу»[4].
Чистота сердца — лучший путь в Рай
Нам сообщил наш шейх Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб, нам сообщил Али ибн Махмуд Ас-Суфи, нам сообщил Абдуль-Ваххаб ибн Аль-Хасан Аль-Киляби, нам рассказал Саид ибн Абдуль-Азиз Аль-Халяби: «Я слышал, как Касим Аль-Джуи, да будет доволен им Аллах, сказал: «Основа религии – это набожность, наилучшее поклонение – проведенное в ночи, а наилучший из путей в Рай – чистота сердца»[5].
Имам, Аль-Хафиз Абу Саид Ас-Сам’ани сказал: «У Касима Аль-Джуи проявлялись чудеса (караматы). Вероятно, он подолгу пребывал голодным»[6].
О четырех основах нашего дела
Нам сообщил наш шейх Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб, нам сообщил Ахмад ибн Аль-Хусайн ибн Ас-Саммак: «Я слышал, как Абу Бакр Ад-Дукий сказал: «Я слышал, как Абу Бакр Аз-Заккак, да будет доволен им Аллах, говорил: «Наше дело возведено на четырех основах: мы едим, лишь сильно проголодавшись; мы спим, лишь выбившись из сил; мы молчим лишь из-за боязни; мы говорим лишь из-за сильной любви и волнения»[7].
Ад-Дукий был одним из великих суфиев, обладателей познания и чудес (караматы). Он скончался в Дамаске в месяце джумад аль-уля в 360 году. Что касается Аз-Заккака, то Ас-Самани сказал: «Он был одним из величайших суфиев, обладателей явных чудес (караматы) и познаний»[8]».
Через эту же цепочку (иснад) до Аз-Заккака передается, что он сказал: «Каждого приписывают к своей родословной, кроме фукара[9]. Поистине, их связывают с Всемогущим и Великим Аллахом. Знатность и родословная любого завершится, кроме их знатности и родословной, ибо, поистине, их родословная – это правдивость, а их знатность – это бедность»[10].
Совершение деяний искренне лишь ради Аллаха
До нас дошло от имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, через Аль-Байхаки, да смилостивится над ним Аллах, с его цепочкой передач (иснад), что Юнус ибн Абдул-Алий сказал: «Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «О Абу Муса, если ты приложишь все усилия, чтобы вызвать довольство всех людей, то не сможешь сделать этого. Поэтому будь искренен в своем деянии и намерении перед Всемогущим и Великим Аллахом»[11].
Нам сообщил наш шейх Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил аль-Хатиб, нам сообщил Ахмад ибн Аль-Хусайн Аль-Ваиз: «Я слышал, как Абу Бакр Ат-Тарасуси сказал: «Я слышал, как Ибрахим ибн Шайбан сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах Аль-Магриби говорил: «Чернорабочий лучше суфия, не обладающего правдивостью».
Рассказ об искренности (нусх) Хаммада ибн Салама к правителю
Передано через многочисленные цепочки передач (иснад) от Мукатиля ибн Салиха Аль-Хурасани, что он сказал: «Я вошел к Хаммаду ибн Саламату, да будет доволен им Аллах. В комнате была лишь циновка, на которой он сидел, свиток Корана (мусхаф), который он читал, походная сумка (джираб), посредством которой он занимался наукой и сосуд (митхара), из которого он совершал омовение. В этот момент, когда я сидел у него, кто-то постучался в дверь, и он сказал: «Девочка, выйди и посмотри, кто это!» – она ответила: «Это человек, посланный Мухаммдом ибн Сулайманом». Он сказал ей: «Скажи ему, чтобы он вошел один». После того как мужчина вошел, он поприветствовал всех и вручил ему письмо, сказав: «Прочти».
В письме было следующее: «С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в мире вечном. От Мухаммада ибн Сулаймана к Хаммаду ибн Саламату. Да приветствует тебя Аллах тем, чем приветствовал Своих приближенных рабов (авлия) и всецело предавшихся поклонению Ему. У нас возник вопрос… Навести нас, чтобы мы смогли услышать от тебя ответ».
Он сказал: «Девочка, давай сюда чернильницу!». Затем он сказал мне: «Напиши на оборотной стороне письма: «И тебя да приветствует Аллах тем, чем приветствовал Своих приближенных рабов (авлия) и всецело предавшихся поклонению Ему. Мы еще застали тех ученых, которые не ходили к кому-то давать ответы. Если у тебя появился вопрос, то приходи к нам лично, чтобы задать его. Если ты решишь навестить нас для этого, то приходи один, без сопровождающих, иначе я не проявлю искренности ни к тебе, ни к себе. Мир вам».
Однажды, когда я сидел возле него, в дверь постучали, и он сказал: «Девочка, выйди, посмотри, кто это». Она сказала: «Мухаммад ибн Сулайман», – тогда он сказал ей: «Скажи ему, чтобы входил один». Он вошел, поприветствовал нас, затем сел перед ним и сказал: «Почему меня переполняет страх, когда я смотрю на тебя?».
Хаммад сказал: «Я слышал, как Сабит (имеется в виду Аль-Бунани) говорил: «Я слышал, как Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Когда ученый посредством своего знания желает довольства Аллаха, то все благоговеет перед ним. Если же он пожелает посредством знаний накопить богатство, то он будет бояться всего»[12].
Он сказал: «Что ты скажешь, да смилостивится над тобой Аллах, о мужчине, у которого два сына, одним из которых он доволен больше и поэтому хочет оставить ему еще при жизни две трети своего имущества?» – он ответил: «Да смилостивится над тобой Аллах, поистине, я слышал, как Сабит Аль-Бунани говорил: «Я слышал, как Анас ибн Малик говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, когда Всемогущий и Великий Аллах хочет наказать раба посредством его же имущества, Он способствует составлению несправедливого завещания перед смертью»[13].
Он также спросил: «Есть ли у тебя нужда?» – Хаммад ответил: «Дай, если это не будет бедствием для религии». Мухаммад ибн Сулайман сказал: «Возьми сорок тысяч дирхамов и используй их для удовлетворения своих потребностей». Тогда Хаммад сказал: «Я верну эти деньги тем, у кого ты несправедливо их отнял». Мухаммад сказал: «Клянусь Аллахом, я даю тебе лишь полученное в наследство». Он сказал: «Я не нуждаюсь в них, убери их от меня, и да простит Аллах твои грехи». Тогда Мухаммад спросил: «Возьмешь ли ты что-либо другое?» – Хаммад ответил: «Дай, если это не будет бедствием для религии». Мухаммад сказал: «Возьми и раздай». На что Хаммад возразил: «Вероятно, даже если я и буду справедлив в распределении денег, то тот, кому не досталось, скажет: «Поистине, он не был справедлив в распределении», – и этим впадет в грех. Убери их от меня, и да простит тебя Аллах»[14].
Я сказал: «Как удивительно прекрасен этот рассказ, сколько же много в нем пользы, сколько много ценного он вобрал в себя, и как много в нем указаний на важные правила!»
Видение Хаммада ибн Саламата во сне после его смерти
Нам сообщил наш шейх Аль-Хафиз Абуль-Бака, когда я учился у него, нам сообщил Аль-Хафиз Абдуль-Ганий, дав разрешение на передачу этой информации другим, нам сообщил Мухаммад ибн Абдуль-Бакий, нам сообщил Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Аль-Хатиб, нам сообщил Абуль-Хусайн Али ибн Мухаммад ибн Бишран, нам сообщил Аль-Хусайн ибн Сафван, нам рассказал Абдуллах ибн Мухаммад, мне же рассказал Абу Абдуллах Ат-Тамими от своего отца: «Я увидел Хаммада ибн Саламата во сне и спросил его: «Что сделал с тобою твой Господь?» – он ответил: «Благо». Я спросил: «Что именно?» – он ответил: «Он сказал мне: «Ты долго утруждал себя, и сегодня Я продлю твой отдых, а также отдых тех, кто утомлял себя ради Меня. Как же прекрасно то, что Я уготовил для них![15]».
[1] «Аз-Зухд ва ар-ракаик» (23); «Сафват ас-сафва» (4/63).
[2] «Тарих Аль-Багдад» (5/97).
[3] «Тарих Аль-Багдад» (95/98).
[4] «Аль-Мадхаль иля ас-сунан аль-кубра» (516), «Хульят аль-авлия» (9/123).
[5] «Сыфат аль-сафва» (3/160).
[6] «Аль-Ансаб» (2/123).
[7] «Тарих Аль-Багдад» (2/319).
[8] «Аль-Ансаб» (3/160).
[9] Фукара – люди осознавшие свою нужду в Аллахе и стремящиеся к Нему.
[10] «Тарих Аль-Багдад» (2/319).
[11] «Манакиб Аш-Шафии» (2/173).
[12] «Аль-Фирдаус» (4201).
[13] «Аль-Фирдаус» (944).
[14] «Тарих Димашк» (953/133), «Сифат ас-сафва» (3/213).
[15] «Сифат ас-сафва» (3/213).
Комментарии: 0
Правила форума