Циклы Авторы Сортировка

Часть 17: Россыпь ценных слов, часть 5

2 203
7 апреля, 16

Признаки ненависти Всевышнего Аллаха к рабу

 

Нам сообщил шейх, исламский правовед (факих), муснид[1] Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн СалимАль-Анбари, да смилостивится над ним Аллах, нам сообщил судья (кадий), имам Абуль-Касим Абдус-Самад ибн Мухаммад ибн Абуль-Фадль Аль-Ансари, нам сообщил имам Абуль-Фатх Насрулла ибн Мухаммад ибн Абдуль-Кави Аль-Мисиси, нам сообщил шейх, исламский правовед (факих), имам Абуль-Фатх Наср ибн Ибрахим ибн Наср Аль-Макдиси Аз-Захид, да будет доволен им Аллах, мне сообщил судья (кадий) Абуль-Хасан Мухаммад ибн Али, что он написал мне, он сказал: «Нам сообщил Ахмад ибн Якуб Аль-Харави, нам рассказал Абу Абдуллах Ар-Рузбари, нам рассказал Умар ибн Махлад Ас-Суфи, он сказал: «Ибн Абуль-Вард сказал: «Маруф Аль-Кархи, да будет доволен им Аллах, сказал: «Признаком ненависти Всевышнего Аллаха к рабу является то, что ты видишь его занятым тем, что его не касается»[2].

 

Ты просишь Его о Рае и совершаешь Емуненавистное?

 

Нам сообщил наш шейх Аль-Хафиз Абуль-Бака, да смилостивится над ним Аллах, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил судья (кадий) Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб Абу Бакр, нам сообщил Абу Саид (имеется в виду Мухаммад ибн Муса ибн Аль-Фадл ибн Шазан), нам рассказал Мухаммад (имеется в виду ибн Абдуллах Ас-Саффар), нам рассказал Абдуллах, нам рассказал Исхак ибн Ибрахим, он сказал: «Я слышал как Аль-Фудайл ибн ‘Ияд, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Ты просишь у Него Рай и в то же время совершаешь то, что ненавистно Ему!? Я не видел никого, кто был бы менее внимателен к самому себе, чем ты»[3].

 

Ощущение нужды – самый близкий путь к Великому и Прощающему Аллаху

 

Нам сообщил Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Абу Бакр Аль-Хатиб, нам сообщил Абуль-Касим Абдур-Рахман ибн Ас-Саррадж, он сказал: «Я слышал, как Абу Наср Абдуллах ибн Али Ас-Саррадж сказал: «Я слышал, что Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад Ас-Саих сказал: «Я слышал, как Аль-Касим ибн Мухаммад, друг Сахля, сказал: «Я слышал, как Сахль ибн Абдуллах говорил: «Нет между рабом и Всевышним Аллахом более твердой завесы, чем предъявление прав к Аллаху, и нет пути более близкого к Нему, чем нужда в Нем»[4].
 

Мы передали через достоверные цепочки передач (иснад) от Абу Бахра Аль-Бакрави, он сказал: «Я не видел никого, кто бы поклонялся Всевышнему Аллаху больше, чем Шу’ба[5]. Он поклонялся Аллаху так, что его кожа иссохла на костях, и между ними не было мяса»[6].

 

Некоторые высказывания имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах

 

От имама Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, до нас дошли следующие слова:«В пяти качествах содержится благо ближнего и вечного миров: в богатстве души, в воздержании от причинения вреда окружающим, в зарабатывании дозволенного, в благопристойности и в уверенности во Всевышнем Аллахе в любом состоянии»[7].
 

Также от имама Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сообщается: «Тот, над кем сила страсти к мирскому одерживает верх, вынужден поклоняться его обладателям, а с того, кто довольствуется малым, спадает зависимость от обладателей мирского»[8].
 

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тому, кто желает, чтобы Всевышний Аллах раскрыл его сердце и одарил знанием, надлежит придерживаться уединенности, мало есть и отказаться от общения с глупцами и некоторымиприверженцами знаний, не обладающими справедливостью и этикой»[9].
 

Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Самым полезным кладом является богобоязненность, а самым вредным – несправедливость»[10].
 

Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Самыми достойными являются три деяния: поминание Всевышнего Аллаха, помощь брату по вере и соблюдение справедливости к людям, когда дело касается самого себя». То есть эти три деяния относятся к наиболее достойным.

 

Совершение деяния напоказ (рия) способен распознать лишь обладающий чистосердечием

 

Имам Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Совершение дел напоказ распознает лишь чистосердечный»[11].
 

Смысл этих слов следующий: «Познать суть показухи и ознакомиться с ее тайнами и тонкостями способен лишь тот, кто стремится к искренности настолько, насколько долгое время прилагает усилия в её исследовании, в размышлении о ней и в её поисках, чтобы познать ее целиком или частично. Этого достигает не всякий, а лишь избранные. Что же касается некоторых людей, утверждающих, что они познали суть совершения дел напоказ, то это исходит от их незнания сути вопроса».
 

Я, если это будет угодно Аллаху, упомяну в этой книге главу, в которой ты увидишь удивительные вещи, которые, если это будет угодно Аллаху, вызовут твое довольство[12].
 

Достаточно о силе скрытности показухи свидетельствует переданное нами от имама, наставника (устаз) Абуль-Касима Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, в своей работе «Ар-Рисалят» с предыдущей цепочкой передач (иснад) от него: «Я слышал, как Мухаммад ибн Аль-Хусайн сказал: «Я слышал, как Ахмад ибн Али ибн Джафар сказал: «Я слышал, как Аль-Хасан ибн Аллювия сказал: «Я слышал, как Абу Язид, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я двенадцать лет был кузнецом своего эго (нафс), пять лет был зеркалом своего сердца, год смотрел на то, что между ними, и вдруг оказалось, что у меня посредине имеется явный зунар[13]. Я работал двенадцать лет, чтобы удалить его. Затем я посмотрел на себя, и оказалось, что зуннар у меня внутри[14]. Я работал пять лет, чтобы удалить и его. Я размышлял, как это сделать, и в это время у меня произошло вдохновение (кашф) и я, посмотрев на творения, увидел, что они мертвы, и четырежды произнес над ними слова «Аллах Велик» (такбир)[15]».
 

Я сказал: «Подобная неясность, даже для этого ученого, равных которому редко встретишьна этом пути, достаточно ясно свидетельствуето сущности совершения дел напоказ».

 

Значение его слов «… я увидел, что они мертвы»

 

Что касается его слов «… я увидел, что они мертвы…», то они предельно ценны и значимы. Редко найдешь слова, достигающие их смысла, за исключением речи Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Я же вкратце укажу на их толкование.
 

Их смысл заключается в том, что после того, как он приложил все усилия в борьбе со своим эгом (нафс), оно исправилось, а его сердце озарилось. И он овладел своим эгом, покорил его, целиком стал властвовать над ним настолько, что оно искренне подчинилось ему. Потом он посмотрел на все творения и нашел их мертвыми, то есть не обладающими властью, не приносящими ни пользу, ни вред, не дающими и не запрещающими, не оживляющими и не умерщвляющими, не связывающими и не разъединяющими, не приближающими и не отдаляющими, не делающими ни несчастными, ни счастливыми, не дарующими удел и не лишающими его, не владеющими ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением, а это и есть качество мертвых.
 

Поэтому с ними следует обходиться как с мертвыми в упомянутых делах: их не пугают, на них не надеются, не желают того, что есть у них, не лицемерят в отношении них, не льстят им, не занимаются ими, не презирают, не умаляют их достоинства, не упоминают их недостатки, не преследуют за их промахи, не ищут их ошибки, им не завидуют, не считают многочисленным то, что даровал им Аллах из Своих благ, к ним относятся милостиво и им прощают их недостатки.
 

Однако вместе с тем в отношении них мы руководствуемся правосудием, с которым явился Шариат. Вышеприведенное не препятствует нам применять правосудие, идалее мы стремимся скрыть их недостатки, не умаляя их этим, как это мы делаем с мертвыми.
 

Когда кто-либо говорит о них плохо, мы запрещаем ему вдаваться в это, также как мы запрещаем подобное в отношении мертвых. Мы не делаем им ничего, не оставляем им ничего, мы не воздерживаемся по их причине от совершения чего-либо из поклонения Всевышнему Аллаху подобно тому, как мы не воздерживаемся от этого по причине мертвых, не хвалим их много, не любим их, не чувствуем отвращение к их ругани и не отвечаем на неё.
 

Суть всего этого в том, что они подобны несуществующим во всем упомянутом нами, они управляемы, и в отношении них применяются установления Всевышнего Аллаха.Тот, кто будет обращаться с ними подобным образом, соединит блага земного и вечного миров. Мы просим у Щедрого Аллаха содействия для этого.
 

Этого достаточно для толкования его слов, да будет доволен им Аллах. Аллах знает лучше.

 

[1] Муснид – человек, передающий хадисы со своей цепочкой передач (иснад). Муснидом может быть, как ученый, так и человек, не являющийся ученым, а занимающийся лишь передачей хадисов.

 

[2] «Ат-Табакат ас-суфия», стр. 89. Ибн Аль-Джавзи, да смилостивится над ним Аллах, в своей книге «Сифат ас-сафва» передает с цепочкой передач (иснад) от Аль-Джунайда Аль-Багдади, да будет доволен им Аллах: «Признаком того, что Всевышний Аллах отвернулся от раба, является увлечение его Аллахом тем, что его не касается».

 

[3] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 122.

 

[4] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 123.

 

[5] Суфьян Ас-Саури говорил: «Шу’ба является повелителем правоверных в хадисах».

 

[6] «Аль-Ансаб» (4/153).

 

[7] «Манакиб Аш-Шафии» (2/170).

 

[8] «Манакиб Аш-Шафии» (2/170).

 

[9] «Манакиб Аш-Шафии» (2/172).

 

[10] «Манакиб Аш-Шафии» (2/171).

 

[11] «Манакиб Аш-Шафии» (2/173).

 

[12] Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, скончался, не успев исполнить своего обещания, но для довольства нам достаточно и того, до чего он успел дойти в этой книге.

 

[13] Под явным зунаром имеется в виду опора и доверие к чему-либо иному, кроме Аллаха.

 

[14] Под внутренним зунаром имеется в виду одобрение собственных деяний и состояний.

 

[15] Т.е. совершил по ним заупокойную молитву (салят).

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков