Циклы Авторы Сортировка
Часть 7: О сущности искренности и правдивости, часть 1
Часть 7: О сущности искренности и правдивости, часть 1
Передано от Хузайфы ибн Аль-Ямана, что он спросил Посланника Аллаха ﷺ о том, что такое искренность, ...
5 585
19 февраля, 16

Часть 7: О сущности искренности и правдивости, часть 1

5 585
19 февраля, 16
Всевышний Аллах в отношении искренности сказал следующее (смысл): «Им было велено поклоняться лишь Аллаху, служа ему искренне, как единобожники»[1].
 
Передано от Хузайфы ибн Аль-Ямана, да будет доволен им Аллах, что он спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, что такое искренность, и он ответил, что спросил об этом у Джибриля, а тот сказал, что спросил об этом у Всемогущего Господа, и Он ответил: «Искренность – это одна из Моих сокровенных тайн, которую я вложил в сердца Моих рабов, которых Я люблю»[2].
 
Поэтому пришло от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, чьей наибольшей заботой будет Вечный мир (ахират), Аллах вложит в сердце достаток тем, что имеется у него, соберет его дела, и к нему придет предначертанное ему из бренного мира без его желания на это. А тому, чьей наибольшей целью будет бренный мир (дунья), Аллах установит бедность перед его глазами, рассеет его дела, и из доли ближнего мира он получит лишь то, что суждено ему, несмотря на все его старания получить больше». Передал Ат-Тирмизи[3].
 
В другой передаче сказано: «Аллах рассеет дела и представит бедность перед глазами того, чьим намерением являлся ближний мир (дунья), а тому, чьим намерением являлся Вечный мир (ахират), Аллах соберет его дела и вложит богатство в сердце, а ближний мир придет к нему, хотя он и не желал этого»[4]
 

Искренность в намерении – основа поклонения

 
Знай, что искренность в намерении – это основа в различных видах поклонения, так как передано: «Поистине, человек пребывает с семьей и детьми, в то время как с его меча капает кровь на пути Аллаха»[5].
 
«Поистине, человеку записывается милостыня, в то время как он не давал ее»[6].
 
«Поистине, человек выполняет малое деяние, не обращая на него внимания, а с этим поступком поднимаются ангелы, записывающие деяния, и Аллах говорит: «Запишите его в число обитателей Рая[7], ибо, поистине, посредством этого деяния он желал Моего Довольства». 
 

О значении слов «Намерение правоверного лучше его деяния»

 
До нас дошли следующие слова: «Намерение правоверного лучше его деяния, а намерение неверного хуже его деяния»[8].
 
Сказано: «Лучше, чем деяние неверного». Также сказано, что эти слова имели место быть, потому что в деяние может войти показуха (рия), а в намерение – нет. Или потому что намерение улучшает деяние, и в этом отношении намерение лучше деяния».
 
Также передаются следующие слова: «Намерение правоверного лучше, чем его деяние»[9].
 

Искренность – причина довольства Аллаха и счастья в Следующей жизни

 
От Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто покинул ближний мир, искренне поклоняясь Всевышнему Аллаху, не придавая Ему сотоварища, совершая молитву (салят) и выплачивая обязательный налог с имущества (закят), тот приобрел довольство Аллаха».
 
Анас сказал: «Это и есть религия, с которой пришли посланники и довели ее до людей от своего Господа, еще до многословия и изобретения разных видов страстей»[10].
 
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нам велено придерживаться искренности в тайном и явном, справедливости в довольстве и гневе, умеренности в богатстве и бедности»[11].
 
Передаются следующие слова: «Напасть искренности – это показуха (рия), а напасть деяний – отсутствие искренности». Всевышний Аллах говорит (смысл): «Им было велено поклоняться лишь Аллаху, служа ему искренне, как единобожники (ханифы)»[12].
 
Сказано: «К числу признаков приближённых к Аллаху людей (авлия) относятся три признака: глубокая убежденность Веры (якын), искренность и упование на Аллаха (таваккуль)». Также: «Причиной счастья являются два качества: искренность и набожность». Также: «Нет деяния у того, у кого отсутствует искренность»[13]. Также: «Существуют два качества из Сунны посланников: искренность и глубокая убежденность Веры».
 
До нас дошло следующее: «О люди! Будьте искренни по отношению к Аллаху, ибо, поистине, Аллах принимает лишь то, что было совершено искренне ради Него. Не говорите: «Это ради Аллаха и ради родства», – ибо, поистине, это было ради родства, и нет в этом доли Аллаху. Также не говорите: «Это ради Аллаха и ради вас», ибо и в этом нет доли Аллаху»[14].
 

Определение искренности знающими людьми

 
Передается от наставника (устаз), имама Абуль-Касима Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах: «Искренность – это сознательное всецелое посвящение повиновению лишь одному Истинному. Данный смысл заключается в стремлении к приближению к Аллаху посредством своего повиновения, проявляя его ни из притворства перед кем-либо из сотворенных существ, ни из-за похвалы и восхваления людей в свой адрес, ни ради чего-либо другого, а только лишь ради приближения ко Всевышнему». Он также отметил: «Можно сказать, что искренность заключается в сохранении себя от зависимости от людей»[15].
 
Передается от наставника (устаз) Абу Али Ад-Дакака, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Искренность заключается в сохранении себя от взоров творений Аллаха, а правдивость – в стремлении выйти из повиновения своему эго (нафс)»[16]. «Искренний человек не совершает ничего напоказ, а правдивый далек от самолюбия».
 
Передается от Абу Якуба Ас-Суси, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Если кто-либо увидит искренность в своей искренности, то искренность такого человека нуждается в искренности».
 
Передается от господина Джалила Зун-Нуна, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Имеется три признака искренности: одинаковое отношение к похвале и порицанию людей, отказ от привычки полагаться на свои деяния[17] и стремление получить награду за свершаемое в мире вечном»[18].
 
Передается от Абу Усмана Аль-Магриби, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Искренность означает забыть о том, что о тебе думают творения по причине твоих постоянных мыслей о Творце»[19].
 
Передается от Хузайфы Аль-Мараши, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Искренность заключается в том, чтобы явные и тайные деяния раба не отличались друг от друга».
 
 
[1] Сура «Аль-Байина», аят 5
 
[2] Упоминается Ас-Саалаби в «Аль-Кашф ва аль-баян» (2/6), имамом Аль-Кушайри через свой иснад в «Ар-Рисалят аль-кушайрийя», имамом Аль-Куртуби в «Аль-Джамиу ли ахкам аль-Куран» (2/146) и Абу Хаяном в «Аль-Бахру аль-мухит» (1/413). Имам Закарья Аль-Ансари, да смилостивится над ним Аллах, сказал в «Ихкаму ад-даляля» (2/628): «Сказано, что сердце того, между кем и Аллахом нет сокровенной тайны, будет постоянно отвлечено от мыслей о Господе, и вследствие этого человек не покается».
 
[3] «Сунан» Ат-Тирмизи (2465); «Тухват аль-ахвази» Аль-Мубаракфури.
 
[4] Приводит ибн Маджа (94105), ибн Хиббан (680), от нашего господина Зайда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах.
 
[5] Имам Ахмад (1/397) приводит от нашего господина Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах: «Поистине, большинство павших за Веру (шахиды) моей общины (умма) – это умершие в постели. Лишь Аллах знает лучше всех о намерении убитого между рядами».
 
[6] Т.е. имел намерение дать милостыню, но не смог.
 
[7] Другой вариант перевода: «Запишите его в книгу деяний праведников».
 
[8] «Тарих аль-Багдад» (9/236) от нашего господина Сахля ибн Саида, да будет доволен им Аллах, но со словами: «Деяние неверного лучше его намерения».
 
[9] «Муснад Аш-Шихаб» (147) и «Шуаб аль-иман» (6445) от нашего господина Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах.
 
[10] «Аль-Мустадрак» (2/333), «Сунан ибн Маджа» (70).
 
[11] «Шу’аб аль-иман» (6865) от нашего господина Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
 
[12] Сура «Аль-Байина», аят 5
 
[13] «Тарих Димашк» (64/45) от нашего господина ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.
 
[14] Приводится в «Сунан Ад-Дарукутни» (1/15) и «Шуаб аль-иман» (6417) от нашего господина Ад-Даххака ибн Кайса Аль-Фихри, да будет доволен им Аллах.
 
[15] Т.е. чтобы раб Аллаха не обращал внимания на похвалу и порицание людей, а также на то, чем они обладают. Сюда же входит смысл не радоваться тому, что кто-либо увидел деяние, совершаемое им.
 
[16] Т.е. в избавлении себя от того, чтобы считать свое деяние хорошим и приписывать его себе.
 
[17] Здесь имеется в виду, что человек должен полагаться только на Аллаха, так как ни дела, ни слова, ни знания не могут привести его к спасению.
 
[18] Первым из признаков искренности является одинаковое отношение к похвале и порицанию со стороны всех людей, а не только лишь определенной группы, что является первой степенью, заключающейся в спасении от показухи. Вторая степень заключается в том, чтобы не видеть свои деяния, чтобы не смотреть на вред и пользу, исходящую от них, чтобы забыть похвалу и порицание людей в отношении этих деяний, и все это по причине полной занятости такого человека своей искренностью. Третья степень заключается в том, чтобы забыть о вознаграждении за свое деяние в обоих мирах, чтобы это не приходило в голову вообще (см. «Шарх рисалят»).
 
[19] Это искренность людей, познавших Аллаха, ибо они очищают свои деяния даже от своего же взора увидеть их хорошими.
АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави «Сады познавших Аллаха»
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков