Циклы Авторы Сортировка
Отношение к поэзии в Исламе
Отношение к поэзии в Исламе
Прежде чем начать рассказ о «Касыде бурда», важно понять, каково отношение к поэзии в Исламе. В Кора...
7 214
1
5 января, 21

Отношение к поэзии в Исламе

7 214
1
5 января, 21

В «Касыде бурда» десять глав.

 

  • Первая глава – في ذكر عشق رسول الله صلي الله عليه وسلم (Разговор о любви к Посланнику Аллаха )

 

  • Вторая глава – فى منع هوى النفس (Об отстранении от желаний нафса)

 

  • Третья глава – فى مدح رسول الله صلي الله عليه وسلم (Хвала Посланнику Аллаха )

 

  • Четвертая глава – فى مولد رسول الله  صلي الله عليه وسلم (Благословенное рождение Посланника Аллаха )

 

  • Пятая глава – فى ذكر ىمن دعوته رسول الله صلي الله عليه وسلم (Посланник Аллаха призывает к Исламу)

 

  • Шестая глава – فى ذكر شرف القران (Величие Корана)

 

  • Седьмая глава –فى ذكر معراج رسول الله صلي الله عليه وسلم  (Мирадж и вознесение Посланника Аллаха )

 

  • Восьмая глава – فى ذكر جهاد رسول الله صلي الله عليه وسلم (Джихад Посланника Аллаха )

 

  • Девятая глава – فى طلب شفاعة رسول الله صلي الله عليه وسلم (Заступничество Посланника Аллаха )

 

  • Десятая глава – فى ذكر المناجات و عرض الحاجة (Дуа Всевышнему Аллаху о своих нуждах)

 

 

Прежде чем начать рассказ о «Касыде бурда», важно понять, каково отношение к поэзии в Исламе.

 

В Коране и хадисах мы можем найти слова, в которых, на первый взгляд, осуждается поэзия.

 

Так, в 19-м джузе Всевышний Аллах говорит:

 

وَالشُّعَرَاءُ يَتَّبِعُهُمْ الْغَاوُونَ

 

Поэты таковы, что им следуют заблудшие[1].

 

Из этого аята как будто следует, что поэты и поэзия ведут к заблуждению.

 

А в хадисе от Абу Саида Худри (да будет доволен им Аллах) передается, что они путешествовали с Посланником Аллаха в местности под названием Арадж и пришел поэт и стал читать свои стихи.

 

Посланник Аллаха сказал:

 

خُذُوا الشَّيْطَانَ

 

Поймай шайтана.

 

Посланник Аллаха под шайтаном имел в виду поэта и потом сказал:

 

لأَنْ يَمْتَلِئَ جَوْفُ رَجُلٍ قَيْحًا خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَمْتَلِئَ شِعْرًا

 

Лучше наполнить желудок грязью, чем поэзией[2].

 

Из вышеприведенных аята и хадиса как будто бы следует, что поэзия запрещена. Однако есть и хадисы, в которых хвалят стихи. Например, Кааб (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха  сказал:

 

إِنَّ مِنَ الشِّعْرِ حِكْمَةً

 

Некоторые поэты обладают мудростью[3].

 

Отдельные стихотворения учат нас великой мудрости и воодушевляют делать добро, тем самым прокладывая дорогу ко Всемогущему Аллаху.

 

В одном из хадисов Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха хвалил стихи поэта Лябида. Он сказал:

 

أصْدَقُ كَلِمَةٍ قَالَهَا شَاعِرٌ كَلِمَةُ لَبِيدٍ

 

Самое правдивое из того, что когда-либо сказал поэт, – это слова Лябида:

 

أَلَا كُلُّ شَيْءٍ مَا خَلَا اللَّهَ بَاطِلٌ

 

Смотри же, все, кроме Аллаха, исчезнет[4].

 

Это отсылает к следующему аяту:

 

كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ

Все в этом мире исчезнет[5].

 

Амр ибн Шарид (да будет доволен им Аллах) передает от отца следующее:

 

قَالَ رَدِفْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَوْمًا فَقَالَ ‏

 

Однажды я сидел за Посланником Аллаха ﷺ на верблюде. Посланник Аллаха ﷺ сам спросил меня:

 

هَلْ مَعَكَ مِنْ شِعْرِ أُمَيَّةَ بْنِ أَبِي الصَّلْتِ شَيْئًا ‏

 

У тебя есть какие-нибудь стихи Умейи ибн Абу Сальта?

 

Это был поэт эпохи джахилии.

 

Мой отец ответил:

 

قُلْتُ نَعَمْ

Да, о Посланник Аллаха.

 

Посланник Аллаха сказал ему:

 

‏"‏ هِيهِ ‏"‏

Прочитай их.

 

Мой отец сказал:

 

‏فَأَنْشَدْتُهُ بَيْتًا

Я прочитал одно стихотворение.

 

Тогда Посланник Аллаха сказал:

 

"‏ فَقَالَ ‏"‏ هِيهِ ‏‏

Прочитай другое стихотворение.

 

Он сказал, что дошло до того, что:

 

‏‏حَتَّى أَنْشَدْتُهُ مِائَةَ بَيْتٍ ‏.

«Я прочитал сотню стихотворений»[6].

 

Также упоминается, что в битве Курайза Посланник Аллаха сказал Хасану ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах):

 

‏ اهْجُهُمْ

Осуди их (многобожников).

 

وَجِبْرِيلُ مَعَكَ                                                      

Воистину, Джибриль с тобой[7].

 

Итак, есть передачи, которые противоречат друг другу, и мы опираемся на следующий хадис от Аиши (да будет доволен ей Аллах):

 

ذكر عند رسول الله شعرا

Однажды мы с Посланником Аллаха обсуждали поэзию[8].

 

Таким образом, мы приходим к выводу, что хорошая поэзия – это хорошо, а плохая – плохо.

 

Муфтий Ибрахим Десаи

 

 

 

[1]الشعراء: 224

 

[2]وأخرجه مسلم (2259) ، والبيهقي في "السنن" 10/244 من طريق قتيبة، بهذا الإسناد

 

[3]صحيح البخاري (8/ 34)

 

[4]صحيح مسلم (4/ 1768)

 

[5][الرحمن: 26]

 

[6]صحيح مسلم( 28/ 5602)  

 

[7]صحيح البخاري (5/ 113)

 

[8]ادب المفرد 792

АВТОР ЦИКЛА
Толкование поэмы «Касыда Бурда»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Урок вышел:пятница
Новый урок:пятница

Комментарии: 1

Правила форума
Timur Manafov
Timur Manafov
0
Ас саляму аляйкум.
وَالشُّعَرَاءُ يَتَّبِعُهُمْ الْغَاوُونَ

Поэты таковы, что им следуют заблудшие[1].

В слове يَتَّبِعُهُمْ вместо сукуна должна быть дамма
24 июля, 24
Список уроков