Отношение к поэзии в Исламе
В «Касыде бурда» десять глав.
- Первая глава – في ذكر عشق رسول الله صلي الله عليه وسلم (Разговор о любви к Посланнику Аллаха ﷺ)
- Вторая глава – فى منع هوى النفس (Об отстранении от желаний нафса)
- Третья глава – فى مدح رسول الله صلي الله عليه وسلم (Хвала Посланнику Аллаха ﷺ)
- Четвертая глава – فى مولد رسول الله صلي الله عليه وسلم (Благословенное рождение Посланника Аллаха ﷺ)
- Пятая глава – فى ذكر ىمن دعوته رسول الله صلي الله عليه وسلم (Посланник Аллаха ﷺ призывает к Исламу)
- Шестая глава – فى ذكر شرف القران (Величие Корана)
- Седьмая глава –فى ذكر معراج رسول الله صلي الله عليه وسلم (Мирадж и вознесение Посланника Аллаха ﷺ)
- Восьмая глава – فى ذكر جهاد رسول الله صلي الله عليه وسلم (Джихад Посланника Аллаха ﷺ)
- Девятая глава – فى طلب شفاعة رسول الله صلي الله عليه وسلم (Заступничество Посланника Аллаха ﷺ)
- Десятая глава – فى ذكر المناجات و عرض الحاجة (Дуа Всевышнему Аллаху о своих нуждах)
Прежде чем начать рассказ о «Касыде бурда», важно понять, каково отношение к поэзии в Исламе.
В Коране и хадисах мы можем найти слова, в которых, на первый взгляд, осуждается поэзия.
Так, в 19-м джузе Всевышний Аллах говорит:
Из этого аята как будто следует, что поэты и поэзия ведут к заблуждению.
А в хадисе от Абу Саида Худри (да будет доволен им Аллах) передается, что они путешествовали с Посланником Аллаха ﷺ в местности под названием Арадж и пришел поэт и стал читать свои стихи.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خُذُوا الشَّيْطَانَ
Поймай шайтана.
Посланник Аллаха ﷺ под шайтаном имел в виду поэта и потом сказал:
لأَنْ يَمْتَلِئَ جَوْفُ رَجُلٍ قَيْحًا خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَمْتَلِئَ شِعْرًا
Лучше наполнить желудок грязью, чем поэзией[2].
Из вышеприведенных аята и хадиса как будто бы следует, что поэзия запрещена. Однако есть и хадисы, в которых хвалят стихи. Например, Кааб (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ مِنَ الشِّعْرِ حِكْمَةً
Некоторые поэты обладают мудростью[3].
Отдельные стихотворения учат нас великой мудрости и воодушевляют делать добро, тем самым прокладывая дорогу ко Всемогущему Аллаху.
В одном из хадисов Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллахаﷺ хвалил стихи поэта Лябида. Он сказал:
أصْدَقُ كَلِمَةٍ قَالَهَا شَاعِرٌ كَلِمَةُ لَبِيدٍ
Самое правдивое из того, что когда-либо сказал поэт, – это слова Лябида:
أَلَا كُلُّ شَيْءٍ مَا خَلَا اللَّهَ بَاطِلٌ
Смотри же, все, кроме Аллаха, исчезнет[4].
Это отсылает к следующему аяту:
كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ
Все в этом мире исчезнет[5].
Амр ибн Шарид (да будет доволен им Аллах) передает от отца следующее:
قَالَ رَدِفْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَوْمًا فَقَالَ
Однажды я сидел за Посланником Аллаха ﷺ на верблюде. Посланник Аллаха ﷺ сам спросил меня:
هَلْ مَعَكَ مِنْ شِعْرِ أُمَيَّةَ بْنِ أَبِي الصَّلْتِ شَيْئًا
У тебя есть какие-нибудь стихи Умейи ибн Абу Сальта?
Это был поэт эпохи джахилии.
Мой отец ответил:
قُلْتُ نَعَمْ
Да, о Посланник Аллаха.
Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
" هِيهِ "
Прочитай их.
Мой отец сказал:
فَأَنْشَدْتُهُ بَيْتًا
Я прочитал одно стихотворение.
Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал:
" فَقَالَ " هِيهِ
Прочитай другое стихотворение.
Он сказал, что дошло до того, что:
حَتَّى أَنْشَدْتُهُ مِائَةَ بَيْتٍ .
«Я прочитал сотню стихотворений»[6].
Также упоминается, что в битве Курайза Посланник Аллаха ﷺ сказал Хасану ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах):
اهْجُهُمْ
Осуди их (многобожников).
وَجِبْرِيلُ مَعَكَ
Воистину, Джибриль с тобой[7].
Итак, есть передачи, которые противоречат друг другу, и мы опираемся на следующий хадис от Аиши (да будет доволен ей Аллах):
ذكر عند رسول الله شعرا
Однажды мы с Посланником Аллаха обсуждали поэзию[8].
Таким образом, мы приходим к выводу, что хорошая поэзия – это хорошо, а плохая – плохо.
Муфтий Ибрахим Десаи
Комментарии: 1
Правила форума