Женщины имеют такое же право на супружескую близость с мужем, как и мужчины. Однако, в отличие от мужчин они могут лучше контролировать свои сексуальные желания вследствие эмоциональных и физиологических различий между мужчинами и женщинами. Обычно женщина не требует исполнения своих желаний, но будучи в настроении, старается использовать различные средства, чтобы склонить мужа к близости, разговаривая с ним соблазнительно, украшая себя для него и глядя на него с желанием. Специалисты в области медицины считают, что сексуальное желание женщины достигает своего пика непосредственно после завершения ее менструального цикла. Проницательный муж понимает это и реагирует на ее знаки. Муж обязан неукоснительно выполнять сексуальные потребности своей жены. На нем будет грех, если он лишает жену этого права без уважительной причины. Именно поэтому многие правоведы считают религиозной обязанностью мужа регулярно вступать в сексуальную близость со своей женой. (См: «Бада'и ас-Санаи», 2: 331)
Сподвижник Абдуллах ибн Амр (радыАллаху анху) передает:
«Мой отец женил меня на женщине хорошего происхождения, и он часто спрашивал свою невестку о ее муже (обо мне): «Что за человек твой муж?» Она отвечала ему: «Он прекрасный человек! Он ни разу не спал с нами в постели, и даже не поднимал наши покрывала с тех пор, как мы пришли к нему!». Когда это продолжалось долго, мой отец рассказал об этом Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который сказал: «Пошли его ко мне». Я пришел к нему, и он спросил: «Как часто ты держишь пост?» — я ответил: «Каждый день». — «А как часто ты прочитываешь весь Коран?» — я ответил: «Каждую ночь». Тогда он сказал: «Постись три дня каждый месяц и заканчивай Коран каждый месяц». Я сказал: «Я могу сделать больше этого». Он сказал: «Тогда держи пост три дня каждую неделю». Я опять сказал: «Я могу сделать больше этого». Он сказал: «Постись через каждые два дня». Я сказал: «Я могу сделать больше этого». Тогда он (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Держи самый лучший пост — пост Дауда (мир ему), который постился через день; и оканчивай прочтение Корана в течение семи дней» (Сахих Бухари, 4765).
В другой версии того же хадиса Абдуллах ибн Амр (рады Аллаху анху) передает (продолжение хадиса):
«Разве не говорил я вам, чтобы вы постились весь день и молились всю ночь?» Я сказал: «Да, о, Посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай этого. Держи пост и отпускай его, совершай молитву ночью и спи, поскольку твое тело имеет право на тебя, твои глаза имеют права на тебя, и твоя жена имеет право на тебя. Достаточно для тебя держать пост по три дня каждый месяц. Каждое доброе дело увеличивается десятикратно, так что это будет подобно тому, как если бы ты держал пост все время». Но тогда я был силен, и мне хотелось совершать более трудные вещи. Я сказал: «О, Посланник Аллаха, я чувствую в себе силы (делать больше)». Он ответил: «Держи пост пророка Дауда (мир ему), но не больше этого». Я спросил: «Что это за пост Дауда (мир ему)?» Он ответил: «Половина времени (года)». (Сахих Бухари, 1874)
Когда же Абдуллах состарился, он говорил: «Мне пришлось последовать более простому способу (поклонения), который предложил мне Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)».
В этом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советует Абдуллаху ибн Амру ибн аль-'Асу (радыАллаху анху) быть умеренным в своем ибадате, и, узнав о том, что он не имеет близости с женой, говорит ему:
«Твоя жена имеет право на тебя». Этими словами он четко определяет обязанность мужа исполнять сексуальные и иные нужды своей жены
[1].
Абу Джунайфа передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) соединил Сальмана и Абу д-Дарда (радыАллаху анхума) узами братства. Однажды Сальман навестил Абу д-Дарда и, увидев его жену, Умм д-Дарда, одетую в бедную одежду, спросил ее: «Что случилось с тобой?» Она сказала: «Твой брат Абу д-Дарда совсем потерял интерес к этой жизни [то есть, он не замечает, как одета его жена, украшает ли она себя для него или нет, поскольку всецело занят поклонением Аллаху]. Абу д-Дарда затем вошел и принес для Сальмана немного пищи. Сальман сказал ему: «Ешь и ты!». Тот ответил: «Я держу пост». Тогда Сальман сказал: «Я не буду есть, пока ты не поешь». И они поели вместе. Когда наступила ночь, Абу д-Дарда хотел встать на молитву, но Сальман сказал ему: «Спи!», и он поспал. Когда наступила последняя часть ночи, Сальман разбудил его, и они помолились вместе. Затем Сальман сказал ему: «Твой Господь имеет права на тебя, твое тело имеет права на тебя, и твоя жена имеет права на тебя, так отдавай каждому из них их законное право». Абу д-Дарда затем отправился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и рассказал ему об этом, и он (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сальман сказал тебе истину». (Сахих аль-Бухари, 1867).
Ученые разошлись во мнениях, как часто муж должен иметь близость с женой, чтобы соблюсти ее права.
1)
Имам Абу Хамид аль-Газали придерживался мнения, что для мужчины обязательно сближаться с женой хотя бы
раз в четыре дня, основывая свое мнение на следующем событии:
Абдур-Раззак передает в своем «Мусаннафе» от Катады и Ша’би, что к Умару (радыАллаху анху) пришла женщина и сказала: «Мой муж всю ночь молится и каждый день держит пост». Умар сказал: «Ты очень хорошо похвалила своего мужа». Ка’б ибн Саввар сказал ему: «На самом деле она хотела пожаловаться». Умар сказал: «Как так?» Тот ответил: «Она хотела сказать, что ее муж не исполняет ее права (не занимаясь с ней любовью)». Умар тогда сказал ему: «Если ты так хорошо это понял, реши это дело между ними». И Ка’б сказал: «О, повелитель правоверных! Аллах разрешил мужчине иметь четырех жен. Так что этой женщине причитается (хотя бы) один день из этих четырех дней и одна ночь из этих четырех ночей». (ас-Суюты, «Тарих аль-хулафа», с. 161).
Исходя из этого имам аль-Газали считал, что мужчине следует удовлетворять жену хотя бы один раз в четыре дня, поскольку он мог бы проводить остальные три ночи с другими женами (если бы они у него были). Из ученых ханафитского мазхаба такого же мнения придерживался имам ат-Тахави (См. «Радд аль-Мухтар», 3:203, «Джадид Фикхи Масаиль», 2:172).
2) Имам Ибн Хазм считал обязательным для мужа сближаться с женой раз в месяц. Он писал:
«Будет обязательным для мужа сближаться с женой по крайней мере один раз в каждом чистом периоде (тухр) между ее месячными (хайд), если он в состоянии сделать это, в противном случае на нем будет грех». Доводом этому служат слова
Аллаха:
«Но, когда они очистятся, сближайтесь с ним так, как повелел вам Аллах». («Аль-Мухалля», с. 1672).
Имам Ибн Хазм основывает свое мнение на словах Аллаха «сближайтесь с ними», которые он понял в смысле обязанности. Но большинство ученых считали эти слова просто разрешением на близость с женой после окончания месячных, — поскольку во время хайда было запрещено сближаться с женой, поэтому Аллах вновь разрешает супружескую близость, как только жена очищается от месячных. Ибн Хазм понял эти слова буквально и постановил, что близость с женой после окончания ее месячных обязательна.
3) По мнению некоторых ученых, мужчина должен иметь близость с женой раз в четыре месяца, иначе на нем будет грех. Они основывают свое мнение на следующем сообщении:
Ибн Джарир передает: «Мне сообщил тот, кому я доверяю, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб (радыАллаху анху) обходил ночью свой город и услышал песню женщины, которая говорила: «Ночь длинная и темная, а я пребываю в одиночестве, что лишает меня сна. Если бы не страх перед Аллахом, кроме которого нет бога, то в этой постели я не была бы одна». Умар спросил ее: «Что случилось с тобой?» Она ответила: «Ты послал моего мужа в поход несколько месяцев назад, и я осталась одна». Он сказал: «Разве ты хочешь ослушаться Аллаха?» Она ответила: «Да защитит меня Аллах (от этого)!» Умар сказал ей: «Так потерпи, ибо это лишь вопрос письма, которое мы отправим ему». Затем он пошел к своей дочери Хафсе и спросил: «Я хочу узнать у тебя о деле, которое касается меня, так разъясни его для меня. Как долго женщина может оставаться без мужа?» Она опустила голову и застыдилась. Умар сказал ей: «Воистину, Аллах не стыдится истины». Тогда она показала знаками, что три месяца, а если это невозможно, то четыре. После этого Умар (радыАллаху анху) постановил, что армия не должна оставаться в походе больше четырех месяцев («Тарих аль-хулафа», с. 161-62)
[2].
Имам Ибн Кудама, известный ханбалитский факих, также согласился с этим мнением в своем труде по ханбалитскому и сравнительному фикху «Аль-Мугни». Он утверждал, что, если муж воздерживается от удовлетворения жены по уважительным причинам, таким как болезнь, то нет никакого определенного периода для близости с ней. Однако, если он воздерживается от близости без уважительной причины, он обязан сближаться с женой хотя бы раз в четыре месяца, а если он не в состоянии исполнить супружеский долг после истечения этого периода, он должен развестись с ней («Аль-Мугни», 8:551-52).
4) Большинство правоведов (фукаха), в том числе и многие ханафитские ученые, сошлись на том, что муж обязан иметь близость с женой регулярно, но без определения какого-либо определенного срока.
Известный ханафитский факих имам Аль-Хаскафи пишет:
«Будет обязательным для мужа сближаться с женой достаточно часто, и он не имеет права отказывать ей в близости реже, чем раз в четыре месяца, без ее согласия».
Имам Ибн Абидин объясняет это тем, что муж обязан иметь близость с женой достаточно часто. Затем он цитирует имама ат-Тахави, факиха ханафитской школы, который придерживался мнения, что муж обязан иметь близость с женой раз в четыре ночи. Однако, он пишет, что установленная позиция ханафитского мазхаба заключается в том, что не существует какого-то определенного количества времени, какое муж должен проводить с женой, ему следует исполнять супружеский долг так часто, как он может (См. «Радд аль-Мухтар аля д-Дурруль-Мухтар», 3:202-203, Баб аль-Касам).
По мнению автора (муфтия Кавсари), это последнее предложение представляется наиболее разумным и практичным, особенно в наше время. Таким образом, мужу следует вступать в близость с женой регулярно, чтобы поддерживать ее целомудрие, и чтобы она не склонялась к запретным вещам (к совершению прелюбодеяния). Если муж будет постоянно отказывать своей жене, он совершает грех. Так что, как и в случае с правами мужа, у жены есть право на сексуальное удовлетворение со стороны мужа. Если же муж чувствует себя очень слабым или больным, что супружеские отношения могут повредить ему, он может отказывать жене в близости, и на нем не будет греха.
[1] Этот хадис также показывает образец стыдливости и целомудрия сподвижниц (да будет Аллах доволен ими) и показывает, как они терпеливо сносили равнодушие своих мужей. В данном случае мы видим тактичность и терпение, с которой жена Абдуллаха ибн Амра отвечает своему свекру, который спросил ее об отношении к ней ее мужа.
[2] Следует отметить, что Умар ибн аль-Хаттаб (радыАллаху анху) спросил не свою жену, а дочь. Мауляна Ашраф Али Санви утверждает, что Умар сделал это, поскольку ожидал от дочери беспристрастного ответа. Он считал, что существует вероятность необъективного ответа жены, поскольку ее спрашивал бы ее муж («Аль-Ифадат аль-йаумийя мин аль-ифадат аль-каумийя», 2:300).
Комментарии: 0
Правила форума