СТАТЬИ
Почему Ислам называет жизнь испытанием?
Нелегки нынешние времена для мусульман. Смуты, волнения, войны... Иногда трудно удержаться от чувства отчаяния. Куда ни взглянем, всюду в...
Почему Ислам называет жизнь испытанием?
Испытания служат средством искупления грехов
Четыре способа реагировать на трудности и испытания – а как поведешь себя ты?
Об оставлении намаза на фоне депрессии
Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Почему Ислам называет жизнь испытанием
Нелегки нынешние времена для мусульман. Смуты, волнения, войны... Иногда трудно удержаться от чувства отчаяния. Куда ни взглянем, всюду видим страдания и противостояния. Так происходит во всем мире. Многие из нас с удивлением спрашивают: «Почему все это происходит с нами?»
Хотя такие мысли вполне естественны, нам не следует зацикливаться на них. Лучше обратим внимание на суть всего происходящего. Заглянем на минутку за кулисы этих иллюзорных сцен, чтобы увидеть суть, реальность.
А суть заключается в одном из наиболее часто повторяемых уроков Корана и Сунны. Эта фундаментальная истина заключается в следующем:
Все в этой жизни — испытание.
Аллах говорит в Коране:
Хотя такие мысли вполне естественны, нам не следует зацикливаться на них. Лучше обратим внимание на суть всего происходящего. Заглянем на минутку за кулисы этих иллюзорных сцен, чтобы увидеть суть, реальность.
А суть заключается в одном из наиболее часто повторяемых уроков Корана и Сунны. Эта фундаментальная истина заключается в следующем:
Все в этой жизни — испытание.
Аллах говорит в Коране:
«(Тот,) кто сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас (и увидеть), чьи поступки лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (Коран, 67:2).
Здесь Аллах сообщает нам о той цели, ради которой были созданы жизнь и смерть: все это сотворено, чтобы испытать нас.
На секунду отвлечемся и подумаем об аварийной сирене, которую часто устанавливают на фабриках и заводах. Зачем она нужна? Она предупреждает о большой опасности. От ее звука люди начинают паниковать. Но что, если это просто учебная тревога? Что, если это просто сигнал для испытания нашей реакции? Учебная сирена звучит абсолютно так же, как аварийная, но это «лишь тест, испытание». Она звучит, выглядит и действует как настоящая, но, тем не менее, таковой не является. Это просто испытание. И во время такой «испытательной» тревоги громкоговорители нам постоянно напоминают: «Учебная тревога». Это лишь испытание.
Именно это говорит нам Аллах об этой жизни. Да, все выглядит, звучит и происходит как нечто очень-очень реальное. Иногда это просто пугает нас. Иногда мы плачем от этого. Иногда, вместо того чтобы твердо — или даже еще тверже — оставаться на своих позициях, мы просто бежим. Но эта жизнь и все, что в ней, — не более чем тест. Все это лишь иллюзии, не имеющие отношения к действительности. И, подобно учебной тревоге, нас тренируют для Действительности — того, что действительно кроется за кулисами учебной тревоги.
А теперь представим: что произойдет, если приближение учебной «испытательной» сирены не будет ни для кого неожиданностью? Что, если каждую семью известят о грядущем испытании? На минутку задумайтесь о сообщении Совершенного и Всевышнего Аллаха, обращенного к нам:
«А земная жизнь — только обманчивое (и краткое) наслаждение. Вас обязательно испытают через ваше имущество и через вас самих. Вы обязательно услышите от тех, кому было дано Писание до вас, и от язычников много плохого. И если вы будете терпеливы и богобоязненны, (то знайте, что терпение и богобоязненность) это, поистине, то, в чем следует проявлять решимость» (Коран, 3:185-186).
Теперь представим, что, в дополнение к данным извещениям, нам дано знание о том, что огромное количество народов, живших до нас, подвергались такому же испытанию. Аллах говорит:
«Неужели вы думали, что войдете в Рай без того, чтобы вас постигло то, что постигло ваших предшественников? На них обрушивались нищета и болезни. Их сотрясало так, что посланник и верующие восклицали вместе: «Когда же придет помощь Аллаха?» Поистине, помощь Аллаха близка» (Коран, 2:214).
То есть не только был предсказан сигнал тревоги, но и нас известили о том, что сам сигнал — отнюдь не в новинку. Нам сообщили, что не мы первые в этом испытании.
Зная все это, как бы мы среагировали при звуке учебной сирены? Что ж, если это не более чем тренировка, то ни шока, ни недоверия у нас не будет. Нет паники. Нет даже беспокойства.
Но при всем при этом мы среагируем. Мы будем действовать.
И это ключевой момент.
— Для кого мы действуем?— Кто испытывает нас?— Кто вообще за всем этим наблюдает?— НТВ, Первый канал, репортеры, зрители?
Нет. Все они — лишь часть этой иллюзии, все они — лишь часть испытания. Мы действуем только для Одного-Единственного Судьи. Других судей нет. Мы действуем для единственной истинной Реальности (Аль-Хакк). Мы действуем, поскольку знаем, что Он смотрит, а Он — Единственный, кто будет оценивать результаты этого испытания.
Как только мы поймем эту базовую истину, в нашем сознании произойдет переворот. Как только мы поймем, что это лишь тест, наши вопросы резко изменятся.
Как только мы поймем эту базовую истину, в нашем сознании произойдет переворот. Как только мы поймем, что это лишь тест, наши вопросы резко изменятся.
Вместо того, чтобы спрашивать:
— «Как такое могло произойти?»,— «Почему все так несправедливо?»
нас будет интересовать совершенно иное:
— «Как мне на это реагировать?»,— «Как пройти это испытание?»,— «Что нужно изучать?»,— «Как заглянуть за кулисы этой иллюзии, к Создателю того, кто причиняет мне боль, того, кто притесняет меня, и к самому испытанию?»,— «Как нам, мусульманской общине, использовать это испытание для приближения к нашему конечному пункту назначения — к Богу?»,— «Как использовать это испытание для исполнения той цели, ради которой оно было создано как средство приближения к Нему?»
Аллах Велик!
Красота испытаний Совершенного и Всевышнего Аллаха заключается в том, что после того, как Он известил нас об их пришествии, Он дает нам точный рецепт для их прохождения:
Красота испытаний Совершенного и Всевышнего Аллаха заключается в том, что после того, как Он известил нас об их пришествии, Он дает нам точный рецепт для их прохождения:
Сабр (терпение) и таква (всегда помнить об Аллахе).
Совершенный и Всевышний Аллах говорит:
«А земная жизнь — только обманчивое (и краткое) наслаждение. Вас обязательно испытают через ваше имущество и через вас самих. Вы обязательно услышите от тех, кому было дано Писание до вас, и от язычников много плохого. И если вы будете терпеливы [обладать сабром] и богобоязненны [всегда помнить об Аллахе], (то знайте, что терпение и богобоязненность) это, поистине, то, в чем следует проявлять решимость» (Коран, 3:185-186).
В другом аяте Совершенный и Всевышний Аллах подчеркивает два тех же самых ингредиента для отражения любого вреда, являющегося следствием козней против нас:
«Если с вами случается что-то хорошее, это их огорчает. А если вас постигает плохое, они радуются от этого. Если вы будете терпеливы и богобоязненны, их козни никак не навредят вам. Поистине, Аллах все, что они делают, охватывает (Своим знанием)» (Коран, 3:120).
Для помощи нам по прохождению этих испытаний Совершенный и Всевышний Аллах также говорит о том, как реагировали на испытания те, кто жил до нас:
«Люди сказали им (верующим): «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Но это лишь увеличило их веру, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха! Он — лучший Покровитель!» Они вернулись с наградой от Аллаха и (Его) милостью. Ничего плохого не случилось с ними, и они обрели довольство Аллаха. Поистине, Аллах — обладатель великой милости. Это просто шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие» (Коран, 3:173-175).
В других аятах Корана Совершенный и Всевышний Аллах говорит нам:
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражались войска верующих! Они не испугались того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не склонились (перед врагом). И Аллах любит терпеливых. Они говорили только такие слова: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества в наших делах! Укрепи нас и даруй победу над неверующими!» Аллах даровал им награду в этом мире и лучшую награду в вечной жизни. И Аллах любит делающих добро. О верующие! Если вы подчинитесь неверующим, они вернут вас назад (в неверие), и вы понесете урон. Нет же! Аллах — ваш Покровитель. Он — Наилучший из помощников» (Коран, 3:146-150).
Совершенный и Всевышний Аллах рассказывает нам эти истории, чтобы мы извлекли урок из реакции и ответа тех людей, что жили до нас. А ответом их было: «Достаточно нам Аллаха! Он — лучший Покровитель!». Они говорили: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества в наших делах! Укрепи нас и даруй победу над неверующими».
Они не смотрели на это иллюзорное испытание, они смотрели сквозь на него — за его кулисы. Они сосредотачивали свое внимание на Том, кто за все этим стоит, — на Боге. Они понимали, что Совершенный и Всевышний Аллах — не только Тот, кто дал им это испытание, но и Тот, кто может спасти их от него. И они просили Его о помощи через покаяние, сабр и улучшение своих моральных качеств (таква).
Но что больше всего успокаивает, так это то, что Сам Совершенный и Всевышний Аллах успокаивает верующих и обещает им успех:
«Не переставайте (сражаться) и не печальтесь, ведь вы — выше (их), если вы верующие. Если вас ранили, то ведь и других тоже ранили. Мы чередуем дни (побед и поражений)для людей, чтобы Аллах выявил верующих и сделал бы некоторых из вас мучениками. И Аллах не любит несправедливых. И (Всевышний чередует дни побед и поражений также) чтобы Аллах очистил верующих и уничтожил неверующих. Или вы считали, что (без испытаний) войдете в Рай до того, как Аллах выявит тех, кто сражался, и выявит терпеливых?» (Коран, 3:139-142).
Как только мы сменим наше восприятие, через которое мы смотрим на эту жизнь, сразу поменяется и наша внутренняя и внешняя реакция на него. Когда жившие до нас праведники подвергались испытанию, это лишь увеличивало их веру и покорность.
Коран гласит:
«Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это — то, что обещал нам Аллах и Его Посланник (они обещали испытание, а затем победу). Аллах и Его Посланник сказали правду». Это только увеличило в них веру и покорность (Аллаху)» (Коран, 33:22).
Но пока мы не поменяем наше восприятие, мы никогда не сможем сдвинуться с мировоззрения «Как это могло произойти с нами?» и не сможем понять истинную цель этого испытания, являющегося сотворенным средством нашего очищения, усиления и приближения к Создателю всего и вся — Тому, кто создал вас, меня и всех людей, включая всех их правителей.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Какие мужские причёски дозволены и запрещены мусульманам?
Мужчинам-мусульманам разрешается стричь волосы. Это основано на том факте, что существует множество преданий о том, что Посланник Аллаха ...
10 исламских правил вождения: как мусульманину вести себя на дороге по Сунне
Узнайте 10 исламских правил поведения за рулём по Сунне Пророка ﷺ. В статье — советы о том, как начинать поездку с дуа, сохранять спокойс...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Одиннадцать практических советов по решению проблем
Мир полон трудностей, и всем нам приходится с ними так или иначе сталкиваться. Ниже представлены некоторые из возможных решений возникающ...
Как стать лучшим мусульманином?
Вопрос: В определенные периоды жизни, сталкиваясь с какими-либо трудностями, я начинаю пренебрегать всеми благими делами. Что мне следует...
Алматы
Как принять Ислам?
Войти
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Комментарии: 5
Правила форума