Сура «Аль-Мульк»
ПЕРЕВОД:
1. Возвышен Тот, кто обладает властью. Он Всемогущ,
ТАФСИР (Толкование):
Смысл слова «تَبَارَكَ» в отношении Аллаха подобен значению выражения «Аллаху акбар», — то есть «Аллах велик, возвышен»[1].
Слово «يَد» буквально означает «рука», однако, согласно вероучению Ислама, Всевышний Аллах не описывается телом и органами, поэтому буквальное значение здесь (и в других аятах Корана) не может подразумеваться. Значение слова в каждом конкретном случае понимается учеными из контекста.
Здесь, как пишет имам Фахруддин ар-Рази, это слово усиливает смысл того, что Аллах — обладатель всей полноты власти над миром[2].
Из этого аята понимаются важные положения исламского вероучения: Аллах существует, Он обладатель всех качеств совершенства, Ему принадлежит абсолютная власть над миром, Он Всемогущ[3].
1
ПЕРЕВОД:
2. (Тот,) кто сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас (и увидеть), чьи поступки лучше. Он — Могущественный, Прощающий.
ТАФСИР (Толкование):
Доказательствами Могущества Аллаха и абсолютной Его власти над вселенной является то, что Он создал жизнь и смерть, то есть создал все сущее из небытия, дав ему жизнь, а потом в назначенный Им срок умертвил творения.
Ученые говорят:
«Смерть не является переходом в небытие и полным прекращением жизни. Она — просто переход из одного мира в другой. Поэтому, как сообщается в хадисах, умерший в могиле слышит, видит и обладает остальными чувствами… Смерть — это лишь выход души из тела»[1].
Затем Аллах сообщает нам, что наша жизнь — это испытание, цель которого — определить, чьи дела будут хорошими и вызовут довольство Господа, а чьи вызовут Его гнев. По итогам этого испытания решится участь людей в вечной жизни. При этом, разумеется, Всевышний Аллах знал обо всех наших поступках еще в предвечности.
Ученые отмечают, что Аллах говорит: «Чьи поступки лучше», — то есть значение в Судный день будет иметь качество наших благодеяний, а не их количество[2].
2
ПЕРЕВОД:
3. (Он – тот,) кто создал семь небес одно над другим. В сотворенном Милостивым ты не увидишь никаких недостатков. Посмотри еще раз. Видишь ли ты (где-нибудь) трещину?
ТАФСИР (Толкование):
Во всей вселенной даже самый придирчивый наблюдатель не найдет ни единого недостатка: наоборот, она в своей мудрой гармонии совершенна, и все в ней несет отпечаток абсолютного Могущества и Мудрости ее Творца.
Всевышний призывает людей взглянуть еще раз на небеса и убедиться в их безупречности.
3
ПЕРЕВОД:
4. Потом посмотри еще два раза, и твой взгляд вернется к тебе пристыженным, усталым.
ТАФСИР (Толкование):
Затем взгляни, человек, еще два раза (или еще сто тысяч раз) придирчивым взглядом, пытаясь увидеть в небесах хоть малейшее несовершенство. Ты не увидишь его, и тебе придется признать свою неправоту. После этого для разумного человека нет иного выхода, кроме как уверовать в Совершенного Творца небес и земли.
4
ПЕРЕВОД:
5. Поистине, Мы украсили ближайшее небо светильниками и сделали их тем, чем побивают шайтанов. Мы приготовили для них наказание Ада.
ТАФСИР (Толкование):
«Светильники» — это небесные тела: планеты, звезды, астероиды и т. п. В этом аяте Всевышний Господь сообщает нам об их назначении.
Шайтанов, пытающихся проникнуть на небеса и подслушать там разговоры ангелов, сбивают отделяющиеся от небесных тел части, тогда как сами они нетронутыми остаются на своих местах.
Катада говорил:
«У небесных тел три предназначения: быть украшением небес, побивать шайтанов, указывать направление путешествующим по суше и морю, а также определять время»[1].
Современная астрономия подтверждает существование этого явления, которое в обиходе называют падающими звездами или огненным дождем, а наука — метеорным потоком и метеоритным дождем. Этот факт лишний раз доказывает, что между сведениями Корана и достоверными естественнонаучными знаниями не может быть противоречий.
Также шайтанов, помимо побивания метеоритами, ожидает вечное мучительное наказание в Аду.
[1] Куртуби, 21/118.
5
ПЕРЕВОД:
6. Тем, кто не уверовал в своего Господа, приготовлено наказание в Аду. Плох их итог!
ТАФСИР (Толкование):
Также вечное адское наказание, помимо шайтанов, ожидает и неверующих. Таким образом, неверующие — как люди, так и джинны — обретут свое вечное пристанище в Аду.
6
ПЕРЕВОД:
7. Когда их бросят туда (в Ад), они услышат, как он ревет, когда кипит.
ТАФСИР (Толкование):
7
ПЕРЕВОД:
8. Он (Ад) готов разорваться на части от ярости. Всякий раз, когда в него будут бросать группу (людей), хранители Ада будут спрашивать их: «Разве к вам не приходил увещеватель?»
ТАФСИР (Толкование):
Ад, когда в него будут сбрасывать неверующих, будет реветь, бурлить так, будто он готов взорваться от ярости и гнева на тех, кто посмел враждовать с Господом миров.
И ангелы-хранители Ада будут спрашивать этих несчастных с упреком: «Разве не отправлял Всевышний к вам Своего пророка?! Разве он не предупреждал вас о том, что ожидает вас после смерти, если вы не подчинитесь ему и не уверуете во Всевышнего Аллаха?!»
Толкователи Корана пишут, что эти упреки сами по себе будут мучительным наказанием для неверующих. Невозможно представить себе их сожаление и отчаяние при мысли, что они могли бы избежать столь ужасной участи[1].
[1]Сафват ат-тафасир, 3/417.
8
ПЕРЕВОД:
9. Они ответят: «Да, приходил к нам увещеватель, но мы не поверили ему и сказали: «Аллах ничего не ниспосылал, а вы (называющие себя пророками) очень сильно заблуждаетесь»».
ТАФСИР (Толкование):
Имам Фахруддин ар-Рази пишет, что этим признанием неверующие подтвердили справедливость Всевышнего Аллаха: да, Господь отправлял к ним посланника, но они добровольно отказались последовать за ним и сделали вид, будто не было ни посланника, ни откровения от Аллаха[1].
[1] Рази, 30/64.
9
ПЕРЕВОД:
10. Они (обитатели Ада также) скажут: «Если бы мы слушали (пророков) или размышляли, то не оказались бы среди обитателей Ада».
ТАФСИР (Толкование):
Испытывая мучительное сожаление, неверующие скажут: «Если бы мы прислушались к словам посланников, которых Аллах отправил, чтобы наставить нас на истинный путь, и воспользовались разумом, который был нам дан для того, чтобы отличить истину от заблуждения, мы не оказались бы сейчас в Аду!»
10
ПЕРЕВОД:
11. Они признаются в своем грехе. Прочь же, обитатели Ада!
ТАФСИР (Толкование):
Они признают, что не последовали за своим посланником и сделали вид, будто никого Аллах к ним не отправлял[1].
Но их признание и раскаяние уже не принесет им пользу.
[1] «Мухтасар тафсир аль-Хазин», 3/500.
11
ПЕРЕВОД:
12. Поистине, тем, кто боится своего Господа, не видя Его, — прощение и большая награда.
ТАФСИР (Толкование):
Но иным будет положение в вечной жизни тех, кто последовал за пророком, поверил во Всевышнего Аллаха, несмотря на то что никогда Его не видел, и выполнял Его повеления. Благочестивым верующим Всевышний Аллах простит их грехи и дарует великую награду — Рай и его блага.
12
ПЕРЕВОД:
13. Станете ли вы говорить (о чем-то) тайно или же вслух, — поистине, Он ведает о том, что внутри (вас).
ТАФСИР (Толкование):
Это обращение ко всем людям, как к верующим, так и неверующим: Всевышний Аллах — Знающий, Он ведает обо всех мыслях, чувствах, словах и поступках людей. И не имеет значения, тайные это движения души или то, что известно миллиардам окружающих, — Всевышний Аллах обладает абсолютным Знанием.
Ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом) говорил:
«Этот аят ниспослан о язычниках (Мекки). Они ругали Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) между собой, а Джибриль передавал ему их слова. Тогда они стали говорить друг другу: «Говорите тише, чтобы Бог Мухаммада не услышал вас». Тогда Всевышний Аллах сообщил им, что от Него ничего скрыть невозможно»[1].
[1] Там же, 3/501.
13
ПЕРЕВОД:
14. Как может не знать этого Тот, кто сотворил (вас), ведь Он знает итог всего, знает обо всем?
ТАФСИР (Толкование):
Разве Тот, Кто сотворил человека, может не знать чего-то о нем? Ведь все действия человека творит Аллах. Как что-то может быть скрыто от него?
Значение имени Всевышнего «Аль-Латыф» — «Знающий обо всех нюансах скрытого». А «Аль-Хабир» — «Знающий о сути всех вещей» или «Тот, от Знания Которого ничего не скроется». Оба этих имени указывают на Всезнание Господа.
14
ПЕРЕВОД:
15. Он – Тот, кто сделал для вас землю покорной. Перемещайтесь же по ней во все стороны и ешьте из Его пропитания! К Нему — ваше воскрешение.
ТАФСИР (Толкование):
Во многих аятах Священного Корана Всевышний Аллах сообщает нам, что вся земля, все ее бесчисленные блага даны человеку в пользование и подчинены ему.
В этом аяте Господь сравнивает землю с покорным животным, подставляющим человеку свои бока (стороны)[1]. Человек волен перемещаться по ней свободно в поисках заработка, с целью торговли, перевозя различные товары.
Имам аль-Алюси пишет, что очень часто в Коране все насущные потребности человека обозначены как «пропитание», «потому что это самое важное, в чем человек нуждается. В этом аяте заключено доказательство, что зарабатывать на жизнь и создавать причины (для наделения пропитанием) — желательно, и это никак не противоречит упованию на Аллаха (таваккуль).
Однажды Умар (да будет Аллах им доволен) проходил мимо группы людей и спросил их: «Вы кто такие?» Они ответили: «Мы уповающие на Аллаха». Умар сказал им:
«На самом деле вы бездельники, уповающие на других людей. Таваккуль — это когда человек сеет зерно и после этого уповает на Всевышнего Аллаха»»[2].
15
ПЕРЕВОД:
16. Неужели же вы думаете, что Всевышний Аллах не заставит землю задрожать и поглотить вас?
ТАФСИР (Толкование):
«Знай, что мушаббиха приводят как довод на то, что Всевышний Аллах занимает место, Его слова: «مَنْ فِي السَّمَاءِ» (дословно «Тот, кто в небе»). На это мы ответим: этот аят нельзя понимать буквально, согласно единогласному решению мусульман, ибо, если мы допустим, что Аллах находится в небе, то получится, что небо больше Его, а Аллах меньше неба. А небеса гораздо меньше Арша. Следовательно, получится, что Всевышний Аллах значительно меньше Арша. А это, согласно иджме мусульман, абсурд…»[1]
16
ПЕРЕВОД:
17. Неужели же вы думаете, что Всевышний Аллах не нашлет на вас ураган камней? Вы узнаете, каково Мое предупреждение!
ТАФСИР (Толкование):
Неужели же неверующие думают, что они в полной безопасности и Всевышний Аллах не может обрушить на их головы камни, как Он обрушил их на народ пророка Лута (мир ему) и «хозяев слона»[1]?!
Но нет! Когда они воочию увидят Ад, они поймут, от чего Господь их предостерегал в Своем Откровении.
17
ПЕРЕВОД:
18. Те, кто был до них, также не поверили им (пророкам). Каково же было Мое обличение!
ТАФСИР (Толкование):
Такое уже бывало раньше: и среди общин прежних пророков были те, кто не верил им и отказывался следовать за ними. Иногда это были целые народы. О многих из них Всевышний Аллах рассказал в назидание нам в Священном Коране: например, о народе Нуха (мир ему), народе Лута (мир ему), адитах и самудянах.
Аллах выступил против них, уничтожив их. Язычники Мекки могли убедиться в правдивости этих коранических историй.
Всевышний Аллах говорит:
وَعَادًا وَثَمُودَ وَقَد تَّبَيَّنَ لَكُم مِّن مَّسَاكِنِهِمْ
«А также (Мы уничтожили) адитов и самудян! Вам это ясно по их жилищам»[1].
[1] Коран, 29:38.
18
ПЕРЕВОД:
19. Разве они не видели птиц над собой, которые распрямляют и складывают крылья? Никто не держит их, кроме Милостивого. Поистине, Он видит абсолютно все.
ТАФСИР (Толкование):
Почему птицы, многие из которых совсем не легкие, летают в воздухе и не падают вниз? Только потому что Всемогущий Аллах творит для них их полет.
Имам Фахруддин ар-Рази пишет, что этот аят служит доказательством того, что все произвольные действия творений[1] создает Всевышний Аллах[2].
19
ПЕРЕВОД:
20. Так кто же может стать вашим войском и помочь вам, если не Милостивый?! Поистине, неверующие обманываются!
ТАФСИР (Толкование):
Это риторический вопрос: кто же способен помочь неверующим и спасти их от наказания Аллаха? Ответ очевиден: никто не способен, кроме Самого Аллаха.
Ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) толковал аят так: «Кто же защитит вас от Меня, если Я захочу вас наказать?»[1]
Да, ответ очевиден, однако проблема в том, что неверующие обмануты шайтаном.
[1] Сафват ат-тафасир, 3/419.
20
- Мекканская сура
- 30 аятов
- 29 джуз
- в порядке ниспосылания - 77
В ней 30 аятов. Мекканская сура. Подобно остальным мекканским сурам, она посвящена важным темам вероучения Ислама: доказательствам абсолютного Могущества Всевышнего Аллаха, Его Единственности, событиям последней жизни. В одном из хадисов говорится: «В ней — защита и спасение от могильных мук» .
Комментарии: 6
Правила форума