Циклы Авторы Сортировка

12 часть. Хадис от Ади ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, слова Абдуллы ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, слова самих имамов-муджтахидов

5 984
10 сентября, 15
Хадис от Ади ибн Хатима, да будет доволен им Аллах

Следующий хадис, переданный Ади ибн Хатимом, да будет доволен им Аллах, также используется против таклида. Ади ибн Хатим, да будет доволен им Аллах, рассказал, что он однажды пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и на его шее был золотой крестик (поскольку он был христианином до принятия Ислама – примечание переводчика). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Ади! Выбрось этот идол». Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, прочел следующий аят: «[Иудеи и христиане] признавали богами помимо Аллаха своих ученых и монахов...». Затем он сказал: «Это не значит, что они поклонялись этим людям, (однако) они считали дозволенным то, что эти люди сделали для них дозволенным, и запретным то, что они сделали для них запретным» (Тирмизи).

Как было подчеркнуто ранее, хадис не имеет никакого отношения к вопросу следования за имамом. Различия в точности такие же, что были указаны выше. Люди Писания признавали своих священников и монахов как законодателей (наравне с Аллахом). К примеру, христиане-католики признают римского Папу, как законодателя и убеждены в его непогрешимости, что подтверждается Британской энциклопедией:
 
«Таким образом, поскольку Папа (римский) имеет самый высокий авторитет в (христианском) вероучении и его доктринах, его власть считается высшей, а сам он признается непогрешимым. Этот статус (непогрешимости) поддерживается всеми церковными иерархами (руководителями). Папа имеет такую же власть принимать законы и вершить суд, как и все собрание руководителей церкви. Таким образом, Папа оставляет за собой право принимать законы»[1]
 
Мусульмане, следующие имамам-муджтахидам, никогда не приписывали им таких полномочий - законодательной власти или непогрешимости. Таким образом, абсолютно невозможно сравнивать власть, которой обладают священники над своими прихожанами, и которой обладают мусульманские ученые в спорных вопросах исламского права (фикха).
 
Слова Абдуллы ибн Масуда, да будет доволен им Аллах

 

Данные слова Абдуллы ибн Масуда приводятся в качестве возражения против таклида:
 
«Никто не должен следовать за религией другого человека так, что если тот убежден (в чем-то), то и другой (человек) убежден в этом, а если тот не убежден (в правильности чего-то), то и другой не верит в это».

Вопрос состоит в том: а кто оправдывает такого рода таклид? Текст осуждает таклид в вероубеждении и предметах веры. Как уже было показано ранее, ни один ученый не поддерживает такого рода таклид в вопросах вероубеждения и основных его принципах. Что же касается следования предшественникам в вопросах фикха, Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал (об этом):
 
«Те, которые желают следовать, должны следовать по стопам тех, кто был прежде, поскольку ныне живущие люди не защищены от повреждения (и изменений к худшему). Теми, кто достоин следования, являются сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они были лучшими из этой общины...Так признавайте их заслуги: следуйте по их стопам и подражайте (как можно больше) их руководству и нравам, ибо они находились под руководством (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)»[2]
 
Слова самих имамов-муджтахидов
 
Утверждения о том, что имамы сами запрещали (мусульманам) следование за своим мнением, пока они не найдут доказательств (подтверждающих его), и если их мнение противоречит какому-либо хадису, его нужно оставить (буквально «бросить его об стену») и следовать хадису, безусловно, верны. Однако, разбирая эти утверждения, можно прийти к выводу, что они не имеют отношения к людям, не обладающим правом на совершение иджтихада. Напротив, они обращены к ученым, имеющим право совершать иджтихад.

Шах Валиулла из Дели обобщил данные заявления следующим образом:
 
«Эти утверждения обращены к тем, у кого есть возможность совершать иджтихад — хотя бы в одном вопросе, или по отношению к тем, кто окончательно установил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал это и запретил то (если это не было отменено). Такое право (отвергать мнение ученого на основе хадиса) можно достичь путем изучения сводов хадисов, утверждений ученых, которые отвергали или поддерживали (определенное мнение). Также этой (способности) можно достичь при помощи понимания того, что многие опытные ученые выступили против данного мнения, которое само по себе поддерживается лишь с помощью аналогии (кыяса) и выведения. Если это так, нет причин идти против хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует»[3].

Смысл этого понятен. Имамы-муджтахиды не утверждали о запретности таклида. В их собственной жизни было множество примеров, когда простые люди приходили к ним с сотнями вопросов, на которые они отвечали, не вдаваясь в подробности и доказательства. Дозволенность таклида никогда не ставилась под вопрос в эпоху муджтахидов. Если бы такая практика была недействительной, имамы никогда не позволили бы себе стать ее инструментами. Некоторые заявления имамов в категоричной форме говорят о том, что таклид необходим для всякого, кто не является муджтахидом. Ниже приведены некоторые из них в качестве примера:
 
«Если муфтий является муджтахидом, то простые люди должны следовать за ним, даже если он допустил ошибку в своих суждениях».
 
Эти слова в качестве достоверных (хасан) передаются от имама Абу Ханифы, Ибн Рустам - от Мухаммада, и Башир ибн Валид - от Абу Юсуфа»[4].

Имам Абу Юсуф продолжает далее:
 
«Простой обыватель должен следовать за факихами, так как он не может понять хадис самостоятельно»[5].

Ибн Таймийя рассказывал, что имам Ахмад ибн Ханбаль имел обыкновение поступать следующим образом:
 
«…поручал простым обывателям спрашивать Исхака, Абу Убайда, Абу Саура и Абу Мусаба. Тем не менее, он запрещал своим ученикам, таким как Абу Дауд, Усман бин Саид, Ибрахим аль-Харби, Абу Бакр аль-Асрум, Абу Зара, Абу Хатим и Муслим (среди прочих), следовать за кем-либо. Он говорил им: «Вы должны следовать источникам из Корана и Сунны»[6].
 
Это утверждение Ибн Таймийи предельно ясно дает понять, что совершение таклида не подобало лишь тем ученым/ученикам (имамов), которые сами были факихами и были способны достичь уровня своих учителей в выведении решений непосредственно из Корана и Сунны. Что касается тех, кто не обладает достаточной квалификацией, им настоятельно рекомендовано следовать за муджтахидами и практиковать таклид. На самом деле, таклид не-ученых был настолько признан учеными, что только мутазилиты с этим не соглашались.

Шейх Сайфуддин Амоди пишет:
 
«Простые люди, а также те ученые, которые не обладают навыками иджтихада — даже если они владеют некоторыми умениями в определенных вопросах — должны следовать за муджтахидом в принципах и основах (усуль), согласно мнению экспертов. Некоторые мутазилиты Багдада не согласились с этим и запретили таклид даже для этой категории людей»[7].

Шейх Хатиб из Багдада пишет:
 
«Передавалось от некоторых мутазилитов, что не дозволено простому человеку следовать мнению ученого, пока он не узнает о доводах, лежащих в основе его мнения. Это (утверждение) неправильно, потому что простой человек не будет обладать возможностями для понимания этих доводов, пока не проучится несколько лет, не будет непосредственно участвовать в дискуссиях факихов и ученых, не разовьет понимание аналогий и не поймет в деталях - что верно, а что нет. Для простого человека выполнить все перечисленное - означает обременить себя тем, что находится за пределами его возможностей, и тем, что на него не возложено»[8].

Существует разногласие во мнениях среди муджтахидов относительно людей, способных к иджтихаду: могут ли они следовать мнению других (ученых). Хатиб из Багдада передал от Абу Суфьяна, что (ученому) дозволено следовать мнению кого-то, кто знает лучше него[9] . Шейх Ибн Таймия также передал такое мнение от имама Мухаммада. Имам Шафии и имам Ахмад же сказали, что это запрещено[10].  Мауляна Абдуль Хай Лякнави приводит мнение Абу Ханифы в предисловии к «Шамсуль Аима Халявани»:
 
«Передается от Абу Ханифы, что муджтахиду дозволено следовать за кем-то, кто более знающий, чем он»[11].
 
Подробности данной дискуссии вы можете найти в книгах по принципам исламского фикха, таких как «Аль-Мустасфа» Газали и «Фаватихур Рахамут». Если подвести итог: все, за исключением горстки ученых-мутазилитов, согласны с тем, что обычный человек должен совершать таклид.
 
[1] Британская энциклопедия, т. 8, с. 222/3 (издание 1950 г.).

[2] «Мишкатуль Масабих», с. 32.
 
[3] «Худжатуль Балига», т. 1, с. 155.

[4] «Кифайя», комментарии к «Хидайя», глава о посте.

[5] Абу Юсуф ранее приводит из «Хидайя», т.1, с. 226.             

[6] «Фатава» ибн Таймийи, т.2, с. 240.

[7] «Ихкамуль Акхам» Амоди, т.4, с. 197, также в «Мустасфа» Аль-Газали, т.2, с. 124.
 
[8] «Аль-Факих валь-Мутавакких» Хатиба, т. 2, с. 69.

[9] Там же.

[10] «Фатава Ибн Таймийя», т. 2, с. 24.

[11] «Ат-Таликат Синийя», с. 96.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Таки Усмани: Таклид и следование мазхабу согласно Шариату
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков