Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
13 часть. Как может простой человек (не-ученый) определить, кто является муджтахидом?
13 часть. Как может простой человек (не-ученый) определить, кто является муджт...
Суть таклида заключается в том, что человек, который сам не в состоянии вывести решения из Корана и ...
4 597
17 сентября, 15

13 часть. Как может простой человек (не-ученый) определить, кто является муджтахидом?

4 597
17 сентября, 15
Суть таклида заключается в том, что человек, который сам не в состоянии вывести решения из Корана и Сунны, должен обращаться к компетентному ученому и полагаться на его суждения. Здесь может возникнуть вопрос: как человек, который не обладает глубокими познаниями в религии, может определить по-настоящему знающего ученого, чтобы обращаться к нему за советами?[1] Для ответа на вопрос обратимся к отрывку из книги имама Газали:
 
«Нам могут сказать: простой человек может основывать свой выбор (ученого) на предположениях, и, следовательно, он может обмануться и отдать предпочтение менее знающему ученому, чем тому, кто подходит больше. Таким образом, если он имеет право осуществить свое суждение (при выборе имама) и действовать по своим предположениям, почему тогда он не может действовать согласно своему предположению в самом вопросе (религии)?

Понимание различных степеней науки очень сложно, и простой человек не может быть судьей в этом. Этот вопрос актуален. Наш ответ заключается в следующем: Если человек, не знающий медицины, у которого заболел ребенок, решит лечить его самостоятельно, по своему усмотрению, он будет нести ответственность (за свой выбор) и будет виновен в преступлении (в случае несчастного исхода). Если он обратится к врачу, на нем не будет ответственности. Если в городе два врача, и они расходятся во мнении (относительно лечения), и отец ребенка обращается к менее знающему, он также будет нести ответственность (за свой выбор). Отец ребенка может узнать о том, какой врач лучше, просто прислушавшись к мнениям других людей (лечившихся у этих врачей), а также по другим признакам, которые убедят его, что данный врач лучше других. Подобное же имеет место при выборе лучшего ученого из нескольких. (Простому человеку) нет необходимости самому изучать данный вопрос (как нет необходимости самому изучать медицину). Простой человек вполне в состоянии определить лучшего ученого. Не следует ему идти против общего мнения (о том или ином ученом) из-за личных симпатий или антипатий (к какому-то ученому). Это будет самым правильным решением на наш взгляд и самым подходящим для направления людей к богобоязненности (таква) и ответственности»[2].
 

Подразумевает ли таклид несовершенство (недостаток)?

 
Таклид был распространен во времена сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Те сподвижники, которые не были в состоянии совершать иджтихад, обращались к тем, которые были учеными. В некоторых кругах высказывалось мнение, что таклид предполагает отсутствие знаний (или невежество), что противоречит вере Ахлю-Сунна в то, что нам следует уважать всех сподвижников. Отнесение же таклида к сподвижникам равносильно тому, чтобы назвать кого-то из сподвижников невежественными и недостойными того, чтобы следовать за ними (брать с них пример). (Так что, согласно такому мнению) все сподвижники имели знания и были правоведами в своей области[3]. Данная критика основывается лишь на эмоциях. Сказать о ком-то, что он не факих и не муджтахид, не значит бросить тень на его личность. Наоборот, звание факиха и муджтахида не гарантирует (наличия) заслуг перед Аллахом.

Всевышний сказал: «Поистине, самый благородный из вас перед Аллахом –самый богобоязненный (обладающий большей таква)», а вовсе не самый знающий. Человек, имеющий все признаки богобоязненности, но лишенный научных знаний, не считается недостойным по этой причине. Все признают, что сподвижники обладали очень высокой степенью богобоязненности, что считается самой высокой заслугой в Исламе. Они были лучшей общиной после пророков. Однако считать, что все сподвижники были факихами, категорически противоречит Корану:
 
«И не следует верующим выступать всем вместе (на сражение с врагами). Почему бы из каждой их части не выйти какой-либо общине, чтобы изучать Веру (и Закон Аллаха) и чтобы увещать свой народ, когда они вернутся к ним? (И они будут увещать свой народ) чтобы они остерегались (наказания Аллаха) (исполняя Его повеления и сторонясь того, что Он запретил)! (9, 123).
 
В этом аяте дается наставление сподвижникам, чтобы одна группа из них занималась изучением религии, а другая участвовала в сражениях. Несомненно, отсюда следует, что существует одна группа сподвижников, которая более знающая, чем остальные. Таким образом, Сам Аллах разделил сподвижников на ученых и не-ученых. Это предписание Аллаха, и нам следует остерегаться от приписывания этому правилу недостатков. Кроме того, толкование аята «поэтому те из них, кто обладает знаниями (чтобы сделать какие-то выводы)…» уже обсуждалось выше. Здесь снова, Сам Аллах разделяет сподвижников на тех, кто может выводить решения (из законов Аллаха) и тех, кто не может. Кроме того, есть высказывание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал:
 
«Пусть Аллах продлит жизнь такому рабу, который будет прислушиваться к моей речи, запоминать ее, а затем передавать (другим). Есть люди, которые передают знания, но не имеют возможности понимать их. И есть те, кто передает это знание тем, кто понимает его лучше, чем они»[4].
 
Это утверждение адресовано, в первую очередь, сподвижникам. Из этого хадиса проясняются две вещи. Первая, что (среди них) могут быть люди, которые передают хадисы, но они не в состоянии понять все их смыслы. Вторая заключается в том, что непонимание подтекстов (скрытых смыслов) хадиса не есть недостаток, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, благословил обе группы в своем дуа. Истина состоит в том, что было множество сподвижников, кто получил пользу от пребывания в обществе Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Это великие предводители мусульман, такие как Абу Бакр, Умар (да будет доволен ими Аллах). Но среди них были и простые бедуины, такие как Акра бин Хабис, Сальман ибн Сахра (да будет доволен ими Аллах). Эти простые люди также получили много пользы, будучи сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Их достоинства таковы, что тысячи великих ученых и муджтахидов (пришедших после), не могут сравниться с ними. Однако, считать этих (простых) сподвижников такими же учеными, как Абу Бакр, Умар, Али, Абдулла ибн Масуд (да будет доволен ими Аллах) – значит отрицать очевидные вещи.

Шейх Ибн Кайим пишет, что из 124 тысяч сподвижников только от 130 передаются мнения и фетвы[5]. Опять же, предположение, что подавляющее большинство сподвижников было некомпетентным, поскольку они получали знания от других сподвижников, нелепо. Мы уже перечислили несколько примеров. Есть сведения, что некоторые сподвижники получали знания от табиинов (учеников сподвижников). Алькама ибн Кайс Нахаи был табиином и учеником Абдуллы ибн Масуда. Некоторые сподвижники брали у него знания[6]. Было установлено учеными, что сподвижники совершали таклид[7].
 
[1] «Тахрик Азади Фикр», с. 130.

[2]  «Аль-Мустасфа» Аль-Газали, т.2, с. 126.

[3] «Тахрик Азади Фикр» мауляны Сальфи, с. 133-135

[4] Ахмад, Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа, Дарами от Зайда ибн Сабита (Мишкат, т.1, с.35).

[5] «Илямуль Мукын» Ибн Кайима, т.1, с.9)

[6] «Тазкиратуль Нуффаз», Захаби и «Хилятуль Аулия» Абу Нуайма

[7] Целью этого отрывка было подчеркнуть, что среди сподвижников были ученые и не-ученые. Кади Иса ибн Аббан даже заявлял, что если мнение сподвижника противоречит кыясу (решению по аналогии), то мнение сподвижника отбрасывается. Это утверждение было отвергнуто последующими учеными. Подробности этого утверждения нет возможности разъяснить в данной книге.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Таки Усмани: Таклид и следование мазхабу согласно Шариату
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков