Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
14 часть. Таклид за отдельной личностью (таклид шахси) и таклид за своими прихотями и фантазиями. Таклид шахси и новые вопросы
14 часть. Таклид за отдельной личностью (таклид шахси) и таклид за своими прих...
Уже говорилось ранее, что таклид мутлак (общий таклид) и таклид шахси допустимы. Однако когда произо...
3 219
8 октября, 15

14 часть. Таклид за отдельной личностью (таклид шахси) и таклид за своими прихотями и фантазиями. Таклид шахси и новые вопросы

3 219
8 октября, 15

Таклид шахси и таклид за своими прихотями и фантазиями

 
Уже говорилось ранее, что таклид мутлак (общий таклид) и таклид шахси допустимы. Однако когда произошел (в обществе) упадок нравов и уменьшилось следование духу Корана и Сунны, ученые вынесли решение, что допустим лишь таклид шахси. Этой фетвой ученые надеялись обуздать нарушение исламского права и религии в спорных вопросах. Сегодня весь исламский мир находится в упоении от подобной вседозволенности и от так называемой модернизации. Во имя иджтихада и свободомыслия подрываются основы классической исламской науки. Основываются целые учреждения, чтобы обосновать абсурдные толкования (религии), дозволив смешение полов, танцы, музыку и ростовщичество.

Статьи, оправдывающие такие мнения, с цитатами из Корана и Сунны, распространились по всему исламскому миру[1]. Осуждение таклида выступает на первый план в качестве одного из средств достижения этой цели (вседозволенности). По иронии судьбы, эти «реформаторы» в своем стремлении осудить произведения классических исламских ученых, сами того не желая, подтвердили предвидение этих самых ученых, которые выдали данную фетву (о запрете общего таклида) много веков назад. Эти люди стали очень упрямыми в следовании своим капризам и страстям. Пока таклид за отдельной личностью был нормой в мусульманском обществе, этим идеям не придавалось значения. Уязвимость для необоснованной пропаганды и псевдоинтеллектуальных требований в наше время породило утверждение, что таклид за отдельным человеком запрещен в Исламе. Положение дел сегодня таково, что к общепризнанным принципам Ислама и вопросам, которые категорически запрещены Кораном и Сунной, принято относиться скептически и даже с презрением.
 

Таклид шахси и новые вопросы


Также был выдвинут аргумент, что таклид шахси препятствует развитию современного общества. Ответ на такое утверждение состоит в том, что современные проблемы, которые требуют иджтихада, следует передать компетентным ученым – чей таклид отличается от таклида обывателя. Только такой эксперт в состоянии вынести решение на основании принципов более раннего муджтахида и решить современные проблемы. Этот вид иджтихада был распространен во все века Ислама, когда практиковался таклид шахси. Кроме того, ученые одного из мазхабов могут объединиться в решении новых проблем, которые возникают перед людьми. Там, где есть острая необходимость в немедленном решении какой-то проблемы, ученые имеют свободу прибегнуть к фетве другого мазхаба. По этой причине ученые ханафитского мазхаба прибегли к мнению имама Малика в таких вопросах, как возможность получения платы за преподавание Корана, решение вопросов развода для женщины, чей муж пропал без вести или является импотентом. Эти вопросы были разработаны мауляной Ашрафом Али Санви в его работе «Аль-Хилаятуль Наджиза лиль Хилаятуль Аджиза». Если в мусульманском обществе существует определенная проблема, ученый может обратиться к любому из четырех мазхабов за решением. Ни при каких условиях практика таклида не дозволяет использовать фетву одного имама (в одно время) и после нее фетву другого имама в одном и том же вопросе ибадата (поклонения). В таком случае человеку следует обратиться к опытным ученым за советом. Таклид шахси никогда не делал мусульманскую общину неспособной решать новые вопросы: наоборот, он постоянно развивался и практиковался в решении новых проблем в течение тысячелетия[2]. Интересно отметить, что современные востоковеды пришли к такому же выводу[3] .
 
[1] Известные деятели этой кампании включают в себя Мухаммада Абдо и его ученика Рашида Рида.
 
[2] Подробную информацию о способах получения таких решений можно найти в сложных работах, таких как у Ибн Абидина и работе мауляны Ашрафа Али, упомянутой выше.
 
[3] См. Монтгомери Уотт «Исламская политическая мысль» и Н. Коулсон «История исламского права», издательство Эдинбургского университета.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Таки Усмани: Таклид и следование мазхабу согласно Шариату
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков