2 часть. Концепция таклида в Коране
1. Аят первый:
«То, что под (словом) «амр» подразумеваются ученые, вероятнее всего»[2]
Позиция же имама Абу Бакра Джассаса такова, что нет противоречия между двумя этими мнениями. На самом деле, оба они применимы. Правителям необходимо следовать в политических вопросах, а ученым — в правовых[3].
Имам ибн Каййим говорил, что следование правителям, по сути, есть следование ученым, так как первые обязаны следовать вторым в правовых вопросах. Таким образом, «...следование правителям — предмет следования ученым» (правители обязаны следовать ученым)[4].
В итоге данный аят обязует мусульман следовать Всевышнему Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и тем ученым-факихам, которые интерпретируют первоисточники. Правовой термин для этого — таклид. Далее остается вопрос относительно оставшейся части аята:
Исходя из второго мнения, что слово «амр» подразумевает правоведов и ученых, получается, что данное утверждение в аяте представляет собой непосредственное указание на муджтахидов (ученых-правоведов).
Подтверждая данное мнение (толкование «амр», как указание на богословов), имам Абу Бакр Джассас говорит:
«Дальнейшие слова Аллаха «Если же у вас тяжба о чем-нибудь...» доказывают, что под «обладателями власти» действительно, подразумеваются ученые, поскольку Он (Аллах) приказал всем остальным следовать за ними, а затем продолжил: «Если же у вас тяжба о чем-нибудь...».
Поэтому Аллах приказал носителям власти обращаться в спорном вопросе к Книге Аллаха и хадисам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Рядовой человек (обыватель) не является человеком знания, это не его специальность. Обыватель не знает, как обратиться в спорном вопросе к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, к их доказательствам, и как применить их к данной ситуации или событию. Таким образом, установлено, что второй приказ относится к ученым»[5].
Знаменитый ученый (школы) ахлю хадис, шейх Навваб Сиддик Хасан Хан, также признал, что данное заявление относится к муджтахидам. Он пишет в своем тафсире:
«Очевидно, что это отдельное обращение, относящееся к муджтахидам»[6].
Невозможно сделать вывод, что неспособный к иджтихаду должен самостоятельно обращаться к Корану и Сунне в спорных вопросах. На самом деле, приказ в первой части аята (о том, чтобы обращаться к носителям власти), адресован тем людям, которые не могут самостоятельно извлечь никаких правил из Корана и Сунны. Они обязаны следовать Корану и Сунне, спрашивая «обладателей знания» (ученых) и следовать их руководству. Вторая часть (аята) говорит исключительно о муджтахидах, то есть при спорных вопросах следует обращаться к Корану и Сунне. Муджтахиды, применяя свои навыки правовых решений, извлекают правила. На самом деле, имеют место два приказа: первое высказывание адресовано тем, кто совершает таклид, а второе — муджтахидам, для совершения иджтихада.
2. Аят второй:
Хотя данный аят был ниспослан по определенной причине, в науках тафсира и фикха есть правило, что при вынесении решений в каких-то конкретных обстоятельствах (ниспослания) Откровения, конкретные детали уступают место общему смыслу текста. Общий принцип, который содержится в процитированном выше аяте, таков: те, кто не обладает способностями для самостоятельного исследования, должны обращаться к тем, кто ими обладает. Это и есть таклид.
Имам Рази пишет в отношении данного аята:
«Так, установлено, что истинбат (процесс извлечения решений из Корана и Сунны) есть доказательство (довод). Аналогия (кыяс) есть сам истинбат или включена в него. Таким образом, аналогия (кыяс) также должна быть доказательством. В данном аяте содержится несколько правил. Первое: есть некоторые случаи и вопросы, которые не являются очевидными из (божественного) Писания. Второе: истинбат является доказательством (доводом). Третье: простой люд должен следовать ученым в (их) решениях (относительно) событий и вопросов»[7].
Некоторые люди возражали против такого логического заключения, утверждая, что, поскольку аят относится к военному положению, не следует проводить аналогию с мирным временем[8]. Ответ на это был дан прежде самого вопроса: конкретные обстоятельства подпадают под общие принципы аята. Имам Рази пишет:
«Слова Всевышнего «Когда до них доходит весть...» включают все вопросы, относящиеся к войне или любым другим обстоятельствам, связанным с исламским правом. Причина этого в том, что положения войны и мира содержат сложные правовые решения. Поэтому в аяте нет ничего, что ограничивало бы указание только военным временем»[9].
«В этом аяте есть указание на допустимость кыяса и на то, что существуют вопросы, которые можно понять путем научных исследований»[11].
Если в аяте нет указаний относительно мирного времени, как было бы возможно подтверждать (допустимость) кыяса данным аятом?
3. Аят третий:
Аят подтверждает, что не все мусульмане должны оставлять (свои дома) и участвовать в джихаде. Должна быть группа людей, посвятивших себя исключительно изучению и пониманию религии, чтобы они могли научить исламским законам и правилам тех, кто не может посвятить себя изучению (религии). Данный аят обязует изучающих и понимающих религию распространять знания по исламскому праву среди других, а остальных (мусульман) обязывает действовать в соответствии с их указаниями, дабы избежать неповиновения Аллаху.
«Так, Аллах приказал (не обладающим знаниями) людям внимательно следить за предупреждениями ученых и действовать в соответствии с их советами»[12].
4. Аят четвертый:
Шейх Алуси пишет в комментарии к этому аяту:
«Этот аят используется для доказательств того, что при незнании человеком предмета вопроса, он должен ссылаться на ученых. Имам Суюты пишет в «Иклиле», что данный аят используется для доказательства того, что простой человек может следовать за имамом (совершать таклид) в деталях исламского права»[13].
Относительно аята часто возникает вопрос, что он относится к определенному событию: многобожники отвергли пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и насмешливо спрашивали, почему ангел не был отправлен в качестве посланника. В ответ был ниспослан аят:
Некоторые комментаторы считают, что под «...обладателями напоминания (зикр)» подразумеваются люди Писания. Другие считают, что сказано о людях Писания, живших во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Третьи, немногие из ученых, полагают, что сказанное относится к «ахлю Куран» («людям Корана»), то есть к мусульманам. Каким бы ни был смысл аята, людей оповестили о том, что пророки были людьми, а не ангелами. Утверждается, что данный контекст аята не имеет никакой связи с таклидом или иджтихадом. Тем не менее, таклид подразумевается в этом аяте. Приказ «...спросите обладателей напоминания» заключает в себе принцип: каждому неученому человеку (или неспециалисту) следует обращаться к тем, кто знает. Аят относится к следованию ученым, и из него отчетливо устанавливаются доводы в пользу таклида. Согласно ранее упомянутому известному принципу толкования Корана и Сунны: общий смысл текста не ограничивается каким-то отдельным случаем или предпосылкой. Хотя конкретная предпосылка для ниспослания аята относится к многобожникам Мекки, широкая формулировка аята по-прежнему является подходящей (данной теме) и должна приниматься во внимание.
Хатыб Аль-Багдади пишет:
«Что касается вопроса: кому дозволено быть мукаллидом (совершать таклид)? Это простой человек, не обладающий возможностями для понимания законов Ислама. Обычному обывателю разрешено следовать за ученым и действовать в соответствии с его советами. Всевышний Аллах сказал: «Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания».
После цитирования аята Хатиб передал сообщение с иснадом от Амра бин Кайса , что «...обладатели напоминания» есть обладатели знания[14].
Комментарии: 0
Правила форума