ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен

2 часть. Концепция таклида в Коране
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти (амр) сред...
2 часть. Концепция таклида в Коране
Концепция таклида в Коране
Обе формы таклида, описанные выше, основаны на следующих аятах Корана:
1. Аят первый:
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти (амр) среди вас» (Коран, 4:59).
Слово «амр» (полномочия, власть) некоторыми учеными относится к мусульманским правителям, а другими — к правоведам (факихам). Второй точки зрения придерживались Абдулла ибн Аббас[1], Муджахид, `Ата ибн Аби Рабах,`Ата ибн Саиб, Хасан аль-Басри, Абу Алий и многие другие. Подтверждая доказательствами второе мнение, имам Рази отдает предпочтение ему и пишет:
«То, что под (словом) «амр» подразумеваются ученые, вероятнее всего»[2].
Позиция же имама Абу Бакра Джассаса такова, что нет противоречия между двумя этими мнениями. На самом деле, оба они применимы. Правителям необходимо следовать в политических вопросах, а ученым — в правовых[3].
Имам ибн Каййим говорил, что следование правителям, по сути, есть следование ученым, так как первые обязаны следовать вторым в правовых вопросах. Таким образом, «...следование правителям — предмет следования ученым» (правители обязаны следовать ученым)[4].
В итоге данный аят обязует мусульман следовать Всевышнему Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и тем ученым-факихам, которые интерпретируют первоисточники. Правовой термин для этого — таклид. Далее остается вопрос относительно оставшейся части аята:
«Если же у вас тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. Так будет лучше и благоприятнее по исходу» (Коран, 4:59).
Исходя из второго мнения, что слово «амр» подразумевает правоведов и ученых, получается, что данное утверждение в аяте представляет собой непосредственное указание на муджтахидов (ученых-правоведов).
Подтверждая данное мнение (толкование «амр», как указание на богословов), имам Абу Бакр Джассас говорит:
Подтверждая данное мнение (толкование «амр», как указание на богословов), имам Абу Бакр Джассас говорит:
«Дальнейшие слова Аллаха «Если же у вас тяжба о чем-нибудь...» доказывают, что под «обладателями власти» действительно, подразумеваются ученые, поскольку Он (Аллах) приказал всем остальным следовать за ними, а затем продолжил: «Если же у вас тяжба о чем-нибудь...».
Поэтому Аллах приказал носителям власти обращаться в спорном вопросе к Книге Аллаха и хадисам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Рядовой человек (обыватель) не является человеком знания, это не его специальность. Обыватель не знает, как обратиться в спорном вопросе к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, к их доказательствам, и как применить их к данной ситуации или событию. Таким образом, установлено, что второй приказ относится к ученым»[5].
Знаменитый ученый (школы) ахлю хадис, шейх Навваб Сиддик Хасан Хан, также признал, что данное заявление относится к муджтахидам. Он пишет в своем тафсире:
«Очевидно, что это отдельное обращение, относящееся к муджтахидам»[6].
Невозможно сделать вывод, что неспособный к иджтихаду должен самостоятельно обращаться к Корану и Сунне в спорных вопросах. На самом деле, приказ в первой части аята (о том, чтобы обращаться к носителям власти), адресован тем людям, которые не могут самостоятельно извлечь никаких правил из Корана и Сунны. Они обязаны следовать Корану и Сунне, спрашивая «обладателей знания» (ученых) и следовать их руководству. Вторая часть (аята) говорит исключительно о муджтахидах, то есть при спорных вопросах следует обращаться к Корану и Сунне. Муджтахиды, применяя свои навыки правовых решений, извлекают правила. На самом деле, имеют место два приказа: первое высказывание адресовано тем, кто совершает таклид, а второе — муджтахидам, для совершения иджтихада.
2. Аят второй:
«Когда до них доходит весть о победе или поражении, они разглашают ее. А если бы они [раньше] сообщили это посланнику и предводителям [муслимов], тем было бы ведомо, нужно ли распространять эту весть...» (Коран, 4:83).
Причиной ниспослания данного аята является то, что лицемеры Медины распространили слухи относительно войны и мира. Простодушные мусульмане поверили этим слухам, что усугубило ситуацию, создав атмосферу паники и небезопасности в городе. Аят, приведенный выше, предостерегает мусульман от подобного и советует им обращаться в вопросах новостей о войне или мире к обладателям власти (предводителям) и не распространять слухи. Таким образом, имеющие власть люди могут проверить эти слухи, достичь истины в данном вопросе и оповестить остальных. Роль же обывателей заключается в том, чтобы не предпринимать никаких действий, кроме как сообщать такие слухи обладателям власти.
Хотя данный аят был ниспослан по определенной причине, в науках тафсира и фикха есть правило, что при вынесении решений в каких-то конкретных обстоятельствах (ниспослания) Откровения, конкретные детали уступают место общему смыслу текста. Общий принцип, который содержится в процитированном выше аяте, таков: те, кто не обладает способностями для самостоятельного исследования, должны обращаться к тем, кто ими обладает. Это и есть таклид.
Имам Рази пишет в отношении данного аята:
Хотя данный аят был ниспослан по определенной причине, в науках тафсира и фикха есть правило, что при вынесении решений в каких-то конкретных обстоятельствах (ниспослания) Откровения, конкретные детали уступают место общему смыслу текста. Общий принцип, который содержится в процитированном выше аяте, таков: те, кто не обладает способностями для самостоятельного исследования, должны обращаться к тем, кто ими обладает. Это и есть таклид.
Имам Рази пишет в отношении данного аята:
«Так, установлено, что истинбат (процесс извлечения решений из Корана и Сунны) есть доказательство (довод). Аналогия (кыяс) есть сам истинбат или включена в него. Таким образом, аналогия (кыяс) также должна быть доказательством. В данном аяте содержится несколько правил. Первое: есть некоторые случаи и вопросы, которые не являются очевидными из (божественного) Писания. Второе: истинбат является доказательством (доводом). Третье: простой люд должен следовать ученым в (их) решениях (относительно) событий и вопросов»[7].
Некоторые люди возражали против такого логического заключения, утверждая, что, поскольку аят относится к военному положению, не следует проводить аналогию с мирным временем[8]. Ответ на это был дан прежде самого вопроса: конкретные обстоятельства подпадают под общие принципы аята. Имам Рази пишет:
«Слова Всевышнего «Когда до них доходит весть...» включают все вопросы, относящиеся к войне или любым другим обстоятельствам, связанным с исламским правом. Причина этого в том, что положения войны и мира содержат сложные правовые решения. Поэтому в аяте нет ничего, что ограничивало бы указание только военным временем»[9].
Имам Абу Бакр Джассас также дал аналогичный подробный ответ на этот вопрос, и опроверг множество сомнений относительно него[10]. По этой причине известный ученый ахлю хадис, Навваб Сиддик дозволял кыяс (аналогию), основываясь на данном аяте:
«В этом аяте есть указание на допустимость кыяса и на то, что существуют вопросы, которые можно понять путем научных исследований»[11].
Если в аяте нет указаний относительно мирного времени, как было бы возможно подтверждать (допустимость) кыяса данным аятом?
3. Аят третий:
«... Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы [глубже] познать религию и по возвращении увещевать [оставшихся] людей? Быть может, они станут избегать [зла]» (Коран, 9:122).
Аят подтверждает, что не все мусульмане должны оставлять (свои дома) и участвовать в джихаде. Должна быть группа людей, посвятивших себя исключительно изучению и пониманию религии, чтобы они могли научить исламским законам и правилам тех, кто не может посвятить себя изучению (религии). Данный аят обязует изучающих и понимающих религию распространять знания по исламскому праву среди других, а остальных (мусульман) обязывает действовать в соответствии с их указаниями, дабы избежать неповиновения Аллаху.
Имам Абу Бакр Джассас комментирует аят:
«Так, Аллах приказал (не обладающим знаниями) людям внимательно следить за предупреждениями ученых и действовать в соответствии с их советами»[12].
4. Аят четвертый:
«... Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания» (Коран, 16:43).
Данный аят имеет общий смысл: те, которые не являются специалистами в какой-либо области, должны консультироваться с теми, кто ими является, и действовать соответственно.
Шейх Алуси пишет в комментарии к этому аяту:
Шейх Алуси пишет в комментарии к этому аяту:
«Этот аят используется для доказательств того, что при незнании человеком предмета вопроса, он должен ссылаться на ученых. Имам Суюты пишет в «Иклиле», что данный аят используется для доказательства того, что простой человек может следовать за имамом (совершать таклид) в деталях исламского права»[13].
Относительно аята часто возникает вопрос, что он относится к определенному событию: многобожники отвергли пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и насмешливо спрашивали, почему ангел не был отправлен в качестве посланника. В ответ был ниспослан аят:
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания» (Коран, 16:43).
Некоторые комментаторы считают, что под «...обладателями напоминания (зикр)» подразумеваются люди Писания. Другие считают, что сказано о людях Писания, живших во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Третьи, немногие из ученых, полагают, что сказанное относится к «ахлю Куран» («людям Корана»), то есть к мусульманам. Каким бы ни был смысл аята, людей оповестили о том, что пророки были людьми, а не ангелами. Утверждается, что данный контекст аята не имеет никакой связи с таклидом или иджтихадом. Тем не менее, таклид подразумевается в этом аяте. Приказ «...спросите обладателей напоминания» заключает в себе принцип: каждому неученому человеку (или неспециалисту) следует обращаться к тем, кто знает. Аят относится к следованию ученым, и из него отчетливо устанавливаются доводы в пользу таклида. Согласно ранее упомянутому известному принципу толкования Корана и Сунны: общий смысл текста не ограничивается каким-то отдельным случаем или предпосылкой. Хотя конкретная предпосылка для ниспослания аята относится к многобожникам Мекки, широкая формулировка аята по-прежнему является подходящей (данной теме) и должна приниматься во внимание.
Хатыб Аль-Багдади пишет:
Хатыб Аль-Багдади пишет:
«Что касается вопроса: кому дозволено быть мукаллидом (совершать таклид)? Это простой человек, не обладающий возможностями для понимания законов Ислама. Обычному обывателю разрешено следовать за ученым и действовать в соответствии с его советами. Всевышний Аллах сказал: «Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания».
После цитирования аята Хатиб передал сообщение с иснадом от Амра бин Кайса , что «...обладатели напоминания» есть обладатели знания[14].
[1] Толкование Абдулы ибн Аббаса было передано от Муавии ибн Салаха, от Али ибн Тальхи, что считается очень надежным иснадом (Ибн Джарир, т. 5, с. 88, в «Аль Иткан», 80).
[2] Тафсир Кабир, т. 3, с. 354.
[3] «Ахкямуль Куран» Джассаса, т. 2, с. 256.
[4] «Илямуль Мукын», Ибн Каййима, т. 1, с. 7.
[5] «Ахкямуль Куран», т. 2, с. 257.
[6] Тафсир «Фатхуль Байян», т. 2, с. 308, издательство «Аль-Асима», Каир.
[7] «Тафсир Кабир», т. 3, с. 272.
[8] «Тахрик Азади Фикр» мауляны Мухаммада Исмаила Салфи, с. 31.
[9] «Тафсир Кабир», т. 3, с. 273.
[10] «Ахкямуль Куран» Джассаса, т. 2, с. 63.
[11] Тафсир «Фатхуль Байян» Навваба Сиддика, т. 2, с.33.
[12] «Ахкямуль Куран» Джассаса, т. 2, с.262.
[13] «Рухуль Маани», т. 14, с. 148.
[14] «Аль-Факих валь Мутафаккых» Хатыба Багдади, т. 2, с. 68, издательство «Даруль-Ифта», Саудовская Аравия, 1389 г. хиджры.
Комментарии: 0
Правила форума