ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
18 часть. Заключительная часть
Целью этой работы не ставилось поднятие спора, наоборот, это была попытка разъяснить практику миллио...
18 часть. Заключительная часть
Целью этой работы не ставилось поднятие спора, наоборот, это была попытка разъяснить практику миллионов мусульман по всему миру и представить доказательства действиям мукаллидов, а также призвать людей, критикующих практику таклида, быть более осторожными в своих выводах. Если какое-то слово или фраза (данной работы) случайно показались обидными некому человеку или группе людей, я приношу свои искренние извинения. По какой-то причине противники таклида считают, что их позиция не подлежит пересмотру и должна считаться предпочтительной. Однако, позицию тех, кто считает великих ученых теми, кто (самостоятельно) привносит в религию свои законы и новшества, равно как считает многобожниками тех, кто следует за имамами мазхабов, следует осудить. Известный ученый по хадису, шейх Наваб Сиддик Хасан в своей работе «Илькаус-Сунна би Илькаиль Михан» пишет:
«Одной из милостей, которую Аллах даровал мне, является то, что я считаю всех мусульман Ахлю-Сунна валь-Джамаа спасенными и защищенными от (вечного) Ада. Этого (мнения) я придерживаюсь, независимо от того, следует ли человек мазхабу ханафи, шафии, малики или ханбали, приверженец ли он школы хадиса или следует пути суфиев (сулюк). Этого я придерживаюсь, хотя (по моему мнению) некоторые из взглядов этих ученых противоречат доказательствам, и доводы в пользу некоторых позиций очень слабы. Это решение относительно значительного большинства их мнений, а не против нескольких исключений. Объяснения относительно исключений можно найти в книге «Джальбаль Манфа’а». Обвинение предшественников в том, что они идут вразрез с Сунной, противно справедливости. Да, те, кто следует за своим имамом, даже узнав о том, что он уклонился в сторону от достоверных хадисов, виновны в косности и лени. Однако даже в таком случае я не считаю их заблудшими, и намаз за ними будет действительным. Я не считаю их неверующими».
Он продолжает:
«Различия во мнениях по вопросам совершения поклонения, общественной жизни и в других областях фикха не дают права обвинять людей, чье мнение отличается (от нашего) — в неверии. Самое большее, что можно сказать, - это то, что здесь имела место ошибка в суждении и подходе к делу (иджтихад), что признается учеными. Я считаю, что если кто-то действовал согласно ошибочному рассуждению, то Аллах простит его, если он был искренним и беспристрастным в своем подходе к вопросу. Однако, если предубеждение и косность (сила привычки) влияли на принятие решения этим человеком, то боюсь, что у этого (поступка) могут быть серьезные последствия, так как это может привести его к лицемерию и лжи перед Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и да приветствует. Однако трудно поверить, что мусульманин будет совершать такое злодеяние. Мы можем судить лишь по очевидным фактам, а Аллах знает то, что скрыто»[1].
В это сложное время, когда мусульмане сталкиваются с множеством проблем по всему миру, нет ничего более вредного для уммы, чем распри из-за подобных второстепенных вопросов. Что может быть более кощунственным, чем обвинять друг друга в неверии и богохульстве из-за несущественных различий и безобидных деталей? Будет действительно большой трагедией, что эти несущественные различия могут использовать враги Ислама, чтобы подорвать основы (религии), на которых держалось здание Ислама более четырнадцати столетий. История свидетельствует о том, что не внешние враги подрывали могущество Ислама, а периодические междоусобные войны приводили к ухудшению положения (и, в конечном итоге, к разрушению) исламского государства[2]. По иронии судьбы, попытки «исправить ошибки» имамов четырех мазхабов (мотив, который приводится многими современными авторами), приводят не к гармонии, а к спорам и раздорам между мусульманами.
Действительно, если подобные действия не приводят ни к чему, кроме такого результата (споров), напрашивается вопрос: какова цель таких действий, особенно сейчас, когда наша умма переживает кризис, подобного которому не было никогда раньше. При всей искренности и серьезности данной цели,разногласия по основным вопросам исламского права (фикха) есть роскошь, которую наша умма, при существующем положении не может себе позволить. К сожалению, пока мусульмане заняты внутренними распрями, враги Ислама используют эти разногласия в полной мере.
Действительно, если подобные действия не приводят ни к чему, кроме такого результата (споров), напрашивается вопрос: какова цель таких действий, особенно сейчас, когда наша умма переживает кризис, подобного которому не было никогда раньше. При всей искренности и серьезности данной цели,разногласия по основным вопросам исламского права (фикха) есть роскошь, которую наша умма, при существующем положении не может себе позволить. К сожалению, пока мусульмане заняты внутренними распрями, враги Ислама используют эти разногласия в полной мере.
Мы просим Аллаха вести нас по правильному пути, чтобы Он показал нам истину истиной и позволил нам следовать ей; и чтобы Он показал нам ложь ложью и позволил отказаться от нее. Мы также просим Его направить наши рвение и усилия от междоусобных споров к тем целям и задачам, которые поднимут Ислам и мусульман. И наше последнее обращение, безусловно: вся хвала Аллаху, Господу миров.
Окончание книги.
Комментарии: 0
Правила форума