Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
18 часть. Заключительная часть
18 часть. Заключительная часть
Целью этой работы не ставилось поднятие спора, наоборот, это была попытка разъяснить практику миллио...
3 033
5 ноября, 15

18 часть. Заключительная часть

3 033
5 ноября, 15
Целью этой работы не ставилось поднятие спора, наоборот, это была попытка разъяснить практику миллионов мусульман по всему миру и представить доказательства действиям мукаллидов, а также призвать людей, критикующих практику таклида, быть более осторожными в своих выводах. Если какое-то слово или фраза (данной работы) случайно показались обидными некому человеку или группе людей, я приношу свои искренние извинения. По какой-то причине противники таклида считают, что их позиция не подлежит пересмотру и должна считаться предпочтительной. Однако, позицию тех, кто считает великих ученых теми, кто (самостоятельно) привносит в религию свои законы и новшества, равно как считает многобожниками тех, кто следует за имамами мазхабов, следует осудить. Известный ученый по хадису, шейх Наваб Сиддик Хасан в своей работе «Илькаус-Сунна би Илькаиль Михан» пишет:
 
«Одной из милостей, которую Аллах даровал мне, является то, что я считаю всех мусульман Ахлю-Сунна валь-Джамаа спасенными и защищенными от (вечного) Ада. Этого (мнения) я придерживаюсь, независимо от того, следует ли человек мазхабу ханафи, шафии, малики или ханбали, приверженец ли он школы хадиса или следует пути суфиев (сулюк). Этого я придерживаюсь, хотя (по моему мнению) некоторые из взглядов этих ученых противоречат доказательствам, и доводы в пользу некоторых позиций очень слабы. Это решение относительно значительного большинства их мнений, а не против нескольких исключений. Объяснения относительно исключений можно найти в книге «Джальбаль Манфа’а». Обвинение предшественников в том, что они идут вразрез с Сунной, противно справедливости. Да, те, кто следует за своим имамом, даже узнав о том, что он уклонился в сторону от достоверных хадисов, виновны в косности и лени. Однако даже в таком случае я не считаю их заблудшими, и намаз за ними будет действительным. Я не считаю их неверующими».

Он продолжает:
 
«Различия во мнениях по вопросам совершения поклонения, общественной жизни и в других областях фикха не дают права обвинять людей, чье мнение отличается (от нашего) — в неверии. Самое большее, что можно сказать, - это то, что здесь имела место ошибка в суждении и подходе к делу (иджтихад), что признается учеными. Я считаю, что если кто-то действовал согласно ошибочному рассуждению, то Аллах простит его, если он был искренним и беспристрастным в своем подходе к вопросу. Однако, если предубеждение и косность (сила привычки) влияли на принятие решения этим человеком, то боюсь, что у этого (поступка) могут быть серьезные последствия, так как это может привести его к лицемерию и лжи перед Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и да приветствует. Однако трудно поверить, что мусульманин будет совершать такое злодеяние. Мы можем судить лишь по очевидным фактам, а Аллах знает то, что скрыто»[1].
 
В это сложное время, когда мусульмане сталкиваются с множеством проблем по всему миру, нет ничего более вредного для уммы, чем распри из-за подобных второстепенных вопросов. Что может быть более кощунственным, чем обвинять друг друга в неверии и богохульстве из-за несущественных различий и безобидных деталей? Будет действительно большой трагедией, что эти несущественные различия могут использовать враги Ислама, чтобы подорвать основы (религии), на которых держалось здание Ислама более четырнадцати столетий. История свидетельствует о том, что не внешние враги подрывали могущество Ислама, а периодические междоусобные войны приводили к ухудшению положения (и, в конечном итоге, к разрушению) исламского государства[2]. По иронии судьбы, попытки «исправить ошибки» имамов четырех мазхабов (мотив, который приводится многими современными авторами), приводят не к гармонии, а к спорам и раздорам между мусульманами.

Действительно, если подобные действия не приводят ни к чему, кроме такого результата (споров), напрашивается вопрос: какова цель таких действий, особенно сейчас, когда наша умма переживает кризис, подобного которому не было никогда раньше. При всей искренности и серьезности данной цели,разногласия по основным вопросам исламского права (фикха) есть роскошь, которую наша умма, при существующем положении не может себе позволить. К сожалению, пока мусульмане заняты внутренними распрями, враги Ислама используют эти разногласия в полной мере.

Мы просим Аллаха вести нас по правильному пути, чтобы Он показал нам истину истиной и позволил нам следовать ей; и чтобы Он показал нам ложь ложью и позволил отказаться от нее. Мы также просим Его направить наши рвение и усилия от междоусобных споров к тем целям и задачам, которые поднимут Ислам и мусульман. И наше последнее обращение, безусловно: вся хвала Аллаху, Господу миров.
 
Окончание книги.
 
[1] Выдержки из ежемесячника «Фаран» с разрешения Махира Кадри, редактора «Фарана».

[2] Пример этому: победа армии мусульман в сражении при Айн-Джалуте (сентябрь 1260 г.), которая была одержана над монголами, после того, как армии Европы были беспомощны перед их вторжением.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Таки Усмани: Таклид и следование мазхабу согласно Шариату
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков