ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
4 часть. Эпоха сподвижников и абсолютного таклида (таклида мутлак)
Таклид был распространен в эпоху сподвижников. Те из сподвижников, которые не были заняты наукой и н...
4 часть. Эпоха сподвижников и абсолютного таклида (таклида мутлак)
Таклид был распространен в эпоху сподвижников. Те из сподвижников, которые не были заняты наукой и не использовали собственные суждения (иджтихад), обращались к сподвижникам, которые были признанными богословами, и действовали в соответствии с их советами. Доказательств абсолютного таклида (таклида мутлак) и таклида за отдельными личностями (таклида шахси) эпохи сподвижников очень много, этой теме посвящены многие тома, поэтому нет необходимости в доказательствах. Тем не менее, здесь приведены некоторые примеры таклида мутлак в эпоху сподвижников.
Ибн Аббас передает, что Умар ибн Хаттаб, произнося проповедь в Джабия, сказал:
Ибн Аббас передает, что Умар ибн Хаттаб, произнося проповедь в Джабия, сказал:
«О люди! Если вы хотите узнать что-нибудь о Коране, идите к Убаю ибн Ка’бу. Если вы хотите узнать о наследовании, идите к Зайду ибн Cабиту. Если вы хотите узнать о фикхе (что является харамом, а что халялем), идите к Муазу ибн Джабалю. Если вы хотите узнать о богатстве, приходите ко мне, так как Аллах сделал меня попечителем и распорядителем» (Табарани в «Аль-Аусат»)[1].
Умар, да будет доволен им Аллах, обратился к людям в общем в своей хутбе (проповеди) и сказал, что в вопросах тафсира, наследования и фикха они должны обращаться к этим известным ученым и учиться у них. Понятно, что не у каждого есть способности понимать все доказательства и обоснования текстов. Сказанное указывает на два аспекта: у кого есть способности, должны обращаться к ученым, чтобы понять их доказательства и обоснования (решений), а те, кто не способен, должны обращаться к ним в поисках решений и действовать соответственно их рекомендациям.
Сподвижники, которые не имеют возможностей выводить решения, должны следовать за обладателями знаний и не вдаваться в подробности доказательств: им просто нужно следовать их советам.
Ниже приведен пример:
Салим ибн Абдуллах рассказал, что Абдуллаха ибн Умара спросили о человеке, взявшего некоторое количество денег в долг и обязавшегося уплатить его в назначенный срок. Потом кредитор согласился простить ему часть долга, если тот уплатит его раньше срока. Ибн Умар не одобрил такой договор и запретил его[2].
Здесь не упоминается ни одного ясного хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предложенного в качестве доказательства. Ясно, что это решение было личным решением Ибн Умара, да будет доволен им Аллах. Он не привел доказательств сам, и никто их у него не спрашивал.
Абдуррахман рассказал, что он спросил Ибн Сирина о посещении общественных бань. Ибн Сирин ответил, что Умар, да будет доволен им Аллах, не одобрял этого[3].
Ибн Сирин, один из самых знающих последователей сподвижников, не привел никаких доказательств, за исключением того, что это не одобрял Умар, да будет доволен им Аллах, несмотря на то, что существует несколько хадисов о посещении общественных бань. Есть также хадис, переданный от самого Умара, да будет доволен им Аллах.
Сулейман ибн Ясар, да будет доволен им Аллах, рассказал, что Абу Аюб Ансари, да будет доволен им Аллах, отправился в хадж. Когда он достиг местности Назия по дороге в Мекку, он потерял верблюдов, предназначенных для жертвоприношения. Он подошел к Умару, да будет доволен им Аллах, в день жертвоприношения и рассказал о своем положении, на что тот ответил: «Сделай то, что делают совершающие умру (таваф и сай), а затем ты можешь выйти из ихрама. Когда ты приедешь на хадж в следующем году, выполни его и принеси в жертву то, что сможешь»[4].
Снова Абу Аюб, да будет доволен им Аллах, не потребовал доказательств у Умара, да будет доволен им Аллах, а тот их не предъявлял. Абу Аюб, да будет доволен им Аллах, получил совет и действовал соответственно ему.
Мусаб ибн Саад рассказывал, что его отец, Саад ибн Абу Ваккас, молясь в мечети, сокращал свои молитвы, а также руку’ и суджуд (земные и поясные поклоны), а когда молился дома — удлинял их. Мусаб спросил: «Отец, когда ты в мечети, ты укорачиваешь молитвы, а дома удлиняешь. В чем причина этого?» Его отец ответил: «Сын мой, мы предводители и имамы, за которыми следуют другие» (Табарани в «Авсате», цепочка передатчиков достоверна)[5].
Смысл ответа Саада заключается в следующем: так как люди смотрят на своих предводителей, они могут подумать, что длительные молитвы являются обязательными, и сделать такую практику необходимой составляющей молитвы.
Данное повествование показывает нам, что простой народ в эпоху сподвижников следовал не только за тем, что они говорили, но и за их действиями. Также ясно, что в следовании (совершении таклида) за знающим сподвижником доказательства не требовались, и поэтому сами сподвижники старались следить даже за незначительными подробностями своих действий – к примеру, старались не удлинять свои молитвы, чтобы простые люди не подумали, что совершать длинные молитвы есть обязанность.
Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, увидел Тальху ибн Убайдуллаха, да будет доволен им Аллах, надевшего цветную одежду в состоянии ихрама, и спросил, что он надел. Тальха ответил, что она сделана из ткани без запаха благовоний (Цветная одежда без запаха дозволена в состоянии ихрама). Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вы предводители, за которыми следуют люди. Если несведущий человек увидит это, он предположит, что Тальха ибн Убайдуллах надел такую одежду в состоянии ихрама, (и решит, что дозволена даже ткань с запахом благовоний). Не надевай эту цветную одежду» («Муватта» имама Малика)[6].
Также Умар, да будет доволен им Аллах, посоветовал Абдуррахману ибн Ауфу, да будет доволен им Аллах, снять некий вид носков. Он сказал: «Я заклинаю тебя, сними их. Я боюсь, что остальные, глядя на тебя, последуют твоему примеру»[7].
Описанные выше три случая показывают нам, что за сподвижниками следовали в их действиях и фетвах, не требуя никаких доказательств и обоснований. По этой причине они (сподвижники) были очень строги в отношении совершаемых ими действий и побуждали к этому остальных.
Умар, да будет доволен им Аллах, отправил Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, в Куфу, послав с ним следующее письмо для людей Куфы:
«Я отправляю Аммара ибн Ясира в качестве вашего правителя и Абдуллаха ибн Масуда в качестве учителя и советчика. Они относятся к самым благородным сподвижникам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и были из числа тех, кто участвовал в битве при Бадре. Так следуйте же за ними и слушайте их».
Абдуллах ибн Масуд, разъясняя правила вынесения решений относительно некоторых случаев, говорил:
«Если кто-то из вас встретится с каким-либо (таким случаем) после сегодняшнего дня, он должен рассудить его согласно Корану. Если это случай, относительно которого нет решения в Коране, выносите решение по Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если это случай, который нельзя решить и таким образом, действуйте согласно решениям праведных людей. Если же по этому случаю не было решения ни у кого из них, судите по своему разумению»[8].
Абдуллах ибн Масуд указал на четыре источника вынесения решений: Коран, Сунна, решения праведных людей и собственное мнение. Очевидно, что указание первым на Коран не означает игнорирование Сунны, поскольку к ней обращаются для понимания сказанного в Коране. Ученые сошлись на том, что для разъяснения Корана необходимо прибегать к Сунне. Несоблюдение этого правила может повлечь за собой много трудностей: к примеру, в Коране нет прямого указания по поводу наказания плетьми или побивания камнями тех, кто совершил прелюбодеяние. Отказаться от побивания камнями в таких случаях было бы абсурдным и полностью противоречило бы тому, в чем сошлись мусульманские ученые.
Обращение к решениям праведных предков подразумевает, что их мнение должно рассматриваться как вспомогательный ресурс, помогающий вынести решение на основе Корана и Сунны. Напротив, их мнение не должно использоваться иначе, чем для того, чтобы понять смысл Корана и Сунны. (Практика) таклида требует, чтобы во время вынесения решения из нескольких возможных значений оригинального текста (который является неоднозначным), использовалось мнение муджтахидов. К примеру, сам факт того, что Абдуллах ибн Масуд обратился к тому, кто уже был назначен судьей, означает, что таклид дозволен и необходим не только для простых обывателей, но ученые также не должны полагаться только на свой ум (Различие между таклидом, который совершают ученые и не-ученые, будет разъяснено позже)[9].
Салим ибн Абдуллах рассказывал, что Ибн Умар не читал Коран, молясь за имамом. Салим спросил Касима ибн Мухаммеда об этом, и он ответил:
«Если ты не будешь этого делать, люди, следующие за тобой, также будут воздерживаться от чтения Корана за имамом. А если будешь делать — они также будут читать Коран, молясь за имамом»[10].
Салим сказал, что Касим был среди тех, кто не читал Коран за имамом. Касим ибн Мухаммед был одним из семи великих ученых Медины и знаменитым последователем сподвижников (табиином). Даже великий ученый такого статуса считал следование мнению другого ученого дозволенным (даже при явных противоречиях между доказательствами обоих мнений).
Ибн Сад рассказал в «Табакате», что некто спросил у Хасана аль-Басри, может ли он пить воду в мечети, которая была предложена в качестве благотворительности (садака). Хасан ответил:
«Абу Бакр и Умар пили из воды Умм Са’д, которая находилась на обочине дороги. Так что ничего не будет, если я выпью из этой воды»[11].
Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что единственным доказательством Хасана было то, что так делали Абу Бакр и Умар.
Здесь были приведены только единичные случаи из жизни и высказываний сподвижников и их последователей. По словам Ибн Кайима, было записано и передано устно более 130 фетв от сподвижников, в том числе и от женщин[12].
Среди них есть фетвы, в которых приводятся доказательства из Корана и Сунны, и фетвы, в которых они отсутствуют. Выше приведены примеры обоих методов. Для поиска других примеров вы можете обратиться к «Муватте» имама Малика, «Китабуль Асар» имама Абу Ханифы, «Мусаннафу» Абдурраззака ибн Абу Шайбы, комментариям «Маануль Асара» имама Тахави и «Аль-Матаалибуль Алия» Ибн Хаджара.
[1] Аль-Хайтами пишет, что Сулейман ибн Дауд ибн Хуссейн, находящийся в цепочке передатчиков, никем не упоминался («Маджмау з Завайд», стр. 131). Я (автор) хотел бы уточнить, что его упоминали Ибн аби Хатим («Аль-Джарх уа Таадиль», том 2, стр. 111) и Хатиб в «Истории Багдада» (том 10, стр. 62). Никто из них его не похвалил, но и не отбросил.
[2] «Муватта» имама Малика, с.279.
[3] Передано Мусаддадом («Маталибуль Алия», Ибн Хаджар, том 1, стр. 51)
[4] «Муватта» имама Малика.
[5] Аль-Хайтами в «Маджмау з-Заваид», т. 1, с. 182.
[6] Имам Ахмад в своем «Муснаде», т 1, с.192.
[7] «Аль-Истиаб» Ибн Абдуль-Барра, т. 2, с. 315, «Аль-Исаба» Ибн Хаджара, т.2, с. 361 и «Илямуль Мукын» Ибн Каййима, т. 2, с. 171.
[8] «Суннан» Насаи, т.2, с. 305 и «Суннан» Дарами, т.1, с.54.
[9] Приведенное выше объяснение опровергает все вопросы, поднятые Ибн Кайимом в «Илямуль Мукын» (т.2, с.178) при попытке аргументации с помощью этого повествования.
[10] «Муваата» Имама Мухаммада, стр. 96, издательство «Асаххуль Матаби». Один из передатчиков, Усама ибн Зайд, является надежным, по мнению Яхьи ибн Муина и Ибн Ади. Другие же расценили его как слабого передатчика. Хафиз в «Такрибе» сказал про него, что он очень надежный.
[11] «Канзуль Уммаль», том 3, стр. 317.
[12] «Илямуль Мукын», том 1, стр. 9
Предыдущий урок
3 часть. Таклид в Сунне
Следующий урок
5 часть. Таклид за отдельными личностями (таклид шахси) эпохи сподвижников и их последователей (табиинов)
Комментарии: 0
Правила форума