3 часть. Таклид в Сунне
Хузейфа, да будет доволен им Аллах, сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
В данном хадисе следует акцентировать внимание на слове «иктидаа» — «следовать», которое употребляется в арабском тексте. Это слово используется не для обозначения следования в организационном смысле, а скорее для обозначения религиозного следования. Ибн Манзур, известный специалист по арабскому языку, пишет:
«Слова «кудва» и «кыдва» используются по отношению к людям, которые являются последователями какой-то традиции. Слово «кудва» означает «усва» (пример или образец поведения)»[2].
Это слово употребляется в Коране для обозначения следования пророкам и праведным людям в религиозных вопросах:
Другой хадис, описывающий последние моменты жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является достаточным доказательством данного подхода:
Имам Ахмад приводит в своем «Муснаде» от Абу Вайла:
Имам Ахмад также передал в «Муснаде» от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел в собрании и сказал:
Во всех этих случаях слово «иктидаа» было использовано со смыслом следования кому-либо в религиозных вопросах, особенно в первых двух хадисах, где оно было использовано в отношении Абу Бакра. Хадис о том, чтобы «...следовать этим двум людям после меня...», говорит о следовании Абу Бакру и Умару в религиозных вопросах, что и является сутью таклида.
Абдуллах ибн Амр передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Данный хадис явно повествует о том, что выдавать религиозно-правовые заключения (фетвы) — занятие ученых. Люди задают им религиозные и правовые вопросы, и действуют в соответствии с полученными ответами. Это и есть суть таклида. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предсказал, что наступят такие времена, когда ученых больше не останется, и фетвы будут издавать невежественные люди. Таким образом, когда не останется в живых ученых, к которым можно было бы обратиться, и не будет никого, кто извлекал бы правила непосредственно из Корана и Сунны, какой останется путь для следования Корану и Сунне, кроме как полагаться на решения других ученых? Согласно этому хадису, до тех пор, пока еще есть муджтахиды, обращаться следует только к ним. А когда не останется таких ученых, то вместо того, чтобы прибегать к неумелым и необразованным (людям) для решения, следует совершать таклид за предыдущими муджтахидами.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Данный хадис также дает ясное обоснование таклиду. Если бы таклид не был дозволен, то поскольку вынесение решения без знания и исследования является грехом, аналогичная ответственность была бы и на том, кто спрашивает (фетву), так как он не приложил усилия для получения решения. Но хадис говорит, что бремя возлагается на того, кто дал фетву, а не на того, кто спрашивал. Это указывает на то, что обязанность неученого человека спрашивать того, кто обладает знаниями Корана и Сунны. Если же знающий человек выдаст ошибочную фетву, бремя греха ложится на муфтия, а не на спрашивающего.
Ибрахим ибн Абдуррахман передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Этот хадис осуждает ошибочные мнения невежд и разъясняет, что опровержение таких заключений — обязанность ученых. Снова здесь указано, что те, кто не обладает проницательностью муджтахида, не должны рисковать и толковать Коран и Сунну в соответствии с собственным пониманием. Наоборот, они должны обращаться к ученым, чтобы понять правильные смыслы Корана и Сунны. Известно, что для толкования Корана и Сунны человек должен быть чрезвычайно образованным. Элементарные знания арабского языка не делают человека муджтахидом, и следовательно, подобные разъяснения неспециалистов будут рассматриваться как ложные.
Имам Бухари передал в качестве прерванного повествования, а имам Муслим передал со своей цепочкой передатчиков от Абу Саида Худри, что у некоторых сахабов вошло в привычку поздно присоединяться к молитве (опаздывать на молитву). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркнул, что они должны приходить раньше и вставать в первые ряды, а после сказал:
Данный хадис имеет различные объяснения. Одно из них заключается в том, что те, кто находятся в переднем ряду, должны наблюдать за тем, что делает Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а те, кто находится сзади — следовать за передним рядом. Другой возможный смысл хадиса состоит в том, что сподвижникам советовали приходить раньше, чтобы они могли все вместе наблюдать за молитвой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Те, кто придут после сподвижников, обучатся их молитве, наблюдая и следуя за их действиями. Ибн Хаджар пишет в своем комментарии к этому хадису:
«Сказано, что смысл данного хадиса в том, что сподвижники должны обучиться правилам Ислама у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а следующие после сподвижников (табиины) должны следовать за ними, и так далее, пока этот мир не придет к концу»[7].
Имам Ахмад передал в своем «Муснаде», что Сахль ибн Сад передал от своего отца:
В этом хадисе, женщина явно сказала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что следует за мужем — не только в молитве, а во всех действиях. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не увидел причин упрекнуть ее в этом.
Имам ат-Тирмизи передал, что Абдуллах бин Амр передал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
В хадисе одобряется качество следования за другими людьми, и в нем не содержится даже намека на порицание следования другим (людям) в хорошем.
Комментарии: 0
Правила форума