Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
7 часть. Почему именно четыре мазхаба?
7 часть. Почему именно четыре мазхаба?
Теперь возникает вопрос: «Если следование за одним определенным муджтахидом необходимо, почему нужно...
6 314
7 августа, 15

7 часть. Почему именно четыре мазхаба?

6 314
7 августа, 15

Почему именно четыре мазхаба?

 
Теперь возникает вопрос: «Если следование за одним определенным муджтахидом необходимо, почему нужно ограничить таклид только четырьмя мазхабами?» Много великих имамов и муджтахидов заняли место на страницах истории Ислама: Суфьян Саури, Имам Аузаи, Абдуллах ибн Мубарак, Исхак ибн Рахвай, Имам Бухари, Ибн Аби Лейла, Ибн Сибрима, Хасан ибн Салих и многие другие. Разве не все муджтахиды считаются одинаково знающими для следования за ними?

Хотя в принципе такое утверждение справедливо, его реализация неэффективна. Мазхабы муджтахидов, перечисленные выше, не имеют упорядоченной записи. Будь эти мазхабы систематизированы и структурированы подобно четырем основным, не было бы никаких препятствий для следования им. К сожалению, этих мазхабов формально не существует, и нет сохранившихся оригинальных источников этих мазхабов. Это говорит о том, что следовать этим мазхабам будет крайне сложно.

Шейх Абдуррауф Манави, знаменитый ученый в области хадисов, цитирует Хафиза Захаби:
 
«Нам следует быть убежденными в том, что четыре имама, оба Суфьяна (Саури и Ибн Уейна), Аузаи, Дауд Захири, Исхак ибн Рахвай и все остальные имамы были на истине. Тот, кто не является муджтахидом, должен следовать одному определенному мазхабу. Недопустимо следовать за сподвижниками и за их последователями, как заявил имам двух священных мечетей, поскольку их мазхабы не были записаны и организованы. В судебных решениях и выдаче фетв не дозволяется следовать незафиксированным и неорганизованным мазхабам. Кроме того, следование за четырьмя мазхабами было усовершенствовано до такой степени, что общие термины стали конкретными, а общие слова — определенными. В этом их отличие от других мазхабов, у которых более не осталось последователей. Имам Рази говорил, что согласно единому мнению ученых, простой обыватель не может следовать за сподвижниками и их последователями»[1].  

Данный момент разбирается имамом Навави в следующих словах:
 
«Несмотря на то, что знания и статус сподвижников и их последователей намного выше ученых, пришедших после них, недозволенно следовать их мазхабам, потому что у них не было возможности записать свои фетвы, сформулировать подробные принципы своих мазхабов. Ни один из сподвижников (или их последователей) не создал упорядоченный мазхаб. Такое структурирование было произведено учеными, пришедшими после них — ревностными учениками своих предшественников, которые возложили на себя задачу сформулировать правила вынесения решений и извлечения законов, прежде чем произойдет какое-либо событие».

Причины ограничения таклида четырьмя мазхабами объяснялись многими великими учеными. Однако сейчас, я хотел бы остановить внимание на двоих из них. Первый — имам Ибн Таймийя, и второй — Шах Валиулла. Их мнения авторитетны, так как их высокое положение признают даже те, кто не принимает концепцию таклида.

Ибн Таймийя пишет в своей книге основных фетв:
 
«Нет никакой разницы в том, чтобы следовать за одним муджтахидом и не следовать за другими, пока сохраняется связь с Кораном и Сунной. Так, Лейс ибн Саад, Аузаи, Саури были имамами своего времени. Следование за любым из них допустимо. Ни один мусульманин не может сказать, что допустимо следовать за одним и нельзя следовать за другим. Тем не менее, если кто-то запрещает следование за кем-то из этих имамов в наше время, это происходит по двум причинам. Не осталось людей, которые знали бы особенности мазхабов этих имамов. Из этого следует, что этот имам (или его мазхаб) мертвы. Существует знаменитое разногласие во мнениях относительно следования «мертвым» мазхабам (т.е. мазхабам, исчезнувшим со временем). Следование этим имамам в наше время подобно следованию за мертвым человеком, что не дозволено. Это было бы допустимо в случае, если бы все еще существовали знания этого мазхаба. Вторая причина в том, что согласно единому мнению ученых, в наши дни преобладают мнения, противоположные мнениям этих ученых. Если же мнение какого-нибудь ученого, чей мазхаб сегодня действует, совпадет с мнением имамов, чьих мазхабов сегодня уже нет, тогда, безусловно, мнения последних будут учитываться как вспомогательные и вторичные доказательства»[2].
 
Шах Валиулла выделил целую главу в своей книге «Икдуль Джид» обсуждению этого вопроса, и назвал ее «Глава, подчеркивающая следование за одним из четырех мазхабов и осуждающая идею их оставления». Он начал ее словами:
 
«Вам следует знать, что следование за этими четырьмя мазхабами имеет большие преимущества и выгоды для уммы. В отказе от них - вред и беды. Мы объясним это многочисленными выводами и заключениями....»[3]

Затем он продолжает разъяснять множественные причины, которые я буду приводить, перефразировав их по пунктам, вместо перевода больших кусков текста. Если мы хотим понять исламские законы, необходимо полагаться на ранних предшественников. Единственный способ сделать это - установить, что слова предшественников были переданы нам по достоверной цепочке, или найти их в надежных книгах. Необходимо установить, что другие ученые доверяли этим высказываниям и использовали их. Наконец, если у этих высказываний было несколько значений, приниматься должно наиболее предпочтительное. Иногда высказывания какого-нибудь муджтахида могут казаться общими, но на самом деле быть вполне конкретными, и это может установить только ученый, исследовавший этот мазхаб. Таким образом, это высказывание должно быть записано, понято, разъяснено, и приведено его обоснование.

Если высказывания определенного муджтахида не записаны, то такому мазхабу нельзя следовать. В наши дни таким преимуществом, в отличие от других, обладают четыре известных  мазхаба. Также, таким преимуществом обладают (шиитские) мазхабы имамия и зайдия. Однако, ввиду того, что они не принадлежат к Ахлю-Сунна, не допускается их использовать. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Следуйте (подавляющему) большинству уммы». Поскольку общеизвестно, что другие мазхабы, кроме этих четырех, исчезли, следование им будет противоречить данному принципу, указанному в хадисе.

Наконец, если бы было дозволено издание фетв на основании любого из ранних ученых и их мазхабов, безнравственные ученые станут использовать Шариат и основывать свои фетвы на (мнении) любого из предшественников. Это неизбежно откроет двери для злоупотребления их высказываниями. Люди станут просить безнравственных ученых обосновать их эгоистичные желания, цитируя праведных предшественников. Поэтому следование за большинством уммы предотвратит хаос в Шариате[4].
 
[1] «Файдуль Кадир», комментарии к «Джами Сагир» Манави, т.1, с. 210.

[2] Основные фатвы Ибн Таймийи, т. 2, с. 446.

[3] «Икдуль Джид», с. 31.
 
[4] Там же.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Таки Усмани: Таклид и следование мазхабу согласно Шариату
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков