Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Введение
Введение
Аллах дозволил мусульманам употреблять в пищу полезное мясо животных и извлекать пользу из других их...
4 478
12 октября, 15

Введение

4 478
12 октября, 15

Примечание переводчика английской версии книги


Употребление дозволенной пищи – проблема первостепенной важности для каждого мусульманина. Существует прямая связь между употреблением дозволенной пищи и способностью человека поклоняться Аллаху. Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) очень серьезно предупреждал людей от употребления запретной пищи. Передается, что он сказал: «Тело человека, которое было вскормлено запретной пищей, не войдет в Рай (Джаннат)»[1].

Подобным образом, дуа человека, употребляющего запретную пищу, не принимаются. Передается в достоверном хадисе, что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) описал человека, долгое время находящегося в пути: его волосы растрепаны, одежда покрыта пылью. Он поднимает руки к небу и взывает: «О Господи, о, Господи!», в то время как его пища и питье получены из запретных источников; его тело также вскормлено запретным. Так как же может быть дан ему ответ?[2]

Дуа – это оружие мусульман, к которому они обращаются в моменты трудностей и нужды. Этот хадис подчеркивает – как важно для мусульман употреблять лишь дозволенную пищу, чтобы их мольбы были приняты Аллахом во времена нужды. Из всего этого мы можем вывести практическую рекомендацию: мусульманам следует употреблять лишь дозволенную пищу и, наоборот, сделать все, что от них зависит, чтобы воздерживаться от сомнительной и запретной пищи. В последнее время появилось много проблем, связанных с запретной и дозволенной пищей. Простые люди и даже исламские ученые имеют противоречивые мнения по этому вопросу, что вносит смуту в ряды простых мусульман. Один из этих вопросов заключается в том – дозволено ли употреблять «пищу людей Писания», о которой говорится в Священном Коране (сура Аль-Маида, 5).
 
Некоторые люди используют этот аят как доказательство того, что всякое мясо, произведенное в западных государствах, дозволено, независимо от того, соответствует ли его забой исламским законам или нет. Подобным образом, многие мусульмане придерживаются точки зрения, что любое мясо, которое производят и продают не-мусульмане в своих магазинах, дозволено, независимо от способа его забоя, если мусульманин произнесет имя Аллаха над ним во время еды. Большая опасность заключается в том, что мусульмане едят сомнительное мясо или мясо, которое вообще не соответствует принятым в Шариате способам забоя, основываясь на неправильном толковании этого аята, тем самым, подвергая свое духовное здоровье вреду от недозволенной пищи, о чем было упомянуто выше. Поэтому очень важно разъяснить этот вопрос и пояснить истинный смысл этого аята, наряду с условиями, которые нужно соблюсти, чтобы мясо, произведенное людьми Писания, было бы дозволенным.
 
Другая важная проблема – это современный метод забоя, который в настоящее время используется в скотобойнях. Этот автоматизированный подход поднял много связанных с ним спорных моментов, многие из которых делают забитое животное недозволенным для употребления. Эти проблемные области включают в себя механический забой, практику оглушения животного перед забоем, необходимость произнесения имени Аллаха над каждым животным и другие. Возникла насущная потребность ясно определить – какие аспекты современных методов забоя животных приемлемы согласно исламскому праву, а какие — нет, чтобы мусульмане знали, какое мясо им можно употреблять.

Мусульманский мир должен безотлагательно решить вышеупомянутые проблемы, чтобы мусульмане могли с уверенностью знать, какие продукты дозволены, а какие запретны. Переводчику случилось столкнуться с книгой муфтия Таки Усмани «Ахкам Аз-Забаих» («Правила относительно забоя животных»), которая полностью и убедительно рассматривает эти и другие вопросы, что делает ее обязательной книгой для каждого мусульманина в наше время. Единственным недостатком этой книги было то, что она написана на арабском языке, тем самым, она была недоступна для широкой публики. Так что переводчик почувствовал, что эту книгу необходимо перевести на английский язык и рассказать мусульманам об этих важных вопросах. Ценность этой книги увеличивает тот факт, что автор ее – всемирно известный ученый в современных проблемах исламского права. Он имеет степень в области исламского права, что доказывает, что он пользуется уважением в мусульманском мире. Он автор более чем 40 книг по разным темам на арабском, урду и английском языках. Иными словами, содержание этой книги имеет большой вес вследствие высокого уровня ее автора.
 
Переводчик приложил все усилия для обеспечения точности перевода, чтобы содержание оригинальной книги было сохранено. Он консультировался со специалистами и учеными по исламскому праву во время перевода, а также приглашал их к процессу редактированию. В определенных местах переводчик с разрешения автора включал дополнительную информацию в форме приложений, чтобы пролить свет на определенные вопросы. Пусть Аллах поможет мусульманам через эту книгу, чтобы они могли уберечь себя от недозволенной пищи.

Абдуллах Нана

***
 

Примечание автора (муфтия Таки Усмани)


Эта книга была первоначально написана мной на арабском языке и представлена перед исламской Академией фихка в Джидде. Основная ее цель состояла в том, чтобы объяснить принципы Шариата о забое животных и рассеять некоторые неправильные представления о нем. Некоторые проблемы, касающиеся современных методов забоя животных, также обсуждались в ней для рассмотрения и дальнейшего исследования учеными. Мауляна Абдуллах Нана перевел эту книгу на английский язык с моего разрешения. Вследствие моего тяжелого состояния (болезни) я не смог просмотреть весь перевод. Однако я просмотрел некоторые его части и нашел их (выполненными) правильно.
Я прошу Аллаха Тааля, чтобы Он благословил эти усилия и сделал их полезными для читателей.

Мухаммад Таки Усмани, 22/4/1426 г. хиджры /30.5.2005 г. милляди
 
***
 

Введение 


Аллах дозволил мусульманам употреблять в пищу полезное мясо животных и извлекать пользу из других их частей. Однако Аллах сделал это допустимым при условии соблюдения законов Корана и Сунны (переданных через Пророка, саллаЛлаху алейхи ва саллям). Эти законы подчеркивают тот факт, что животные по своей природе подобны человеку, поскольку они имеют срок жизни, восприятие и чувства, с помощью которых они чувствуют удовольствие и боль. Если принимать во внимание эту общность между людьми и животными, то, кажется, что забивать животных и употреблять их в пищу будет недозволенным. Однако, Аллах сделал людей лучшими из Своих творений, которым подчиняются другие создания во Вселенной. Он создал все в мире для блага человека, поэтому Он сказал:
 
«(Только) Он [Аллах] – Тот, Который сотворил для вас всё, что есть на земле»[3].

Поэтому животные дозволены для употребления в пищу, вопреки их первоначальному положению (священности жизни), исключительно по милости Аллаха. Он сделал их дозволенными при условии соблюдения определенных законов, которые связаны с поклонением. Когда человек производит забой животных в соответствии с правилами Корана и Сунны, он признает, что это животное было дозволено ему в пищу лишь вследствие щедрости и милости Аллаха. Он также понимает, что его право на извлечение выгоды от этих животных и удовольствие от употребления их в пищу влечет за собой необходимость благодарить Аллаха и забивать животных в соответствии с методом, предписанным Аллахом.  Именно по этой причине исламские законы стоят выше законов иных религий в определении метода забоя животных, устанавливающего его основные принципы. Забой животных – это не простое дело, которое человек волен осуществлять, как пожелает. Наоборот, забой – это вопрос, также связанный с поклонением, в котором мусульманин должен следовать законам, предписанным в Коране и Сунне.
 
Таким образом, взгляд муфтия Мухаммада Абдо и его ученика Рашида Рида, что забой животных есть обычное дело, где человек волен поступать, как ему заблагорассудится, очевидно, неправилен и идет вразрез с ясными текстами Корана и Сунны. Передается в достоверном хадисе, что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тот, кто совершает намаз по направлению к нашей кыбле (Каабе в Мекке), и ест животных, которых мы забиваем, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и Его Посланника (саллаЛлаху алейхи ва саллям)»[4].

Существует еще одно повествование, которое подчеркивает эту точку зрения еще более ясно:

«Мне было предписано сражаться с людьми, пока они не признают, что нет иного бога, кроме Аллаха. Когда они произнесут эти слова, будут совершать молитвы по направлению к нашей кыбле и забивать животных в соответствии с нашими правилами забоя, их кровь и имущество становятся неприкосновенными, за исключением крови и имущества тех (людей), в отношении которых есть (установленное) право»[5].

В этом хадисе Посланник Аллаха проводит параллель между исламским методом забоя животных и обращением к кыбле при совершении молитвы. Таким образом, здесь упоминается, что забой скота согласно правилам Шариата есть исключительный признак мусульманина, который отличает его от неверующего, и показатель того, что (человек), забивающий скот таким образом, является мусульманином, чьи кровь и имущество неприкосновенны. Есть ли более веское доказательство, чем тот факт, что исламский метод забоя скота есть признак отличия мусульманина от не-мусульманина, при условии которого его имущество и кровь становятся запретными? Может ли быть какое-то доказательство выше, чем установление факта, что исламский метод забоя скота есть вопрос, связанный с поклонением, из которого мы можем сделать вывод, что забойщик является мусульманином?

Ибн Хаджар пишет в комментариях к этому хадису: «Мы можем сделать вывод из этого хадиса, что нам следует относиться к людям в соответствии с (их) внешними действиями, которые нам видны. Это означает, что мы можем применять законы Ислама к человеку, который внешне совершает действия, считающиеся признаками Ислама, пока он не сделает нечто противоположное»[6].

Если бы забой животных не был бы предписан в специальных правилах, то было бы дозволено употреблять мясо, забитое язычниками, зороастрийцами и атеистами, и дозволенное мясо не ограничивалось бы мясом, забитым мусульманами или людьми Писания (иудеями и христианами). Очевидно, что нет необходимости, чтобы тот, кто производит остальные продукты, помимо мяса (овощи и тому подобные), был бы мусульманином или человеком из людей Писания. Нам дозволено употреблять остальную пищу, независимо от того, кто ее произвел. Таким образом, если бы забой скота был обычным делом, который не оговаривался бы исламскими законами, было бы дозволено есть мясо животных, независимо от того, кто забивал их. Это подтверждает, что мясная продукция имеет особый статус в исламских законах, и что животных следует забивать в соответствии с законами, предписанными в Коране и Сунне, чтобы мы могли употреблять их в пищу.

В свете того, что было упомянуто выше, предписания относительно забитых или убитых на охоте животных являются одной из наиболее важных частей в книгах по фикху (исламскому праву).

Ученые по фикху детально описывают правила забоя животных, выведенные из Корана, Сунны и сообщений сподвижников и табиинов. Поэтому вы не найдете ни одной книги по фикху, которая бы не включала в себя отдельной главы, описывающей правила забоя или охоты на животных. Мы не ставим перед собой цель рассмотреть все эти правила, но мы намереваемся обсудить фундаментальные принципы этих законов (забоя животных) применимо к нашей текущей (современной) ситуации. Эта книга охватывает следующие темы:

1. Метод забоя животных в Исламе и его условия:

а) Процедура забоя животных;

б) Произнесение имени Аллаха во время забоя;

в) Забойщик должен быть мусульманином или человеком Писания.

2. Метод забоя применимый к современным способам забоя скота.

3. Правило в случае, если невозможно определить, кто был забойщиком.

Мы просим Аллаха даровать нам Свою помощь (тауфик) в совершении того, что Ему угодно и направить нас к тому, что приведет к Его довольству.
 
[1] «Ат-Таргыб ват-Тархиб», т. 2, с. 552-553.
 
[2] Сахих Муслим, 1015.
 
[3] Коран, 2, 29
 
[4] Сахих Бухари, 391.
 
[5] Сахих Бухари, 392
 
[6] «Фатхуль Бари», т. 1, с. 407.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Таки Усмани: Правила (хукмы) относительно забоя животных в Исламе
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков