Ключи к добру и злу
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Некоторые люди открывают двери к добру и закрывают двери ко злу. Некоторые люди открывают двери для зла и закрывают двери к добру. Так обрадуй же тех, в чьи руки Аллах поместил ключи к добру, и горе тем, в чьи руки Аллах поместил ключи ко злу».
Ибн Маджа
Аль-Мунави в комментарии к этому хадису цитирует слова Аль-Хакима:
«Благо лежит в довольстве Аллаха и зло лежит в гневе Аллаха. Так что если Аллах доволен Своим рабом, то признаком этого довольства Аллаха является то, что раб Его становится ключом для добра. Если на него смотрят (другие люди), то вспоминают о добре (он напоминает людям о добре), если он приходит, то добро сопровождает его, и, если он говорит, он говорит благое. У такого человека есть явные и очевидные признаки того, что добро окружает его, потому что он движется от добра к добру, будь то в действиях, словах или мыслях…».
Файдуль-Кадир, 2/669
Если посмотреть на историю, то мы увидим там людей, которые были первыми в добрых или в дурных поступках.
К примеру, сподвижники и праведные предшественники были основоположниками каких-то благих нововведений:
- Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) установил регулярную практику совершения намаза таравих.
- При халифе Усмане ибн Аффане (да будет доволен им Аллах) Священный Коран был собран в единую книгу.
- Имам Малик, а затем имам аль-Бухари (да смилостивится над ними Аллах) начали первыми начали собирать и записывать сборники хадисов.
- Первым человеком, написавшим трактат по науке усуль аль-фикх, был имам аш-Шафии (рахимахуллах).
Этот список можно продолжить — к примеру, мы знаем, что первым человеком, показавшим пример доброго отношения ко всем людям, человеком, который очень любил принимать гостей, был
Пророк Ибрахим (мир ему).
На противоположной стороне мы обнаруживаем людей, которые были первыми в чем-то дурном и греховном:
- Один из сыновей Адама — Кабиль, был первым человеком, совершившим убийство. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о нем:
«Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть бремени греха за пролитую кровь, ибо именно он положил начало убийствам».
Бухари и Муслим
- Точно так же идолопоклонники из народа Пророка Нуха (мир ему) были первыми людьми, которые ввели многобожие в мир.
- Народ Пророка Лута (мир ему) были первыми людьми, которые ввели в мир разные сексуальные извращения:
«И (Мы отправили) Лута (пророком к его народу). И он сказал своему народу: «Неужели вы станете предаваться разврату, который до вас не совершал ни один народ?!»
Сура «Аль-Араф», 7:80
Принимая во внимание вышесказанное, жизненно важно, чтобы мы инициировали и возрождали различные благие дела, а также сознательно воздерживались от дурных поступков, особенно от таких, которым могут подражать другие люди.
Мы должны сами делать добро и побуждать к этому других. К примеру, мы можем сами сделать следующее, или дать совет сделать это другим:
-
выучить такую-то суру;
-
передать эту информацию или знание другим;
-
посетить урок;
-
послушать такую-то лекцию;
-
прочитать такую-то книгу;
-
написать статью;
-
исправить чью-то конкретную ошибку;
-
потратить средства на благие цели,
-
помочь кому-то словом или делом,
-
прочитать проповедь,
-
постараться предотвратить совершение греха,
-
накормить бедного,
-
утешить отчаявшегося,
-
последовать за похоронной процессией,
-
поучаствовать в строительстве мечети или медресе,
-
встать где-то на защиту мусульман,
и тому подобное.
Возможностей заработать хорошие дела такое огромное количество, что их просто не перечислить.
Быть ключом к добру означает, что нужно стараться опережать других в совершении добрых дел и поощрять других к этому. Однако важно отметить, что существует ряд препятствий, которые мешают многим людям принять такой подход. Ниже мы упомянем некоторые из этих препятствий:
1. «Я боюсь, что делаю это недостаточно искренне»
Это довольно распространенная проблема, с которой сталкиваются многие люди. На самом деле это свидетельствует о здоровом сердце, поскольку больное сердце не стремится к искренности. Но насколько были искренними наши действия, мы узнаем в точности только в Судный День, так что нет смысла ждать, пока мы почувствуем стопроцентную искренность в своих действиях, чтобы начать что-то делать. Мы должны очищать свои намерения, насколько это в наших силах, а затем приступать к действиям, прося Аллаха сделать их искренними и придать тауфик нашим усилиям.
Если же человек боится что-то делать из-за отсутствия искренности, то он никогда не сможет совершить ни одного благого дела, поскольку чем более человек богобоязнен, тем более тщательно он исследует свои намерения, и тем более он чувствителен к малейшему проявлению рия (совершению деяний напоказ), к высокомерию и прочим вещам.
2. «Как я могу поощрять других к добру, я же сам еще очень грешен и несовершенен»
Опасение лицемерия (когда мы будем говорить людям о чем-то хорошем, при этом совершая грехи) тоже является положительным качеством, но не должно препятствовать человеку делать доброе дело.
Здесь совет будет таким же, как и в предыдущем пункте: делайте добро или побуждайте других делать добро, при этом тщательно исследуйте свои собственные поступки, воздерживаясь от всего запретного. В любом случае, все люди, живущие в наше время, так или иначе совершают какие-то грехи, так что, если оправдывать грехами свое нежелание делать что-то благое, то мы никогда не сможем совершить ничего доброго!
3. «Есть люди, которые больше подходят для такого дела»
Да, действительно какими-то конкретными благими делами — к примеру, дают уроки, читают лекции, пишут книги — обычно занимаются специалисты, люди с религиозным образованием. Но человек, не обладающий большими знаниями, также может быть полезным близким ему людям в этой области: он может помочь в распространении полезной информации — дать ссылку на статью, подарить другому полезную литературу; рассказать своим родным или друзьям о том, что он услышал в проповеди или на лекции; он может научить кого-то из близких тому, что они не умеют или не знают (к примеру, правильному совершению молитвы).
Опять же, недостаточные знания не должны быть предлогом, чтобы отказаться делать что-то. Просто надо не впадать в обратную крайность — не становиться самоуверенным и не считать себя знающим, если ты узнал чуть больше окружающих тебя людей. Если ты чего-то не знаешь, а тебя спрашивают об этом, лучше честно признаться в своей неосведомленности и посоветоваться со специалистом.
4. Ложное смирение
Иногда лень или безынициативность маскируются в одежды смирения («Я такой маленький, слабый, грешный, к чему мне чем-то заниматься, к чему-то стремиться, все равно ничего у меня не получится»). Смирение не должно быть препятствием для совершения добрых дел и не должно быть оправданием для бездействия. Человек может быть скромным, но быть самым активным из человечества (то есть, делать добро, не считая себя при этом кем-то очень важным и особенным).
В заключение приведем слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал:
«Тот, кто положил, начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня».
Муслим
Пусть Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, дарует нам искренность, сделает нас ключами к добру и включит нас в число тех, кто соревнуется друг с другом в стремлении к добру и Раю! Амин
По материалам:
https://www.islam21c.com/spirituality/be-a-key-that-opens-the-doors-to-goodness
Комментарии: 0
Правила форума