Циклы Авторы Сортировка

Двадцать седьмой хадис. Аль-Азль

3 293
15 апреля, 17
عن عمر بن الخطاب قال : نهى رسول الله - صلى الله عليه وسلم - أن يعزل عن الحرة إلا بإذنها . رواه ابن ماجه
 
От Умара ибн аль-Хаттаба (радиаллаху анху): «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) запретил [завершение полового акта] семяизвержением вне полового органа свободной женщины, кроме как по ее согласию» (Ибн Маджа).
 
Мулла Али аль-Кари говорит:
 
لتعلق حقها إما بلذة الجماع وإما بحصول الولد والاستمتاع
 
«Потому что это связано с ее правом получения удовольствия от половой близости, получения детей и наслаждения».
 
Большинство факихов говорят, что «аль-азль» (прерванный половой акт) – это макрух, то есть нежелательное действие, без согласия жены или наличия какой-то объективной причины для этого.
 
Ибн Куддама говорит в «Аль-Мугни»:
 
فصل : والعزل مكروه ، ومعناه أن ينزع إذا قرب الإنزال ، فينزل خارجا من الفرج ، رويت كراهته عن عمر ، وعلي ، وابن عمر ، وابن مسعود . وروي ذلك عن أبي بكر الصديق أيضا ; لأن فيه تقليل النسل ، وقطع اللذة عن الموطوءة ، وقد حث النبي صلى الله عليه وسلم على تعاطي أسباب الولد ، فقال : { تناكحوا ، تناسلوا ، تكثروا
 
««Аль-азль» – это макрух, и его смысл – «вынимать», когда приближается момент семяизвержения, и оно происходит вне полового органа женщины. О нежелательности этого передается от Умара, Али, Ибн Умара, Ибн Мас’уда. Также это передается от Абу Бакра ас-Сиддыка, потому что это приводит к уменьшению потомства и уменьшает удовольствие женщины. Вдобавок Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) призывал совершать то, что приводит к увеличению потомства: «Женитесь, размножайтесь и увеличивайте свое количество»».
 
Это основа, известная издревле, и поэтому дети в основе – право жены, которое мужу следует соблюдать, совершая то, что приводит к появлению ребенка.
 
Имам ан-Навави говорит, поясняя мнения шафиитских ученых в этом вопросе:
 
قلت ولكنه وقع في كتب أكثر أصحابنا أنه لا يجوز العزل عن الحرة إلا بإذنها، ويدل على اعتبار الاذن والرضى من الحرة حديث عمر رضي الله عنه قال (نهى رسول الله صلى الله عليه وسلم إن يعزل عن الحرة الا بإذنها( رواه أحمد وابن ماجه، وقال الغزالي يجوز العزل، وهو المصحح عند المتأخرين
 
«В книгах большинства наших ученых [шафиитского мазхаба] говорят о нежелательности «аль-азль» в отношении свободной женщины, кроме если имеется ее согласие. И на то, что согласие свободной женщины имеет значение, указывает хадис от Умара (радиаллаху анху): «Запретил Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) аль-азль, кроме как в отношении свободной женшины, кроме ее согласия». Хадис привел Ахмад и ибн Маджа. Имам аль-Газали сказал, что аль-азль дозволен в любом случае, и это мнение посчитали достоверным некоторые поздние ученые».
 
В некоторых других шафиитских книгах сказано, что «аль-азль» является макрухом в любом случаи, есть согласие жены или нет, если причина того действие нежелание иметь детей. (см. «Асна аль-Маталиб» 3\186)
 
Но более поздние ханафитские факихи указывают на то, что в некоторых ситуациях муж имеет право на «аль-азль» и без согласия жены.
 
Автор «Ад-Дурр аль-Мухтар» говорит:
 
]  ويعزل عن الحرة ( وكذا المكاتبة نهر بحثا ( بإذنها ( لكن في الخانية أنه يباح في قال الكمال : فليعتبر عذرا مسقطا لإذنها زماننا لفساده [ص: 176
 
«Азль» разрешается со свободной женщиной по ее согласию. Также в «Аль-Хания» сказано: «Разрешается в наше время из-за его испорченности». Аль-Камаль сказал: «Это считается причиной, устраняющей необходимость ее согласия»».
 
Ибн Абидин, да помилует его Аллах, разъясняет эти слова:
 
وفي الفتاوى إن خاف من الولد السوء في الحرة يسعه العزل بغير رضاها لفساد( :  الزمان ، فليعتبر مثله من الأعذار مسقطا لإذنها . ا هـ . فقد علم مما في الخانية أن منقول المذهب عدم الإباحة وأن هذا تقييد من مشايخ المذهب لتغير بعض
 الأحكام بتغير الزمان ، وأقره في الفتح وبه جزم القهستاني أيضا حيث قال : وهذا إذا لم يخف على الولد السوء لفساد الزمان وإلا فيجوز بلا إذنها . ا هـ . لكن قول الفتح فليعتبر مثله إلخ يحتمل أن يريد بالمثل ذلك العذر ، كقولهم : مثلك لا يبخل . ويحتمل أنه أراد إلحاق مثل هذا العذر به كأن يكون في سفر بعيد ، أو في دار الحرب فخاف على الولد ، أو كانت الزوجة سيئة الخلق ويريد فراقها فخاف أن تحبل
 
«[Слова аль-Камаля полностью:] В «Аль-Фатава»:
 
«Если он боится вреда свободной женщины, то «аль-азль» разрешается и без ее согласия из-за испорченности времени. И это считается одной причин, устраняющих необходимость ее согласия».
 
Отсюда становится известным, что из мазхаба передается отсутствие разрешения на это, а шейхи мазхаба ограничили это (то есть сказали, что в нынешнее испорченное время мужу не требуется на это разрешения жены) из-за изменения некоторых шариатских решений, так как настало другое время. И это подтверждено в «Аль-Фатх», и аль-Кахастани считает так же:
 
«Это если он не боится вреда для ребенка из-за испорченности времени. В противном случае ему дозволено это без ее разрешения». А что касается слов из «АльФатх» «следует брать в расчет подобное», то имеются в виду подобные причины, например, когда они в дальнем путешествии или в «дар аль-харб» и боятся за ребенка либо у женщины дурной нрав и муж хочет с ней развестись и боится, что она забеременеет».
 
Согласно этим словам Ибн Абидина, как мы видим, если муж боится какого-то вреда для ребенка в будущем из-за дурного окружения и подобных вещей, то согласие жены в этом вопросе не считается условием.
 
Конечно, такие вопросы не должны решаться единолично. Мужчина может использовать это просто как предлог, чтобы отказывать жене в совершении одной из причин рождения детей, но ему следует знать, что это будет создавать напряжение в семье и может плохо сказаться на их взаимоотношениях.
 
А в наше время люди часто женятся на вторых женах с намерением потом развестись, и один из признаков такого намерения – это нежелание иметь детей. И поэтому, если девушка собирается выходить замуж второй женой, ей следует заранее обсудить этот вопрос, чтобы не ждать сюрпризов.
АВТОР ЦИКЛА
Сорок хадисов о женщинах
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:суббота
Новый урок:суббота
Список уроков