Циклы Авторы Сортировка
Второй хадис: Женщинам можно выходить при необходимости
Второй хадис: Женщинам можно выходить при необходимости
От Аиши (радиаллаху анха) передается от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «Вам дозволено выходи...
12 220
29 октября, 15

Второй хадис: Женщинам можно выходить при необходимости

12 220
29 октября, 15

Женщинам можно выходить при необходимости

 

От Аиши (радиаллаху анха) передается от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «Вам дозволено выходить по своим нуждам» (аль-Бухари и Муслим).

Это часть большого хадиса, приводимого имамом аль-Бухари, и он касается ниспослания аята «о хиджабе». Сначала приведем весь хадис, а потом разберем толкования этого аята, инша Аллах.

 

  عن عائشة أن أزواج النبي صلى الله عليه وسلم كن يخرجن بالليل إذا تبرزن إلى
 المناصع وهو صعيد أفيح فكان عمر يقول للنبي صلى الله عليه وسلم احجب
نساءك فلم يكن رسول الله صلى الله عليه وسلم يفعل فخرجت سودة بنت زمعة
زوج النبي صلى الله عليه وسلم ليلة من الليالي عشاء وكانت امرأة طويلة فناداها
عمر ألا قد عرفناك يا سودة حرصا على أن ينزل الحجاب فأنزل الله آية الحجاب
حدثنا زكرياء قال حدثنا أبو أسامة عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة عن
النبي صلى الله عليه وسلم قال قد أذن أن تخرجن في حاجتكن قال هشام يعني البراز

 

От Аиши (радиаллаху анха) передается, что жены Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) когда смеркалось, выходили к аль-Минаси` (местность рядом с аль-Баки – см. «Фатх аль-Бари»), и это широкое плоскогорье. И Умар (радиаллаху анху) говорил Пророку (салляллаху алейхи уа саллям): «Закрой своих жен» (Ибн Хаджар в «Фатх» говорит, что это либо означает: «Не выпускай их на улицу», – либо: «Пусть закрывают лица»), но Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не сделал этого. И однажды Савда бинт Замаа вышла ночью, а она была очень высокой женщиной, и ее увидел Умар (радиаллаху анху), и он сказал ей: «Мы тебя узнали, Савда», – надеясь, что будет ниспослан аят о хиджабе, и Аллах ниспослал аят о хиджабе. Закария сообщил нам: «Абу Усама передал нам от Хишама ибн Урва от его отца от Аиши от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) который сказал: «Вам разрешено выходить по вашим нуждам»».

 

Перед тем как перейти к аяту о хиджабе, который упоминается в хадисе, приведем слова из «Фатх аль-Бари» касательно смысла самого хадиса:

 

قال ابن بطال : فقه هذا الحديث أنه يجوز للنساء التصرف فيما لهن الحاجة
إليه من مصالحهن ، وفيه مراجعة الأدنى للأعلى فيما يتبين له أنه الصواب وحيث
لا يقصد التعنت ، وفيه منقبة لعمر ، وفيه جواز كلام الرجال مع النساء في الطرق
للضرورة ، وجواز الإغلاظ في القول لمن يقصد الخير ، وفيه جواز وعظ الرجل أمه
في الدين لأن سودة من أمهات المؤمنين ، وفيه أن النبي - صلى الله عليه وسلم -
كان ينتظر الوحي في الأمور الشرعية ; لأنه لم يأمرهن بالحجاب مع وضوح الحاجة
.إليه حتى نزلت الآية ، وكذا في إذنه لهن بالخروج . والله أعلم

 

Ибн Баттал говорит:

«Фикх этого хадиса заключается в том, что женщины имеют право на действия, которые им полезны. Также [в нем указывается нато,] что тот, кто ниже по статусу, может дать совет тому, чей статус выше, если он этим не желает его унизить. Еще в этом хадисе подчеркивается достоинство Умара (радиаллаху анху) и указано, что мужчине дозволено разговаривать с женщиной на улице, если в этом есть необходимость, и он имеет право проявлять жесткость в указании на ошибки, если человек желает этим блага. Также [мы отсюда понимаем], что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ожидал откровения в шариатских вопросах, и он не велел им закрыться, хотя нужда в этом была очевидна, пока не был ниспослан этот аят. И [этот хадис указывает на то,] что он разрешал им выходить [из дома]. Аллах знает лучше».

 

Хвала Аллаху, который защитил Свое Писание от искажений и даровал этой умме ученых, которые выводят сотни шариатских решений из нескольких слов Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Разве сердце верующего не будет трепетать от гордости за ученых этой общины, когда читает мудрые речи? Разве человек не будет ощущать свою беспомощность перед словами Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) если не будет обращаться к великим имамам Ислама в поисках разъяснения хадисов?!

И «аят о хиджабе», упоминаемый в хадисе, – это:

 

يا أيها الذين آمنوا لا تدخلوا بيوت النبي إلا أن يؤذن لكم إلى طعام غير ناظرين
إناه ولكن إذا دعيتم فادخلوا فإذا طعمتم فانتشروا ولا مستأنسين لحديث
إن ذلكم كان يؤذي النبي فيستحيي منكم والله لا يستحيي من الحق وإذا
سألتموهن متاعا فاسألوهن من وراء حجاب ذلكم أطهر لقلوبكم وقلوبهن وما
كان لكم أن تؤذوا رسول الله ولا أن تنكحوا أزواجه من بعده أبدا إن ذلكم كان
عند الله عظيما

 

Смысл: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец. Вам не подобает ни обижать Посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти. Воистину, это является великим грехом перед Аллахом» (сура «Аль-Ахзаб», аят 53).


В этом аяте заключено много шариатских решений, связанных с приемом гостей и пищей, с тем, что после смерти Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) никто не может жениться на его женах, затронуты и другие вопросы, но нас будут интересовать слова (смысл): «Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу».

Толкователи Корана единогласно утверждают, что женам Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) обязательно было закрывать все свое тело, включая руки и лицо, после этого аята. Также этот аят установил запрет на смешение между полами в одном помещении, уединение двух лиц противоположного пола (если это не супруги и не-махрамы) и другие подобные вещи.

Что касается обязательности закрытия лица остальным мусульманкам, то факихи разделились в понимании этого вопроса: часть из них сказала, что этот аят – общий для всех мусульманок и, следовательно, их лицо также относится к аурату (то есть к тому, что необходимо скрывать); другие сказали, что это обязательно только для жен Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Имам аль-Куртуби указал на важнейшее нравственное правило:

 

هذا يدلّ على أنه لا ينبغي لأحد أن يثق بنفسه في الخلوة مع من لا تحل له؛
فإن 
مجانبة ذلك أحسن لحاله وأحصن لنفسه وأتم لعصمته

 

«Из этого мы понимаем, что никто не должен быть в себе уверенным, если уединяется с тем, кто не дозволен ему. И избегать этого будет лучше для него, более безопасно и надежно в защите».

 

Так мы видим, что Всевышний Аллах не просто установил те или иные запреты, но и – из милости к человеку – наложил запрет на то, что может привести к греху. Поэтому в Исламе запрещено и прелюбодеяние, и уединение между мужчиной и женщиной, чтобы перекрыть все возможные подступы к этому греху. И никто не должен себя чувствовать защищенным от того или иного вида греха, никто не должен думать, что с ним такого точно не произойдет, потому что защита от греха – только по тауфику от Аллаха. Ведь если Аллах сказал о женах Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и сподвижниках (смысл): «Так будет чище для ваших сердец и их сердец», – то что мы должны сказать о нас и нашем времени?!

Возвращаясь к хадису, подытожим:

В основе женщина должна находиться дома и заниматься домашними делами, и для женщины ее семья и дом – это место ее поклонения и приближения к Аллаху. И, пребывая дома, она ближе всего к милости и довольству Аллаха. Но Всевышний Аллах дозволил женщинам, если в том есть необходимость, выходить из дома.

Аллах знает лучше.

АВТОР ЦИКЛА
Сорок хадисов о женщинах
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:суббота
Новый урок:суббота
Список уроков