ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Тридцатый хадис. Слова развода
عن أبي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ثلاث جدهن جد وهزلهن .جد: النكاح والطلاق والرجعة
От Абу Хурейры (радиаллаху анху) [передается]: «Три вещи, в которых серьезность серьезна и шутка серьезна: брак, развод и возврат (жены до окончания идды)» (ат-Тирмизи, Абу Дауд и ибн Маджа).
Аль-Хаттаби сказал:
قال الخطابي: اتفق عامة أهل العلم على أن صريح لفظ الطلاق إذا جرى على أوً لسان الإنسان البالغ العاقل فإنه مؤاخذ به، ولا ينفعه أن يقول: كنت لاعبا .. أو ما أشبه ذلك من الأمورًهازلاً أو لم أنوه طلاقا«Все обладатели знаний единодушны в том, что если ясные слова развода исходят от разумного совершеннолетнего [человека], то развод вступит в силу. И ему не помогут слова: «Я сказал это в шутку, я играл, я не делал намерение на развод»».
Из этих слов Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) и разъяснений ученых мы понимаем, что в вопросах брака (будь то заключение брака, развод или возврат жены после развода, если не прошел еще период идды) если мужчина произнес ясные слова, такие как «я беру ее в жены», «я даю тебе развод» или «я тебя возвращаю», – то не имеет значения намерение человека, и все решения вступят в силу.
Смысл этого хадиса также подтверждается другим хадисом от ат-Табарани:
. .ثلاث لا يجوز اللعب فيهن: الطلاق والنكاح والعتق«Три вещи, в которых не допускается шутка: развод, никах и освобождение раба».
Прочитав этот хадис, человек может спросить: «Разве Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) не сказал: «Дела по намерению»? Почему таких важных вопросах, как брак и развод, надо формально смотреть на слова, а не на намерения?»
Ответ, на самом деле, очень простой: когда речь идет о взаимоотношениях между людьми, например, о браке или торговле, то в Шариате выносятся решения по действиям и словам, а намерения человека не играют здесь роли, ведь иначе каждый после сделки мог бы сказать: «А я пошутил, возвращай мой товар». Такой подход привел бы к убыткам для одной из сторон, и нельзя было бы полагаться на договоры между людьми. Ведь каждый из нас не знает, что у другого в сердце. Возможно, продавец нашел предложение получше и решил переиграть сделку.
Но есть ситуация, в которой намерение на развод играет роль, – это в случае, если слова развода были произнесены в такой форме, которая изначально не используется для этого, но при определенном намерении данные слова могут иметь значение развода, то есть когда речь идет о переносном смысле слов.
Например, если муж скажет жене: «Ты разведена», – то эти слова не нуждаются ни в каком уточнении намерения. А если он скажет: «Убирайся, можешь собрать свои вещи и уходить», – то такие слова могут содержать смысл развода, а могут и не означать развод. В этой ситуации, для того чтобы развод был действителен, нужно, чтобы мужчина произнес эти слова в значении развода.
А также в Шариате установлено такое решение, чтобы мужья понимали всю ответственность и осознавали, что развод – это не шутка и не забава.
Источник: Annisa-Today
Предыдущий урок
Двадцать девятый хадис. Равноправие жен
Следующий урок
Тридцать первый хадис. Развод ненавистен Аллаху
Комментарии: 1
Правила форума