Циклы Авторы Сортировка

30 урок. Шестой большой признак Судного дня - Дым

3 067
5 сентября, 17
Появление дыма в конце времен – это шестой большой признак Судного дня, как указано в Коране и Сунне.
 
Доказательства из Корана
 
Всевышний Аллах говорит:
 

فَارْتَقِبْ يَوْمَ تَأْتِي السَّمَاءُ بِدُخَانٍ مُّبِينٍ ﴿١٠﴾ يَغْشَى النَّاسَ ۖ هَـٰذَا عَذَابٌ أَلِيمٌ ﴿١١﴾

 
«Подожди же того дня, когда небо принесет ясный дым, (10) который окутает людей. Это будут мучительные страдания! (11)»[1]
 
Иными словами: подожди, о Мухаммад, пока с небес не появится дым, окутывающий этих неверующих и ослепляющий, и тогда им скажут: Это мучительное наказание, либо они будут говорить это друг другу[2].
 
Саляфы разошлись во мнениях, произошло уже это знамение или нет.
 
Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, и ряд саляфов полагали, что это знамение проявилось в том, что курайшитов постигли напасти и голод, когда они не ответили на призыв Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и они начали видеть на небе дым[3].
 
И Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал:
 
«Пять вещей уже произошли: наказание, римляне, луна, удар (батша) и дым»[4].
 
А еще передается, что когда один человек из племени Кинда начал рассказывать, что Дым окутает слух и зрение лицемеров в Судный день, то Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, разозлился  и сказал:
 
«Пусть говорит лишь тот, у кого есть знания, а у кого нет знаний, тот пусть скажет: «Аллах знает лучше». И, поистине, проявлением знания будет говорить о вещах, которые человек не знает: «Не знаю». И Всевышний Аллах сказал Своему Пророку:
 

قُلْ مَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ مِنْ أَجْرٍ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُتَكَلِّفِينَ ﴿٨٦﴾

 
«Скажи: Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями»[5].
 
И, когда курайшиты медлили с принятием Ислама, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сделал дуа против них: «О Аллах, помоги мне против них семью бедствиями, подобными бедствиям Юсуфа».
 
И для них настал тяжелый год, когда многие умерли, и от голода они ели мертвечину и кости, а человеку между землей и небесами виделся дым»[6].
 
Имам ат-Табари счел это мнение более достоверным и сказал:
 
«Всевышний Аллах обещал Дым как наказание язычникам Мекки, и слова Всевышнего Аллаха Своему Пророку, солляллаху алейхи ва саллям:
 

فَارْتَقِبْ يَوْمَ تَأْتِي السَّمَاءُ بِدُخَانٍ مُّبِينٍ ﴿١٠﴾ يَغْشَى النَّاسَ ۖ هَـٰذَا عَذَابٌ أَلِيمٌ ﴿١١﴾

 
«Подожди же того дня, когда небо принесет ясный дым, (10) который окутает людей. Это будут мучительные страдания!» (11)[7]
 
были в контексте обращения Всевышнего Аллаха к язычникам-курайшитам и порицания их за их многобожие:
 

لَا إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ يُحْيِي وَيُمِيتُ ۖ رَبُّكُمْ وَرَبُّ آبَائِكُمُ الْأَوَّلِينَ ﴿٨﴾ بَلْ هُمْ فِي شَكٍّ يَلْعَبُونَ ﴿٩﴾

 
«Нет божества, кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Он – ваш Господь и Господь ваших праотцев. (8) Но они забавляются, испытывая сомнения» (9)[8].
 
И после этих слов Всевышний Аллах обратился к Своему Пророку, солляллаху алейхи ва саллям:
 

«Подожди же того дня, когда небо принесет ясный дым, который окутает людей. Это будут мучительные страдания!»[9], –

 
то есть это повеление проявить терпение до дня, когда придет их наказание, и вид угрозы язычникам»[10].
 
Второе мнение, к которому склонялся Ибн Аббас и другие саляфы, заключалось в том, что это знамение еще не проявилось[11].
 
И Ибн Касир склоняется к этому мнению, считая, что Дым – это ожидаемое большое знамение Судного дня, которое будет видно всем, а согласно мнению Ибн Масуда это было миражом или обманом зрения у курайшитов из-за сильного голода и отчаяния[12].
 
Некоторые ученые[13] попытались объединить два эти мнения и сказали, что будет два проявления Дыма: одно – которое видели курайшиты, а другое – собственно большое знамение Судного дня.
 
Доказательства из Сунны
 
1. Муслим передает от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призывал совершать благие дела как можно быстрее, предостерегая от «Даджаля и Дыма».
 
2. А еще Муслим передает от Хузейфы хадис, где перечисляются большие знамения Судного дня, в числе которых упоминался Дым.
 
3. Ибн Джарир и ат-Табарани передают от Абу Малика аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
 

«Дым заберет верующего как легкая простуда, а неверующий разбухнет – и дым начнет выходить из всех щелей».

 
[1] Коран, 44:10-11.
 
[2] Куртуби, 16/130
 
[3] Ат-Табари, 15/111-113.
 
[4] Бухари, Муслим.
 
[5] Коран, 38:86.
 
[6] Бухари.
 
[7] Коран, 44:10-11.
 
[8] Коран, 44:8-9.
 
[9] Коран, 44:10-11.
 
[10] Ат-Табари, 25/114.
 
[11] Ат-Табари, 25/113; Ибн Касир, 7/235.
 
[12] Ибн Касир, 7/235.
 
[13] Тазкира (с. 655); «Шарх Сахих Муслим» ан-Навави, 17/27.
АВТОР ЦИКЛА
Большие признаки Судного дня
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков