Циклы Авторы Сортировка

20 урок. Изречения 63-65

6 597
16 декабря, 15
63. Искренняя любовь –  это лучшее лекарство против высокомерия и тщеславия.
 
Любовь – это одно из тех немногих чувств, которые лишены в сути своей корысти и в которых нет жажды выгоды и наживы, и поэтому оно помогает устранить такие качества как высокомерие и тщеславие.
 
64. Проявление высокомерия по отношению к высокомерным в реальности является актом скромности.
 
Эти слова мавляна Масихуллаха Сахеба, рахимахуллах, напоминают выражение, которые встречается в Ихья Улум ад-Дин и других книгах:
 
التكبر مع المتكبر صدقة

Проявление высокомерия по отношению к высокомерному человеку – это милостыня.
 
Имам аль-Ираки, рахимахуллах, сказал, что не нашел санада к этим словам, и аль-хафиз аз-Забиди, также не добавил от себя ничего к данному выражению, что указывает на отсутствие у нас оснований утверждать, что оно принадлежит посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам.
 
Но смысл этих слов является правильным, и это подтверждает имам аль-Биркави, рахимахуллах, в своей книге «ат-Тарика аль-Мухаммадия», в которой он сказал: «Высокомерие запрещено в отношении каждого, кроме того, кто сам проявляет высокомерие». [Барика 3\175].
 
По этой причине требование проявления скромности и смиренности вовсе не означает, что человек должен терпеть хамов и различных негодяев, улыбаясь им, пытаясь угодить.
 
Осадить их при случае, поставить на место, - это все на самом деле, является милостью для самих этих людей, поскольку дает им возможность задуматься над своим поведением и помогает заметить собственные изъяны.
 
И поэтому терпеть дурной нрав какого-то человека не всегда является правильным делом, потому что это может привести к унижению чести человека, а честь мусульманина, как и его жизнь, является тем, что шариат призывает защищать и запрещает подвергать сомнению и попиранию.
 
65. Отстраняйся от возвеличивания нововведенцев (бидаати), или величие религии в твоем сердце начнет угасать.
 
Из условий любви к Сунне – это ненависть к бидаа и ее последователям, отстранение от них и проявление непричастности к их пути, как это сделал наш имам ат-Тахави, рахимахуллах, проявив свою непричастность к пути джахмитов, мутазилитов, и прочих нововведенцев своего времени. Это качество, которое было настолько сильно развито в наших праведных предках, что нам представляется сложным даже просто представить это.
 
К сожалению, некоторые ашариты/матуридиты в социальных сетях спокойно общаются с некоторыми т.н. «умеренными салафитами», полагая, что этим они проявляют какую-то объективность.
 
Такой ихвановский подход, проявляющийся в дружбе и регулярном общении, может быть обоснован чем угодно, будь это общие политические, эстетические или иные интересы, но никак не установками нашей акыды.
 
Близость, общение, дружба или какое-то другое возвеличивание нововведенца непременно станет понемногу гасить в человеке ревность к Сунне и ее последователям, а положения нашей акыды через какое-то время будут казаться не столь однозначными.
 
Да, нельзя терять чувство адекватности и превращаться в злобного тролля, злоупотребляя «копи-пастами» и провоцируя конфликты, но какой смысл в беззаботном общении, лайках, комментариях или прочем проявлении интереса к страницам тех, кто не разделяет наш усуль и манхадж?
 
Автор этих строк не утверждает, что это харам, макрух тахрими или макрух танзихи или что-то еще, но какой это имеет смысл? Разве тот, кто искажает акыду и ее основы, не должен вызывать в наших сердцах осуждение, как это было у наших праведных предков?
 
Данная позиция – не проповеднический припадок риторизма, но рассуждение о явлении, которое представляет собой предмет размышлений для многих лет.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Малфузат» (Изречениям) хазрата Мухаммада Масихуллаха аль-Джалялабади, рахимахуллах
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков