ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
4 урок. Изречения 12-13
12. Сделай размышление о смерти (муракабат аль-маут) обязательным для себя.
Смерть - это один из самых надежных наставников, которые только могут быть у салика, и своей неизбежностью и неотвратимостью она может отрезвить даже самого отъявленного грешника, если почва его сердца способна принять семена ее наставлений.
К сожалению, у многих эта почва совсем высохла, и даже смерть становится событием, которое можно высмеять и над которым можно подшутить.
Те, кому приходилось посещать тазиаяты (соболезнование умершим), знают, что родственники и близкие умершего, которые сидят во дворе, принимая гостей, приехавших выразить соболезнования, большую часть времени заняты праздными беседами: они обсуждают политику, рассказывают анекдоты и судачат о сплетнях, прерываясь на суру «Аль-Фатиха», когда приходит новый гость.
Даже смерть перестала страшить людей.
И мы все, безусловно, много читали, как великие праведники при упоминании смерти или Судного дня теряли сознание, но автору этих строк посчастливилось увидеть такое самому лично. В одной из утренних молитв имам дошел до следующих слов в суре «Аль-Кыяма»:
وَوُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ بَاسِرَةٌ ﴿٢٤﴾ تَظُنُّ أَن يُفْعَلَ بِهَا فَاقِرَةٌ ﴿٢٥﴾ كَلَّا إِذَا بَلَغَتِ التَّرَاقِيَ ﴿٢٦﴾ وَقِيلَ مَنْ ۜ رَاقٍ ﴿٢٧﴾ وَظَنَّ أَنَّهُ الْفِرَاقُ ﴿٢٨﴾ وَالْتَفَّتِ السَّاقُ بِالسَّاقِ ﴿٢٩﴾ إِلَىٰ رَبِّكَ يَوْمَئِذٍ الْمَسَاقُ ﴿٣٠﴾ فَلَا صَدَّقَ وَلَا صَلَّىٰ
Перевод смысла: «Другие же лица в тот день будут омрачены. (24) Они убедятся о том, что их поразит беда. (25) Но нет! Когда душа достигнет ключицы, (26) будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?». (27) Умирающий поймет, что наступило расставание. (28) Голень сойдется с голенью (тяготы мирской жизни объединятся с тяготами последней жизни или голени человека будут сложены вместе в саване), (29) и в тот день его пригонят к твоему Господу. (30) Он не уверовал и не совершал намаз» (Благородный Коран, 79:24-31).
И один старый дедушка начал плакать и через какое-то время рухнул без сознания в первом ряду.
Такого рода примеры должны служить для нас внутренним духовным камертоном, по которому мы определяем свое состояние и степень погруженности в этот мир.
Досточтимый шейх Саид Афанди, куддиса сирруху, в «Сокровищнице» подробно рассказал о духовной связи салика со смертью, и, кто пожелает, может обратиться к этой книге.
13. Первый шаг на пути сулука - это считать себя ничем.
Одна из важнейших духовных задач сулука - это усмирение животного начала в человеке и подчинение эго требованиям Шариата.
Но здесь очень важно понимать, что это не означает уничтожение индивидуальности человека и его мышления и превращение всех в безликих, подобных друг другу, людей.
В самом совершенном поколении мусульман, среди сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, мы видим людей, которые своими характерами и личностями отличались друг от друга: Абу Бакр не был похож на Умара, а Умар - на Усмана, а Усман - на Али, да будет Всевышний Аллах доволен ими всеми.
Это правило означает, что животное начало, которое толкает человек к греху и ослушанию Творца, должно быть усмирено и подчинение и поклонение должны стать естественными для человека.
Некоторые ложно считают, что это правило означает, что у человека не может быть в религии мнения, отличного от мнения устаза, а если оно у него есть, то это следствие того, что он следовал своему нафсу.
Муфтий Мухаммад Шафии, рахимахуллах, первый верховный муфтий новообразованного государства Пакистан, отец муфтия Таки Усмани и муфтия Рафи Усмани, писал своему духовному наставнику, мавляна Ашрафу Санви, куддиса сирруху, насчет многих вопросов, спрашивая его совета и его мнения, но часто не соглашался с ним по вопросам фикха, и между ними были даже дебаты и дискуссии.
И при всем этом он был муридом величайшего шейха Индийского субконтинента.
Основа сулука - это любовь к наставнику, а не академическое послушание, и поэтому мавляна Ашраф Али Санви, куддиса сирруху, советовал людям, которые размышляли о выборе духовного наставника: «Следуйте за шейхом из любви к нему, а не из-за его знаний, потому что если вы выберете устаза только из-за его знаний, то, как только вы найдете изъян в его знаниях, вся любовь к нему пропадет. А если вы будете следовать за устазом из чистой любви к нему, то даже какие-то его ошибки не помешают вам любить его и получать духовную пользу от него».
Комментарии: 0
Правила форума