Циклы Авторы Сортировка

33 урок. Изречения 120-122

5 148
24 февраля, 16

120. Не спешите в наше время заводить друзей, ибо это время, в котором лицемерие приобрело пугающие масштабы.

Настоящий друг – большая редкость в этом мире. Люди предпочитают говорящих то, что они хотят слышать, тем, кто говорит им правду. Хотя, честность как раз является отличительным признаком настоящего друга.

121. Нужно культивировать в своем сердце уважение к ученым.

То есть, именно к ученым ахлю-с-сунна, которые следуют манхаджу, изложенному в книгах 4-х мазхабов.

Надо понимать, что в наше время не имеет никакого значения, кем представляется тот или иной человек и к кому себя причисляет. Если человек объявляет себя ашаритом или маликитом или последователем накшубанди, то не всегда это совпадает с реальностью, поскольку все эти слова и заявления могут быть использованы для того, чтобы запутать людей, ввести их в определенное заблуждение о себе и своем манхадже. К тому же, часто бывает так, что человек, который употребляет эти слова в отношении самого себя, может иметь искаженное или очень поверхностное представление об их значении.

Наш друг, устаз Абдушакур Брукс, хафизахуллах, привел нам показательный пример в своем рассказе. Во время визита в Канаду ему случилось встретиться с прибывшим туда шейхом Абдуллахом ибн Баййя. На этой встрече устаз задал шейху следующий вопрос: «Может ли маликитский ученый издавать фетву не по мнению машхур (сильное мнение мазхаба)?». И Абдуллах ибн Баййя ответил: «Нет, не может. Машхур – это сливки нашего мазхаба, и нужно придерживаться его».

Знакомые с фетвами шейха ибн Баййя понимают, что означают эти слова.

Поэтому в наше время не имеют значения ни титулы, ни иджазы, ни прочие формальности. Нужно оценивать непосредственно знания самого человека для определения степени их достоверности, будь то его уроки или его книги.

Безусловно, обычные мусульмане (аввам) не могут этого сделать, поскольку чаще всего не в состоянии отличить красноречивого проповедника от настоящего алима или достаточно образованного талиба. Посему, эта задача ложится на правителя: не допускать к изданию фетв самозванцев, обучать людей и допускать до минбара только истинных наследников Пророка, солляллаху аляйхи ва саллам.

Как сегодня решить эту проблему? Я не знаю. Но, все же бесспорно, слепое следование за каждым, кто называет себя ученым или муфтием, является верным путем к разрушению религии.

122. Человек должен считать помощь ученым самой высшей формой хидмата в этой жизни.

Приближенность к праведникам и алимам – один из признаков тауфика Всевышнего Аллаха. И человек должен стараться воспользоваться этой возможностью максимально, стараясь помочь этим наследникам Пророка, солляллаху аляйхи ва саллам, в их академической деятельности, если у него есть такая способность, либо помочь им в каких-то бытовых вопросах, облегчая им занятие наукой.

Однако, есть один нюанс, который следует учесть молодым студентам. Многие из них стремятся перейти границы формальностей со своими учителями, желая сблизиться с муаллимом настолько, чтобы тот их приглашал домой, пил с ними чай и посвящал их в свои дела и проблемы. Это очень плохо для студента, поскольку большинство ученых в каждой местности вовлечены в разные политические противостояния с другими учеными, а подобного рода сближение будет означать, что студент принял его сторону, и алим будет воспринимать его не иначе как своего мурида. Впоследствии, если такой студент захочет учиться у какого-то другого алима, то это может вызывать ревность у первого алима, и их отношения могут испортиться.

Также при неформальном общении студенту станут раскрываться те стороны его муаллима, знание которых ему будет сильно усложнять соблюдение соответствующего адаба.

Поэтому идеальная модель общения с устазом для студента – это общение с ним в рамках урока.

АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Малфузат» (Изречениям) хазрата Мухаммада Масихуллаха аль-Джалялабади, рахимахуллах
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков