3 урок. Изречения 9-11
9. Аль-Бай`ат (присяга) - это сунна.
Среди мутасавиффа (ахлю тассаввуф) вступление в тарикат принято называть бай`атом, когда мурид перед шейхом дает обет следовать Шариату в повелениях и отстраняться от запретного, принимает условия покаяния (тауба) и стремится стать на путь приближения к Аллаху и Его познания. Отсюда и берется слово «мурид».
Мавляна Масихуллах Сахеб, куддиса сирруху, указывает в этих словах на то, что сам концепт «присяги/обета» перед праведником установлен в Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
10. Обязательно найти себе истинного духовного наставника для борьбы с духовными пороками.
Если обязательность духовного совершенства ни у кого не вызывает вопросов, то касательно обязательности вступления в тот или иной тарикат существуют разногласия.
Среди разных групп Ахлю Сунны есть две основные точки зрения по этому вопросу: обязательность вступления и желательность.
Большинство шейхов Деобанда, такие как шейх Ахмад Халиль ас-Сахаранпури, куддиса сирруху, говорят, что следовать тарикату желательно, но не обязательно.
Этот вопрос затрагивает шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда в одном из примечаний к «Рисаля аль-Мустаршидин», приводя разные мнения насчет того, что следовать за одним духовным наставником не обязательно.
Наши устазы говорят, что путь тасаввуфа - это путь очищения сердца и облагораживания нравов и, следовательно, хукм этого действия относится и к самому тарикату.
Мавляна Ашраф Али Санви, куддиса сирруху, сказал, что следовать за духовным наставником в наше время обязательно.Это приемлемое разногласие среди разных групп Ахлю-с-Сунна.
11. Всегда критически оценивай свои действия.
Одно из ключевых качеств, которые должен в себе культивировать «салик», - это критический самоанализ.
К сожалению, распространение социальных сетей и интернета сделали мусульман невероятных показущников, которые стремятся рассказать о любом своем шаге, демонстрируя свои знания и религиозность.
Увы, эта болезнь коснулась в наши дни и мира исламского богословия, и удивительно наблюдать, как взрослые ученые ругаются из-за авторских прав на то или иное издание, подобно тому как дети делят свои игрушки.
О критическом отношении к себе сказано очень много всего пафосного, так что проповеди на эту тему уже приелись читателям и слушателям и теперь идут «на фоновом режиме»: мозг обычно пропускает их, слишком уж часто нам говорят, что надо быть скромным и все такое.
Хочется привести пример из реальной жизни современных ученых. Эта история лично меня удивила и заставила много размышлять.
Один из наших знакомых рассказывал о своем визите к муфтию Абдуль-Малику из Бангладеша, которому посчастливилось учиться у величайших ученых наших дней: он ученик шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды, Мухаммада Аввамы, мавляны Рашида Нумани и муфтия Таки Усмани. Редко кому удается брать знания у таких гигантов фикха и хадиса сразу.
Этот ученый, к тому же, - автор некоторых очень серьезных книг на арабском языке по науке хадиса, таких как «Аль-Мадхаль фи улюм аль-хадис», где разобраны разные нюансы науки о хадисе.
Наш друг, находясь в Дакке, решил посетить этого ученого и его медресе, позвонил ему и хотел устроить встречу. Шейх сказал ему, что если он сам сможет найти дорогу, то пусть приходит, а, чтобы кого-то посылать ему навстречу, у него нет людей и времени.
Тут надо сказать, что в странах третьего мира посещение медресе иностранцами - это большое событие и обычно руководители очень рады этому, поскольку это повышает престиж.
Наш друг смог найти дорогу к этому медресе, и встреча с муфтием Абдуль-Маликом состоялась. И он пытался разговорить муфтия о его учебе и его учителях. Он сказал ему: «Я слышал, что вы учились в Медине». Муфтий Абдуль-Малик ответил: «Да, мне приходилось там учиться», - и попытался перевести тему.
Многие ученые наших дней начали бы рассказывать о том, как они учились у того или этого алима, как они были его особыми учениками и прочее, рассказывали бы о своих трудностях в процессе учебы, вдавались бы в детали. Хотя муфтий Абдуль-Малик имел счастье учиться у шейха Абу Гудды больше двух лет, он не упомянул его.
Многие люди говорят, что в наши дни для студента «нисба», то есть связь с каким-то известным ученым, стала важнее самого знания, ведь так ему будет легче возвыситься над современниками.
Потом наш друг попытался узнать о его книгах, и это также не вызвало особого энтузиазма, и он снова попытался сменить тему. А ведь сейчас, даже если ты не спросишь, тебе вручат и книги, и диски, и все остальное. В этом есть что-то настораживающее, когда алим или студент сами рекламируют себя и свои уроки. Если ты делаешь грамотные и полезные уроки, то люди получат от них пользу и без твоей назойливой саморекламы, которая только уменьшает уважение к человеку и выглядит смешной.
И еще очень трудно пройти мимо социальных сетей, в которых некоторые студенты, по-моему, сошли с ума от самовосхваления. Некоторые люди, считающиеся студентами шариатского знания, на полном серьезе пишут посты о «своих духовных подвигах»: например, как-то раз герой садился в такси и, вместо того чтобы сесть сзади с чужими женщинами, сел вперед, машаАллах. Неужели человек не видит, насколько это смешно?
Некоторые после задержания правоохранительными органами на десять суток начинают себя сравнивать с Саидом Кутбом. Даже не знаю, что сказать на это. Аллах Муста`ан.
И это люди, которые потратили часть своей жизни на изучение арабского языка и шариатских наук. Мы не говорим об откровенных фриках и психах, которыми кишат социальные сети.
Еще один пример скромности, который очень тяжело понять и который продолжает меня поражать, - это жизнь шейха Закарии Кандахляви, рахимахуллах, который помогал своему шейху Ахмаду Халилю Сахаранпури, рахимахуллах, писать шарх на «Сунан» Абу Дауда. Большая часть этой книги была написана самим шейхом Закарией, он закончил ее и издал после смерти своего учителя, но на обложку поместил имя учителя. Надо понять, что речь идет о книге, изданной в 14-ти томах в издательстве «Башаир Исламия», и это лучший шарх на «Сунан» Абу Дауда из всех существующих. И шейх Закария, рахимахуллах, не поставил себя даже в соавторы из почета и уважения к своему учителю.
И нет качества, которое так украшало бы людей знания, как скромность. Пусть Аллах наделит нас хотя бы частичкой этой милости.
Комментарии: 0
Правила форума