Циклы Авторы Сортировка
17 часть
17 часть
Представляем вам семнадцатую часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али аль-Аш...
7 444
15
11 августа, 17

17 часть

7 444
15
11 августа, 17
  • Позиция редакции сайта Azan.kz может не совпадать с позицией автора.
 
Одно из знаковых для меня событий в ЮАР – переход из шафиитского мазхаба в ханафитский. Это не было минутным решением, или порывом души, или временным явлением на период обучения в Африке. Нет, это было осознанное решение, которому предшествовали глубокое размышление и анализ. Поэтому я решил рассказать подробно, почему я стал ханафитом. Об этом меня многие просили, и мне самому будет довольно интересно погрузиться в эти воспоминания. Некоторых шафиитов может задеть то, что я буду писать, и они могут усмотреть в этом неуважение к их мазхабу, однако я не имею это в виду и считаю шафиитский мазхаб законным мазхабом Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а: любой может ему следовать, если хочет. Я говорю лишь о том, что лично я увидел и в чем причины моего выбора. Эта заметка не может претендовать на то, чтобы стать объективным обзором мазхабов.
 
До Африки, когда еще был шафиитом, я столкнулся с одной непонятной для меня ситуацией: изучаемый мною фикх и книги, которые я читал, не находили применения в фетвах современных шафиитских ученых, о которых я знал: Вахбы Зухайли, Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути, Али Джумуа и других. Я внутренне всегда считал, что крупные ученые мазхабов из числа современников должны быть для нас примером того, как понимать фикх правильно: они учат нас воплощать его в личной жизни и применять тексты фикха к новым реалиям, с которыми мы встречаемся в повседневности. И я был большим противником безмазхабности и понимал, что тот фикх, который проповедуют безмазхабники, – это разрушение Шариата и фикха как науки. И фикх без мазхаба станет хаосом мнений, где не разберешь, какое сильное, а какое – слабое, за каким можно следовать, а за каким – нет. Студент, который, изучая фикх, читает лишь «Умдат аль-ахкам» и «Булюг аль-марам» как тексты по фикху, никогда не сможет изучить фикх, не говоря уже о том, чтобы стать ученым. И те люди, которые практикуют свой Ислам в такой среде, даже через десять лет практики толком не знают, что нарушает омовение и какие рукны у намаза.
 
Поэтому я всегда считал, что фикх можно изучать лишь через мазхаб и что задача современных ученых – показать нам, студентам, как применять и понимать классические тексты по фикху своего мазхаба. Но, столкнувшись с ответами современных шафиитских факихов, я был шокирован: фетвы Вахбы Зухайли ничем не отличаются от фетв Ибн Усеймина. Оба выбирают сильное мнение среди мнений разных мазхабов (тарджих), оба претендуют на иджтихад в своих ответах, но Ибн Усеймин хотя бы честен и не называет себя мазхабным ученым. То же и с Мухаммадом Саидом Рамаданом аль-Бути: если читать его фетвы, мы там тоже найдем тарджих между мазхабами, указание, какое мнение считать более сильным… А ведь эти люди не достигли степени, которая позволяла бы им пересмотреть, что даже в рамках одного мазхаба считается сильным мнением. А уж сравнение двух мазхабов – и подавно вне их компетенции. Ибн Хаджар аль-Хайтами и имам Рамли, Ибн Абидин, Дардир, Тахтави – все эти ученые – мукаллиды своего мазхаба, они могут лишь пересказать нам мазхаб и пояснить его. Они не могут пересмотреть позицию мазхаба. Как же наши современники могут претендовать на тарджих между мазхабами?!
 
Мне могут возразить: в шафиитском мазхабе не обязательно следовать шафиитским мнениям во всех вопросах. И это верно. Но шафиитский ученый или муфтий, когда его спрашивают, обязан отвечать на основе сильного мнения мазхаба. Он не имеет права отвечать на основе слабого мнения и уж тем более совершать тарджих между мазхабами.
 
Я встретил печальную реальность и пришел к болезненному выводу: эти шафиитские ученые пропагандируют такую же безмазхабность, что и саудиты, но в другой форме – с большим адабом к ученым и без открытого порицания мазхабов и следования им. Однако на практике в своих ответах мазхабу они не следуют.
 
ДОПОЛНЕНИЕ от устаза Абу Али аль-Ашари:
 

 

АВТОР ЦИКЛА
Африка: туда и обратно
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:пятница
Новый урок:пятница

Комментарии: 15

Правила форума
Люблю Знание Ислама
Люблю Знание Ислама
0
<p>очень громкое заявление, у меня взрыв мозга)</p><p>Аль-Бути значит если понимать Абу Али, почти как вахабит(безмазхабник)??</p><p>Это я его не понял что-то меня щас голову так снесло))</p><p>Я жду более конкретики от автора, так как может привести к проблемам в обществе!</p>
11 августа, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
4
<p>Брат, в самом начале устаз пишет "Эта заметка не может претендовать на то, чтобы стать объективным обзором мазхабов".</p><p><br></p><p>Это личное мнение устаза, а также его личная история с которой он делится в рамках цикла статей об обучении в Африке. </p><p><br></p><p>Также устаз, у себя в телеграмме опубликовал запись на счет этих частей.</p>
12 августа, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
2
<p>Важный момент: позиция редакции сайта Azan.kz может не совпадать с позицией автора.</p><p><br></p><p>Вопросы можете задать лично устазу в аске <a href="https://ask.fm/abu_ali_al_ashari">https://ask.fm/abu_ali_al_ashari</a></p>
12 августа, 17
Асхат Скаков
Асхат Скаков
0
<p>например в вопросе бороды и изара? я вот это не понял, вроде бы Азан кз это сайт одобренный муфтиятом, но то что в этих вопросах говорит Абу Али сильно отличается от позиций "нашего кз ханафитского мазхаба", что интересно получается, то есть мы должны слушать уроки устаза по акыде и принимать ее, так как она не противоречит ахлю сунна, но слушая уроки по фикху нашего устаза мы должны закрывать уши на некоторые вещи?? как быть то? вы либо публикуйте его уроки либо вообще не надо,, прошу прощения если грубо, извините,, но это мое личное мнение..</p>
12 августа, 17
Қайрат
Қайрат
0
<p>Вы не задумывались, что университет Аль-Азхар, где требовали знания Имамы "нашего кз ханафитского мазхаба" является шафиитским, и что египетские устазы Нур-Мубарака не совсем ханафиты? Вот поэтому отсутсвие полноценного ханафитского мазхаба не отличает нас (внешне) от европейцев, и вызывает много вопросов. </p>
12 августа, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
2
<p>Брат, если вы внимательно будете слушать уроки, то поймете, что это не личное мнение устаза. Устаз проводит уроки по фикху по книгам ханафитского мазхаба. От себя он ничего не добавляет и не убавляет.</p><p><br></p><p>Что касается публикаций уроков устаза, то мы находим куда больше в них пользы. Поэтому мы будем их дальше публиковать. </p><p><br></p><p>Читать эти уроки или нет, это ваше право. Мы никого не принуждаем.</p>
12 августа, 17
Kaisar David
Kaisar David
0
<p>Да этот вопрос задавался в aske Абу Али аль-Ашари. Он утверждает что: ношение бороды, тюбетейки, одежды выше щиколотки является ваджибом, проговаривания в слух (не громко, а тихим голосом) после чтения Аль-Фатиха слова Аминь является ваджибом по ханафитскому мазхабу! Что вы на это скажете? Я лично убежден в знаниях устаза Абу Али аль Ашари! </p>
12 августа, 17
Асхат Скаков
Асхат Скаков
0
<p>да вы правы,, но у меня вопрос, если устаз излагает ханафитский мазхаб (фикх) то почему мы не можем соблюдать его в том виде в котором он расказывает? </p>
12 августа, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
2
<p>Во-первых, мы никак не можем отвечать за вас. Как соблюдать религию, это ваше личное дело.<br><br>Во-вторых, большинство сотрудников сайта Azan.kz не соблюдают ношение бороды или укорачивания изара. И с этим мы живем. И Аллах всех нас рассудит в Судный День.<br><br>В-третьих, рекомендуем вам придерживаться позиции ДУМК в этих вопросах. </p>
12 августа, 17
Kaisar David
Kaisar David
0
<p>Да этот вопрос задавался в aske Абу Али аль-Ашари. Он утверждает что: ношение бороды, тюбетейки, одежды выше щиколотки является ваджибом, проговаривания в слух (не громко, а тихим голосом) после чтения Аль-Фатиха слова Аминь является ваджибом по ханафитскому мазхабу! Что вы на это скажете ДУМК и azan.kz? Я лично убежден в знаниях устаза Абу Али аль Ашари!</p>
12 августа, 17
Kaisar David
Kaisar David
0
<p>- тоже самое он говорит о никабе (ваджиб)!</p><p><br></p>
12 августа, 17
Асхат Скаков
Асхат Скаков
0
<p>ношение тюбетейки он сказал сунна а не ваджиб</p>
12 августа, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
2
<p>Брат, на вопросы устаз Абу Али отвечает на своей личной стрице в аске. Мы ничего не должны говорить, так как это не имеет отношения к сайту. Устаз Абу Али ведет личную страницу, в которой он имеет полное право обсуждать все то, что он считает нужным. Если у вас есть вопросы к нему, задавайте ему лично. Что-либо за него мы отвечать не будем. Также, напомним: позиция редакции сайта Azan.kz может не совпадать с позицией автора. </p>
12 августа, 17
Қайрат
Қайрат
0
<p>Артық кеткен болсам, кешірім сұраймын. </p>
12 августа, 17
Асхат Скаков
Асхат Скаков
0
<p>я вас не понял совсем, можете подробно расказать, не понял что вы хотите этим сказать</p>
12 августа, 17
Список уроков