ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
31 часть
Представляем вам тридцать первую часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али ал...
31 часть
С муфтием Билялем мы начали изучать «Нузху ан-назар» Ибн Хаджара аль-Аскаляни, которая в наше время считается одной из начальных книг или книг среднего уровня по терминологии хадисов. Он написал ее в противовес Ибн Соляху, которого критиковал за нелогичную последовательность определенных глав. И в своей книге он попытался изложить науки о хадисах так, как ему казалось более последовательным и логичным.
В этой книге есть несколько спорных теорий, которые в сознании студентов стали аксиомами (разница между хадисами шазз и мункар, различия между мурсаль хафи и тадлисом и так далее).
Вместе с этой книгой надо было читать три суперкомментария к ней: Муллы Али Кари, «Аль-явакыт уад-дурар» аль-Мунави и «Када аль-ватр» Ибрахима Лякани. Первая книга – Муллы Али Кари – была наискучнейшим чтением, где автор уделял больше внимания грамматике, риторике и логике построения предложений, чем собственно науке о хадисах. Вторые два комментария были довольно большими по объему, но отличались множеством полезной дополнительной информации в области хадиса и усуль аль-фикх. Если сравнить эти три суперкомментария с книгами имама Ираки, самого Ибн Хаджара и Сахави, то видна тенденция: в науке о хадисах отходят от практики мухаддисов в сторону отвлеченного теоретизирования. А муфтий Биляль считал, что лучше сложный и непонятный хашия раннего ученого, чем понятное толкование современника. У него, как говорят, по этому поводу был «свой пунктик».
Но главной книгой Ибн Хаджара по мусталаху считается его «Ан-Нукат» к Ибн Соляху. Сама же «Нузха ан-назар» была написана им, после того как он ознакомился с шархом своего ученика Камалюддина аш-Шумуни, который называется «Натиджа ан-назар» и, надо сказать, читается легче, чем сам шарх Ибн Хаджара.
Между тем, как преподавал муфтий Биляль, и тем, как преподавал муфтий Бана, была существенная разница. Муфтий Бана всегда приходил и начинал читать и преподавать, ни на что никогда не отвлекаясь. Муфтий Биляль мог прийти, завести разговор на отвлеченную тему – и весь урок могла занять оживленная дискуссия.
Однажды он нам рассказывал, как какой-то амми спросил его, почему имамы и алимы все такие толстые. Муфтий Биляль ответил: «Ну а как нам не быть толстыми, когда у нас такая спокойная и роскошная жизнь? Имам приходит домой после зухра, ест досыта и ложится спать на кайлюлю. А бизнесмены? У них по два телефона в карманах, все им названивают, срывают сроки. Они всегда переживают за свой бизнес и доходы, не могут уснуть по ночам. Они даже поесть нормально не могут, чтоб им кто-нибудь десять раз не позвонил!»
В другой раз мы обсуждали фетву, которую дал один из муфтиев, что женщина в основе не обязана готовить. Муфтий Биляль возмутился: «Как можно было дать такую фетву?! В ЮАР у мужей еда – это единственное право, которое у них осталось. Если и это отберут, что останется? Придется бороться за свои права!»
Комментарии: 1
Правила форума