Циклы Авторы Сортировка

32 часть

4 737
20 декабря, 17
Большим событием для нас был выход книги «Тадриб ар-рави» шейха Мухаммада Аввамы. До этого у муфтия Баны были свои записи шейха Аввамы, на основе которых он преподавал нам «Тадриб ар-рави» имама ас-Суюты. Когда вышел шарх шейха Аввамы, мы переключились на саму эту книгу. И в процессе чтения и изучения тем мы читали не только «Тадриб», но и все примечания шейха Аввамы. Это, безусловно, бесценно для нас, потому что в его примечаниях – десятки лет опыта.
 
Муфтий Бана принимал участие в обсуждении многих этих примечаний и, если личности в тексте того или иного примечания прямо названы не были, рассказывал нам, о ком идет речь и по какому поводу вообще примечание написано.
 
После окончания чтения шарха «Нухба» с муфтием Билялем мы переключились на усуль аль-фикх и должны были пройти раздел о Сунне из таких книг, как «Нур аль-анвар», «Фатх аль-Гаффар» и «Ат-такрир ват-тахбир». Помимо этого, нужно было читать тонны других книг по усуль аль-фикх, главной из которых для ханафитов была «Кашф аль-асрар», а для шафиитов – «Аль-бахр аль-мухит» имама Заркаши.
 
Одна из отличительных черт преподавания муфтия Биляля – его потрясающее умение объяснять сложные темы и крайняя педантичность в разборе самого текста. Если встречались непонятные фразы или были сомнения в точности издания, то он всегда обращался к рукописям, к другим книгам по этой теме, что выливалось в очень широкое понимание самого текста. Муфтий Бана же не придавал особого значения попыткам объяснить что-то студентам, поэтому он быстро прочитывал текст и погружался в стремительные комментарии, за которыми удавалось следить не всем студентам.
 
На уроках по усулю каждая тема предполагала дополнительную литературу. Например, раздел о Сунне в шафиитских книгах по усуль аль-фикх обычно начинается с части о безгрешности пророков, и по этой теме мы отдельно прошли с муфтием Билялем соответствующую главу из книги «Аш-Шифа» Кади Ияда. Большой темой была и адаля сподвижников, по которой мы прочитали рисалю шейха Аввамы и все его примечания из «Тадриба».
 
Надо сказать, что деобанди очень чувствительно относятся к любому дуновению критики в адрес сподвижников и к любому косому взгляду на них. Все они с детства росли на таких книгах, как «Хаят ас-сахаба», так что всякий порочащий сподвижников – для них всегда зиндык. И это уже выходит за рамки академической точности решений. Поэтому у них всегда все шииты будут кафирами. Что же касается некоторых грехов, которые совершали во времена сподвижников, деобанди объясняют это тем, что так происходило, чтобы выявилось решение Аллаха, например, наказание за прелюбодеяние. И мысль, которую высказал алляма аль-Лякнави в шархе к «Мухтасару» Джурджани, – что адаля сподвижников ограничивается лишь тем, что те не обманывают, – вызвала, конечно, бурю негодования и несогласия. Такое отношение к сподвижникам – это часть манхаджа. Поэтому в их среде никакая критика в адрес Муавии (да будет доволен им Аллах) просто невозможна.
 
Подобное резкое отношение к шиитам во многом объясняется спецификой шиитов, которые живут на Индийском субконтиненте. Это подгруппа имамитов, которые известны как ахбариты. Это крайне агрессивная группа, особенно в Пакистане, которая уничтожает суннитских ученых, устраивает постоянно на них покушения, и, так как они крепко связаны с пакистанской армией, с ними ничего нельзя сделать. Часто случается, что два-три человека подъезжают на мопеде и начинают расстреливать студентов дар аль-улюм. И каждый, кто активно критикует шиитов, находится под прицелом.
 
Показательно, что барельвиты, которые постоянно проклинают и такфирят деобанди, называя их ненавистниками Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), открыто не враждуют с шиитами, ведь это чревато серьезными последствиями, а вот оскорблять деобанди очень удобно и безопасно.
 
И, в целом, связь между современными суфизмом и шиизмом – предмет для большого исследования. Не просто так же шиитский мистик Мулла Садр адаптировал взгляд Ибн Араби под шиитскую теологию, а покойный аятолла Хомейни был одним из комментаторов Ибн Араби. Некоторые суфийские концепции про кутбов и гаусов очень напоминают вилая ат-таквиния имамитов. Но это уже тема для другого разговора.
АВТОР ЦИКЛА
Африка: туда и обратно
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков