Циклы Авторы Сортировка
12 часть
12 часть
Представляем вам двенадцатую часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али аль-Аш...
6 447
16 мая, 17

12 часть

6 447
16 мая, 17
Еще одним талантливым студентом, который учился с нами в дар аль-ифта, был мавляна Мунтасир Заман. Сам он родом из Нью-Йорка, его родители – из Бангладеша. В Бангалии люди носят невероятные имена. Одно из них вы уже видели в начале страницы. Были и другие студенты из Бангладеша с не менее выдающимися именами: Замилюр-Рахман, Зиллю-р-Рахман, Фадлю-р-Рахман и так далее. Почти в девяноста девяти процентах случаев люди с такими именами родом из Бангладеша. Поразительно и то, что у них нет фамилий и отчеств. Только имя. В паспортах у них стоит лишь имя – и все. У нас в дар аль-ифта это всегда было темой шуток и троллинга в адрес бангали.
 
Империя Великих Моголов состояла из трех современных независимых государств: Индии, Пакистана и Бангладеша. Поэтому в религиозно-культурном плане они до сих пор сохраняют связь друг с другом – у них общий культурный ореол. И это основная часть студентов во всех деобандийских медресе: индийцы, пакистанцы и бангали.
 
Надо сказать, что бангали подвергаются постоянным ксенофобным нападкам как со стороны индийцев, так и – особенно – со стороны пакистанцев, что связано с гражданской войной, которая привела к отделению Бангладеша от Пакистана. Но в плане знаний и богобоязненности бангали, как правило, на голову выше и индийцев, и пакистанцев. Однако расизм – неотъемлемая часть в индо-пакистанской среде, к этому быстро привыкаешь. Если индийцы, долго проживающие в Южной Африке, хоть как-то привыкли к местным, некоторые преподаватели медресе, только приехав из Индии, не отличались чувством такта по отношению к черному населению, поэтому на уроках могли открыто оскорблять черных студентов и говорить, что Аллах создал черных для хидмата. Это одна из причин, по которым черные и цветные мусульмане ненавидят индийских и пакистанских мусульман.
 
Если мавляна Халиль, о котором я писал раньше, был помешан на фикхе, то мавляна Мунтасир был помешан на хадисе. Он не смог доучиться второй год, потому что чах, отвечая на вопросы по фикху, и при любой возможности читал книги по хадису, мусталаху и так далее. Именно он рассказал мне про муфтия Бана, его медресе и тахассус. После первого курса ифта он поехал в медресе муфтия Бана и не вернулся. Остался там учиться дальше.
 
Со мной он прошел несколько матнов по акыде («Тахавию» и «Хариду»). С ним у нас было много интересных и плодотворных дискуссий в области хадиса, он познакомил меня с огромным количеством книг и – самое главное – с муфтием Бана. Он ведет неплохой блог, посвященный хадисам и книгам вокруг этой науки: https://ahadithnotes.com
 
Так, мавляна Мунтасир написал ряд интересных статей, например, рецензию на «Тадриб» шейха Аввамы и исчерпывающее исследование о том, надо ли начинать трапезу с соли. И у него есть прекрасная статья про имама Кавсари.
 
Учась в дар аль-ифта, он написал замечательную работу о том, как акабир Деобанда относились к Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу, доказав, что отношение было отрицательным, а те, кто его хвалил, не знали о его учении и считали, что он просто выступал против новшеств.
 
Сейчас он учится в одном из западных университетов и пишет PhD в области хадиса. Это был один из ключевых вопросов манхаджа, где он расходился с муфтием Бана, который категорически против системы университетов в целом (даже в исламском мире) и к западным университетам в частности: особенно негативно он относится к ним и к их разделам востоковедения (кафедра Islamic Studies).
 
Мавляна Мунтасир Заман был большим поклонником востоковеда Jonathan Brown. Это мусульманин, написавший много книг о науке хадис. Но он представитель западного востоковедения, что стало проявляться в недавних его заявлениях в фейсбуке, где он ставит под сомнение адалят сподвижников и приводит шиитские риваяты, где говорится, что Муавия (да будет доволен им Аллах) поощрял выдумывание хадисов. Устаз Абдуш-Шакур Брукс написал несколько постов, изобличающих манхадж этого человека. Как видите, критический настрой муфтия Бана имеет под собой основания.
АВТОР ЦИКЛА
Африка: туда и обратно
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков