Циклы Авторы Сортировка
7 часть
7 часть
Представляем вам седьмую часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али аль-Ашари ...
6 522
28 апреля, 17

7 часть

6 522
28 апреля, 17
Самое удивительное различие между мусульманами СНГ и Южной Африки – в том, что последние вообще не имеют представления о разногласиях в Исламе и разных течениях. Они безукоризненно следуют фетвам своих муфтиев, не подвергая их никаким сомнениям. В мечетях тоже нет никаких групп, кроме Ахлю-с-Сунна. Поэтому нет никаких споров, никакой фитны и смуты. Да я в течение всех четырех лет пребывания в Южной Африке не видел вообще ни одного ваххабита! Потом испытал поразительное чувство – когда в аэропорту по дороге на родину стали мелькать эти забытые лица.
 
Религиозная структура, подобная духовным управлениям в СНГ, в Африке называется джамият. Они собирают закят, отвечают на вопросы, занимаются семейными делами (в частности, расторжением браков – фасху никах) и активно задействованы в благотворительности. В каждом крупном городе есть свой джамият. Мечети в принципе не подчиняются джамият – каждая мечеть самостоятельна. Но, учитывая, что все имамы – выпускники того или иного дар аль-улюм, они находятся в общем русле деобандийской линии этой страны.
 
Jamiatul Ulama
 
Jamiatul Ulama
 
Важнейшая задача джамият – установление начала и конца Рамадана. Есть комитет из всех религиозных исламских организаций, куда входят и барельвиты, и они принимают совместное решение и выносят фетву о начале Рамадана и конце Рамадана. В Южной Африке следуют мнению, что начало и конец Рамадана должны определяться по наблюдениям за луной в своей местности. Поэтому у них есть несколько сотен человек по всей стране, которые наблюдают за луной. Они проверены на предмет того, принимается у них свидетельство или нет, и они постоянно находятся на связи с джам’ият. Я один раз присутствовал на таком собрании, где определялось начало Рамадана. Между всеми джамият проходила телефонная конференция, и в реальном времени поступали звонки со всей страны о том, что некто видел луну. Потом сопоставлялись результаты: какую часть луны люди видели и где. Если по астрономическим подсчетам увидеть луну было невозможно, человека начинали допрашивать с пристрастием: где именно он видел луну, как она выглядела, перепроверяли его личное дело. Затем муфтии страны на основе полученных данных от свидетелей выносили решение о начале и конце Рамадана. Никакой смуты, никакой фитны, что одни постятся, а другие – нет, одни принимают решение муфтиев, другие – нет, – такого вообще нет в этой стране.
 
В основе единства лежит два фактора: знание ученых и доверие простых мусульман (аввам) к ним. А еще там нет смут, потому что ученые не втягивают аввам в свои разногласия, которых, безусловно, хватает. Напомню, что уровень гражданских свобод в Южной Африке очень высок, особенно в религиозной сфере, поэтому решение муфтия имеет законодательную силу: его можно использовать в суде как официальный документ. В местный муфтият можно обращаться как к третейскому суду для решения семейных проблем и имущественных споров: в итоге это все имеет юридическую силу. И это при том, что мусульман там два процента!
 
Конечно, в Южной Африке есть и другие религиозные течения: ваххабиты, шииты, кадьяниты и так далее. Но экономическая сила (а значит, мечети и медресе) – в руках деобанди. Поэтому ни у кого другого нет власти в мечетях. А знания простые мусульмане берут лишь у имамов в мечетях, а не онлайн у неизвестных проповедников. Поэтому решающее слово для них – «наш мавляна в мечети сказал», «наш муфтий сказал». Это в принципе идеальные отношения между учеными и аввам. Ненормально, что мы должны аввам объяснять, какой на что далиль и почему такое-то решение неправильно. Простые мусульмане должны быть вдалеке от смуты и заниматься своими мирскими делами. Такие отношения увеличивают степень убежденности в своих ученых, и, как следствие, люди больше тратят на религию. Поэтому у медресе больше денег, больше отдают на благотворительность и так далее. Когда же обычные люди становятся свидетелями смуты между учеными, их убежденность в них уменьшается, скепсис растет и доверие к ученым падает.
 
Кстати, ученые даже в этих официальных религиозных организациях крайне консервативны. Один из официальных членов такой организации как-то раз появился на телевидении, чтобы представить позицию Ислама. Этого человека подвергли такой обструкции, что религиозные организации стали в итоге от него отмахиваться. Это урок всем мусульманам. Прогресс и исламское развитие – это не всегда копирование  арабов и «арабских достижений». Более того, определенный изоляционизм или хотя бы избирательный подход может быть полезен. Ключ к успеху – опора на фундаментальное знание фикха и следование примеру праведников.
АВТОР ЦИКЛА
Африка: туда и обратно
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков