Циклы Авторы Сортировка

20 часть

5 133
23 августа, 17
Позиция редакции сайта Azan.kz может не совпадать с позицией автора.
 
Но кульминацией моего процесса становления ханафитом было чтение «Нур аль-анвар» с муфтием Замилем, а особенно раздел о суннах из этой книги, которую всем рекомендую прочитать. Больше всего меня смущало в шафиитском усуле то, что фетва сподвижников не является доводом. Я не знаю, насколько следующие слова достоверны и говорил так имам Шафии или нет, но встречал фразу, приписываемую ему: «Как могут быть доводом слова тех, с которыми мы бы дискутировали, если б жили в одно время?» В моем представлении сподвижники лучше понимали Сунну, чем муджтахиды последующих веков. Поэтому принцип ханафитского усуля аль-фикх «если сподвижник передает хадис, но сам его не практикует, то хадис считается отмененным, потому что сподвижник не мог бы его не практиковать, если б он не был отменен» мне кажется величайшим правилом и глубочайшим пониманием религии. Я до сих пор помню тот момент, когда я сидел в дар аль-ифта и читал в «Нур аль-анвар» историю, как Аиша (да будет доволен ей Аллах), которая передавала хадис «никах заключается только по дозволению вали», сама выдала замуж свою племянницу без ведома ее отца, который, узнав об этом, разгневался, но не поставил брак под сомнение. В этот миг мое превращение в ханафита закончилось. Никто не может знать Сунну лучше, чем сподвижники. После этого я уже стал совершать намаз по ханафитским правилам.
 
Один из аргументов в пользу шафиизма, который я использовал в дискуссиях и который шафииты постоянно приводят в своих книгах, – то, что имам Шафии из двух школ: мединской и куфийской – выбрал самое достоверное и сильное. Поэтому шафиитский мазхаб превосходит остальные мазхабы. Это логика шафиитов. Логика же ханафитов и маликитов заключается в том, что их школы – результат работы десятка муджтахидов, начиная от великих муджтахидов из числа сподвижников, которые сформировали эти две великие школы фикха. И, таким образом, результат работы школы не может быть сравнен с выборкой одного муджтахида, даже такого великого, как имам Шафии.
 
И это понимание идеи школы фикха я почерпнул из книги шейха Кавсари «Фикх и хадис людей Куфы», которая тоже публикуется на сайте azan.kz. Поэтому идея следовать школе, выразителями которой были десятки муджтахидов, лично мне ближе, чем идея, что надо следовать достоверному хадису, даже если это расходится с практикой сподвижников. Это и была одна из основных идей имама Шафии, в которой он расходился как с мединской школой, так и с куфийской, – что за основу в решениях фикха надо брать хадис с самым достоверным и непрерывным иснадом, восходящим к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), даже если сподвижник, который передает этот хадис, сам его не практиковал. И имам Табари говорил, что первым, кто начал отрицать достоверность хадиса мурсаль, был имам Шафии. Это, в принципе, было формированием манхаджа, который впоследствии стал известен как манхадж ахлю хадис. Поэтому шафиитские факихи говорили: «Мы и есть ахлю хадис». Это не означает, что имам Шафии вообще не прибегал к фикху сподвижников. Наоборот, в разделе о наследственном праве он принимал некоторые их решения, а также от него передается, что мнение о двадцати ракаатах он считает иджтихадом Умара, но при этом выбирает следовать этому мнению. Однако мы говорим об общем принципе.
 
Но всё это – второстепенные факторы. Ключевым же для меня было то, что я смог найти людей, которые преподавали мне фикх по тем стандартам, которые меня устраивают: они точно понимали, что написано во фразе, которой они обучают, знали весь раздел, который они преподают, знали все основные книги мазхаба, знали правила и усуль. И на мои вопросы я мог получить точные и однозначные ответы. А если учитель не знал, то он говорил: «Я не знаю», – и не пускался в высокопарные рассуждения. И самое главное – они были готовы меня учить. Да, среди шафиитов один раз мне удалось найти учителя, который мог преподавать мне фикх так, как меня устраивало, но у него не было времени на это и были другие заботы. Поэтому основная причина перехода в другой мазхаб – именно эта. Все остальное – косвенные факторы. И любой студент, который выбирает мазхаб, в первую очередь должен брать в расчет, какой мазхаб он сможет изучить лучше. Ведь у всех мазхабов есть свои доводы, своя логика. И все, что я тут написал, шафииты с легкостью опровергнут и перечислят свои контрдоводы. Если б шафиитский мазхаб был школой, которую можно опровергнуть в публицистических заметках, то он бы не сохранился до нашего времени. В общем, всё, что я написал, – это лишь мои субъективные и не лишенные эмоций соображения, но не более того.
АВТОР ЦИКЛА
Африка: туда и обратно
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков