ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
5 часть
Представляем вам пятую часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али аль-Ашари де...
5 часть
Как видно из словосочетания «Южная Африка», страна находится в Южном полушарии. Это значит, что зима – в июне, июле и августе, а декабрь, январь и февраль – летние месяцы. Поначалу, конечно, смешно, когда слышишь: «Летом в декабре поедем в отпуск». Но через год я поймал себя на мысли: «Зимой в июне надо бы…»
Надо сказать, что сам климат – не такой африканский, как я ожидал. В целом, жара не превышает тридцати градусов даже летом. Часто идут дожди. Единственное – в Дурбане довольно высокая влажность. Поэтому, даже когда не очень жарко, все равно может быть ужасно душно. Зимой тоже не особо холодно. В Дурбане где-то плюс 15-20 градусов, а вот в Йоханнесбурге температура может опускаться до нуля.
Но проблема в том, что у них нет центрального отопления в домах, поэтому даже в не очень холодную погоду реально можно замерзнуть. Это как когда в Москве в сентябре настают осенние холода, а отопление еще не включили: ходишь и мерзнешь целый день.
Но как же комично выглядят аборигены, которые в плюс десять надевают пуховики и ходят в перчатках!
Когда я жаловался на холод в домах, мне всегда говорили: «Ты ж из России, у вас там вообще Сибирь». На это я всегда отвечал: «В России даже в Сибири в домах есть отопление!»
В Дурбане погода часто менялась, что мне очень нравилось: утром жара, потом ливень, потом снова жара, потом пасмурно, потом снова дождик. И такие перемены – всего за три-четыре часа.
Разница между зимой и летом ощущалась особенно остро во время фаджра: зимой приходилось (о ужас!) надевать носки, чтобы идти в мечеть.
А еще несколько раз случались очень сильные штормы, так что заливало прибрежные зоны.
***
После зухра мы обедали, а после обеда в дар аль-ифта студентам разрешалось спать (кайлюля) полтора часа. Большинство все-таки не спало: это была возможность отдохнуть, заняться личными делами, початиться с друзьями, провести время в библиотеке. Я старался в это время читать что-то, не связанное с фикхом: повторял некоторые книги по акыде, читал мусталах аль-хадис или книги шейха Абдуль-Фаттаха (например, «Сафахат»).
В три часа у нас начинался урок по исламским финансам («Introduction to Islamic Finance», Mufti Taqi Usmani). Эту книгу мы прошли с муфтием Ибрахимом Десаи (даммат баракатух) три раза: первый раз студент читал, а муфтий комментировал, но кратко; затем мы сами должны были прочитать, а муфтий разбирал все темы в этой книге от начала до конца, объясняя их, приводя примеры из своего опыта, иногда не соглашаясь (как в случае с limited liability); в третий же раз за несколько уроков мы полностью повторили все основные темы, разобранные в этой книге.
После этого был экзамен, который состоял из трех частей: теоретической (например, спрашивали условия истисна и отличие истисна от саляма), практической (приводились выдержки из контракта, и нужно было найти в нем условия, противоречащие Шариату, если такие присутствуют) и небольшого эссе на заданную тему (например, как использовать правила бей’ ас-салям в современных реалиях).
Надо сказать, что почти весь наш класс крайне отрицательно относился к исламским финансам. Этот предмет постоянно вызывал жаркие споры и несогласие с автором книги в некоторых темах – в частности, насчет тальфика (смешения условий действительности по разным мазхабам) в отдельных договорах. Сейчас в дар аль-ифта книгу «Introduction to Islamic Finance» заменили на «Фикх аль-бую’» того же автора.
После урока мы возвращались к работе над своими фетвами. Иногда в три часа вместо исламских финансов муфтий давал нам общие наставления, где делился опытом в плане ответов на вопросы и общения с людьми. Он рассказывал, например, как люди пытаются манипулировать муфтием, спрашивая его в такой форме, которая подталкивает к ответу, выгодному им.
Поскольку все студенты были молодыми, муфтий Ибрахим Десаи (даммат баракатух) постоянно рассказывал о коварстве женщин и о том, что молодым ученым ни в коем случае не следует общаться с ними, выслушивая их проблемы. Пусть этим занимаются ученые, которым под шестьдесят-семьдесят лет. Если же просто необходимо ответить на вопрос той или иной женщины, пусть она задаст его через жену, сестру или мать.
И он рассказал нам несколько печальных историй о том, что бывает, если не следовать этому правилу. Так, однажды женщина обратилась к молодому муфтию с вопросом насчет своего развода. И он начал с ней общаться напрямую, вместо того чтобы отправить ее в джам’ия (местный аналог ДУМ). И когда эта женщина не получила желаемый ответ, то стала распространять о нем слухи и сплетни – что он домогался ее и склонял к прелюбодеянию!
Комментарии: 4
Правила форума