ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
9 часть
Представляем вам девятую часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али аль-Ашари ...
9 часть
Учитывая криминальную обстановку в стране, находится очень мало мест, куда можно выйти погулять. В Дурбане есть Индийский океан, но туда приходит поплавать столько народа, что мусульманину не всегда уместно там появляться. Два моих любимых места, куда я очень часто ходил, – это Botanic Garden и Mitchell Park.
Botanic Garden (Надпись на африкаанс)
Там спокойно, мало людей, довольно безопасно (потому что у парков есть охрана), можно погулять с семьей или посидеть с чашкой кофе и книжкой.
Больше всего я любил Ботанический сад, который был выдержан в прекрасном колониальном стиле, с кафе в духе 80-х (привет апартеиду).
Колониальный стиль как он есть
В кафе продавались домашние булочки, домашнее мороженое, свежезаваренный кофе. А природа в этом саду удивительно красива и не нуждается ни в каких комментариях.
Только в Южной Африке понимаешь, насколько не хватает возможности выйти и прогуляться и насколько мы в России не обращаем внимания на это благо в виде безопасности, когда ты просто можешь выйти из дома без страха, что тебя убьют или ограбят.
Однажды мы с другом нашли в Митчелл Парке зайца! Непонятно, откуда он убежал.
***
Моим близким другом на протяжении всех четырех лет обучения в ЮАР был устаз Абдуш-Шакур Брукс. Я был с ним знаком еще до Южной Африки по фейсбуку. Когда у меня появилась возможность познакомиться лично, мы быстро стали хорошими друзьями.
В целом, мы оба были приблизительно в похожей ситуации: оба приехали в деобандийскую среду с каким-то багажом знаний, полученных в недеобандийской среде, что нас сделало чужими среди своих и своими среди чужих. Каждый из нас смотрел на среду, в которой мы находились, критически – в плане методологии обучения и особенно в области акыды. Как и меня, устаза Абдуш-Шакура поражало, как низок уровень акыды в этих медресе и какие безумные ошибки могут допускать люди, которые преподают такие книги, как сборники Бухари и Муслима.
Надо сказать, что он – наряду с муфтием Замилем ар-Рахманом – был одним из тех людей, которые оказали влияние на мою позицию насчет новшеств: он постоянно рекомендовал мне уделить внимание «И’тисаму» имама Шатыби и основательно изучить этот труд.
Устаз Абдуш-Шакур жил не в самом Дурбане, а в другом городе неподалеку. Поэтому у нас получалось встречаться только раз-два в месяц. И на этих встречах мы обсуждали книжные новинки, разные вопросы из усуль аль-фикх и акыды и, разумеется, кофе.
Устаз Абдуш-Шакур известен как талантливый студент в области маликитского фикха. Поэтому, когда я сталкиваюсь с каким-то вопросом насчет мазхаба имама Малика, то всегда обращаюсь к нему.
В его жизни сыграл огромную роль его учитель – мавляна Юсуф аль-Канади. Это белый канадец, который принял Ислам и долго время изучал шариатские науки как в арабских странах, так и на Индийском субконтиненте. И он прошел путь от суфия (он был близким другом Нуха Келлера – известного суфийского шейха из Иордании) до крайнего критика тарикатизма и современного суфизма, оставаясь при этом принципиальным ашаритом и строгим ханафитом. Живет этот человек сейчас в Мекке.
На фоне его рассказов об учителе мы обсуждали печальную ситуацию в суннитском мире, когда приверженность тому или иному тарикату ослепляет человека в фикхе и в получении знания в целом. Ведь все, что такой студент изучает, нужно лишь для того, чтобы «задалилить» практику его тариката. А все, что выходит за пределы, люди просто не хотят видеть. Поэтому люди всегда пытаются пропустить фикх через сито тариката, хотя должно быть наоборот.
Сам же устаз Абдуш-Шакур, прежде чем приехать в Южную Африку, восемь лет учился в Египте, где глубоко изучал акыду, арабский язык и маликитский фикх. А в Южную Африку он приехал по совету нашего учителя – муфтия Хусейна Кадодия – которого устаз Абдуш-Шакур спрашивал, где лучше всего изучать хадис, и наш учитель посоветовал ему Южную Африку. Устаз прослушал уроки по «Мишкат» в одном из местных медресе, затем прошел дауру и два года тахассуса в хадисе у мавляны Абасумара.
Устаз Абдуш-Шакур много раз говорил мне, опираясь на свой опыт обучения в Египте и Южной Африке: «Студент всегда должен думать своей головой, а не стремиться стать частью какого-то джамаата или культа личности». Ведь за этим культом личности всегда стоит темное облако разочарования. Надо получать пользу, где можно, и идти дальше. Этим подходом мы с ним кардинально отличались от всех студентов, которые там учились, ведь они были продуктом деобандийских медресе и не могли видеть мир по-другому.
Насколько я знаю, устаз тоже завершает свое пребывание в Южной Африке, пакует чемоданы и вскоре продолжит свой путь по океану знаний.
Комментарии: 3
Правила форума