Циклы Авторы Сортировка

18 часть

5 154
16 августа, 17
  • Позиция редакции сайта Azan.kz может не совпадать с позицией автора.
 
Следующий аспект, на который я хочу указать, имеет для меня скорее духовное значение. Но прежде я еще раз хочу оговориться, что не имею целью оскорбить шафиитский мазхаб или шафиитских ученых. Я лишь описываю свои наблюдения и выбор, который я сделал.
 
Я поведу речь об отношении к соблюдению внешней Сунны, в частности, к ношению бороды. Я вырос в суфийской среде, где не было принято соблюдать какую-то Сунну, которую не соблюдал твой шейх. И борода у нас с самого детства всегда ассоциировалась с ваххабитами. В 90-е в Дагестане борода была отличительным признаком ваххабита. Тюбетейка и рубашка с длинными рукавами против бороды, футболки и укороченных штанов. К сожалению, многие так и продолжают жить в мире этого выдуманного конфликта, оставаясь заложниками стереотипов.
 
Когда я еще не знал арабский язык, благодаря знанию английского, я смог ознакомиться со статьями англоязычных ашаритов (например, Нуха Келлера) и с удивлением обнаружил, что у них нет никаких проблем с этими аспектами Сунны. Потом, узнав про деобандийскую традицию, я прочитал и их работы (их традиция довольно хорошо освещена на английском). И на тот период я пришел к выводу, что в самой бороде нет ничего плохого, что вполне себе революционно для человека из суфийской среды.
 
Затем, когда я научился читать на арабском, у меня появилась возможность читать арабоязычных суннитов, и среди различных групп: сирийских суфиев, дагестанских суфиев и других суннитских джамаатов – я нашел группу, которая сильно отличалась от всех. Это были деобанди. Отличались они тем, что проповедовали воплощение Сунны в том виде, в каком она передается в хадисах и в книгах по фикху. И проповедовали они это как словами, так и действиями, а последнее гораздо важнее. Лично я, будучи еще шафиитом, перестал брить бороду, когда встретился с одним из деобандийских ученых, который просто одним своим внешним видом вдохновил лично меня и который навел меня на мысль, что, если ты осознанно отказываешься от Сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и осознанно ее не соблюдаешь, значит, в глубине сердца ты любишь что-то или кого-то больше, чем Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). После этого я просто не смог брить бороду.
 
Дагестанские шафииты относятся к бороде с очень сильной неприязнью, и мне лично не один раз высказывали замечания по поводу моего внешнего вида, намекали, что мне надо сбрить бороду, что я возомнил себя выше ученых, что я якобы своей внешностью показываю, что лучше них разбираюсь в Шариате. Но мне это все было безразлично после общения с тем деобандийским ученым и лицезрением живого проявления Сунны. Тогда я осознал, что принципиален тут не спор о хукме, а живой пример, который всегда будет более поучительным и более вдохновляющим, чем слова, статьи и споры. Однако, к сожалению, фанатичное противостояние этой Сунне не перестает удивлять и печалить. В некоторых дагестанских медресе студентов насильно заставляют брить бороду. А если и не применяют силу, то устраивают человеку проблемы – и он постоянно будет подвергаться нападкам со стороны преподавательского состава. Многие студенты просто боятся носить бороду, потому что не хотят этих проблем.
 
Все мои попытки вести дискуссии на эту тему в то время в итоге всегда натыкались на довод из серии «вот у Бути нет бороды – ты лучше него фикх знаешь? ты больше шафиит, чем он?» И тогда меня начало сильно раздражать такое параноидальное отрицание обязательности ношения бороды в этой среде. Даже если принять мнение имама Навави, что бритье бороды – это макрух танзихи, есть же достоверные хадисы, в которых Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) призывает носить бороду. Нет хадисов, в которых говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) брил бороду. И остальные имамы писали, что брить бороду запрещено, включая самого имама Шафии! Разве одного этого факта недостаточно, чтобы хотя бы не кошмарить тех, кто хочет чуть больше походить на Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), чем он походит на него сейчас? Разве их не пугает история, в которой Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) отказался смотреть на лица двух бритых гостей, которые пришли к нему? Разве не пугает их мысль, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) в Судный день не захочет на них посмотреть? Даже минимальная вероятность этого должна пугать верующего и любящего Сунну человека.
 
Одно дело – когда человек сам отпускает бороду, но на основе шариатских доводов считает, что она мустахабб, а не ваджиб. Другое дело – когда у него нет бороды и он упорно доказывает, что она не обязательна. Отношение к этим двум людям – разное. Так, из всех тех, у кого я учился, принципиальными сторонниками и защитниками Сунны во всех ее проявлениях я счел ученых Деобанда. Я просто захотел стать похожим на них, увидев их и нур, который они излучали. Я не говорю, что все шафиитские ученые бороду не носят и не соблюдают Сунну. Есть и другие – Мухаммад Хасан Хиту, например. Но я пишу о своем личном опыте и о тех учителях, которые меня вдохновили своим примером. Факт остается фактом: все мои дагестанские шафиитские учителя без исключения в той или иной форме сделали мне замечание по поводу моей бороды – прямо или косвенно. И это сильно ранило мое сердце. И мне не близка идея чисто книжного знания: мол, нет ученых, надо обращаться только к книгам. Если нет ученых, то нас эти книги никто не научит читать. Но так, как меня учили читать фикх в шафиитской среде, меня не устраивало. Поэтому к концу пребывания в России я решил, что буду сам читать шафиитские книги и на основе доводов попробую определить, что считается более достоверным в мазхабе, не опираясь в этом на современных ученых, ведь все они так или иначе подвержены безмазхабности. Вот в таком духовном надломе я приехал в ЮАР и почти с первых дней начал посещать уроки по «Сахиху» аль-Бухари нашего учителя – муфтия Ибрахима Десаи (даммат баракатух). Мое превращение в ханафита было лишь вопросом времени. Я не хочу говорить о нюансах усуль аль-фикх и о научных расхождениях. Это детский лепет от таких, как мы, и не имеет никакого принципиального значения. Это не значит, что я стал ханафитом лишь на волне чувств и без причин в области усуля. Было то, что меня привлекло и что показалось мне более сильным, но опять-таки я не претендую на то, чтобы опровергнуть шафиитов, или на что-то подобное – это было бы просто смешно.
АВТОР ЦИКЛА
Африка: туда и обратно
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков