ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
8 часть
Представляем вам восьмую часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али аль-Ашари ...
8 часть
В Южной Африке проживает три основных народности индийцев-мусульман. Две из них – это гуджрати и мемоны (знаю, звучит смешно). В Йоханнесбурге есть и третья этническая группа – кокни. Это индийцы-шафииты. У индийцев вообще бытуют стереотипы друг про друга. Мемоны считаются более деловитыми, они ориентированы на бизнес и прибыль. Гуджрати отличаются тем, что, в какую бы часть мира ни переселялись, они везде строят, в первую очередь, мечеть и медресе. Поэтому основные медресе в Англии, Америке и Канаде находятся в руках гуджрати, ведь они их основали.
До приезда в Южную Африку мне казалось, что индийцы-мусульмане и пакистанцы – это один народ, просто разделенный на две страны. Но на самом деле это не так. Они очень сильно враждуют. И эта вражда уходит корнями в середину ХХ-го века и создание государства Пакистан. На тот период было два основных политических проекта: проект Единого Хиндустана, где жили бы мусульмане и индусы, и проект независимой исламской страны, где бы мусульмане отделились от индусов и создали свою независимую страну. Второй проект победил – и в итоге было создано государство Пакистан.
При создании государства Пакистан выдвигали несколько теорий, как должен происходить раздел. Большинство исламских ученых хотело, чтобы раздел шел от Карачи до Дели. Но вместо этого разделили иначе – и в государство был включен Бангладеш. Явная ошибка, потому что в итоге завязалась гражданская война между Пакистаном и Бангладешем в составе Пакистана. И так образовалось независимое государство Бангладеш.
Такой политический бэкграунд очень сильно влияет на отношения между мусульманскими народами: пакистанцы не любят мусульман в Индии, говоря, что те остались под пятой язычников, и жутко их презирают, а мусульмане Индии считают себя преданными и брошенными и постоянно говорят, что создание государства Пакистан – большая ошибка. Эти споры затрагивают даже студентов: если в классе есть индийцы и пакистанцы, то на эту тему непременно возникнет спор.
У каждого народа свой язык: у гуджрати свой, у панджаби – свой. Урду на самом деле – язык искусственный. Ни один народ его своим не считает. Это искусственная смесь фарси и хинди.
А южноафриканские индийцы все забыли родной язык и с детства говорят на английском. Урду для них – такой же иностранный язык, как и для нас. И все, кто его знает, изучали его в медресе как иностранный. Поэтому те, кто не учился в медресе, там не знают урду.
***
Учебная неделя в дар аль-ифта начиналась в понедельник и длилась по первую половину субботы. Эти сроки были формальностью, потому что часто приходилось заниматься и в неучебное время. Часть учебы в дар аль-ифта – муталя’а (дополнительное чтение). Студенты должны читать пятьдесят страниц в день из «Ахсан аль-фатава» муфтия Рашида Людьянви. А после окончания этой книги – пятьдесят страниц из «Фатава Махмудия». Я из-за незнания урду читал пятьдесят страниц из «Хашия» Тахтави, потом – пятьдесят страниц Ибн Абидина.
Фатава на урду – это своеобразный читинг в ифта, потому что это готовые ответы с готовыми цитатами из арабских текстов. В этом смысле не знать урду было, скорее, полезно, потому что многие вещи приходилось искать самостоятельно, что для знающего урду не составило бы труда сделать. И студенты очень часто, помимо «Ахсан аль-фатава» и «Махмудия», обращались к сборнику фетв Али Ашрафа Танви «Имдад аль-фатава». Но язык, на котором он написан, настолько сложен, что даже превосходно говорящие на урду were struggling. Еще обращались к книге «Кифаятуль-муфти» муфтия Кифаятуллаха сахеба, рахимахуллах. Наш муфтий Ибрахим Десаи, даммат баракатух, всегда приводил нам его в пример как человека, полностью погруженного в ифта и фикх. Вплоть до своей смерти он отвечал на вопросы и умер, прочитав один из вопросов, который ему пришел, и собираясь на него ответить.
Комментарии: 1
Правила форума