ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
2 часть
Представляем вам вторую часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али аль-Ашари д...
2 часть
Если попытаться охарактеризовать жизнь в Южной Африке одним словом, то это будет слово «расизм». Расизм пронизывает все слои общества, все социальные группы и проявляется каждый день практически везде.
Да, апартеид закончился уже почти двадцать лет назад, и черное большинство получило власть, все расовые группы теперь политически уравнены в правах. Но отношение рас друг к другу никуда не исчезло.
Если человек не из Южной Африки будет прогуливаться по парку, то сразу заметит нечто необычное, нечто подозрительное. И после долгих размышлений и наблюдений станет понятно, что расовые группы абсолютно не смешиваются и не контактируют друг с другом. Но никаких оскорблений на почве расизма нет: никто никого не линчует, и никто никому не запрещает заходить в какие-то районы. Однако разные расы фактически не соприкасаются друг с другом и не смешиваются. Черные – с черными, белые – с белыми, цветные – с цветными, индийцы – с индийцами. Эти расовые группы, как магниты с одним полюсом, отталкиваются друг от друга.
И такое взаимное отторжение настолько сильно, что даже в языке, на котором они говорят, – в английском – у каждой расы свой отдельный акцент. Это явно свидетельствует о глубочайшем разрыве и антагонизме между разными расами.
И поэтому они живут, не замечая друг друга. Это поразительно. У черного нет ненависти к белому, который стоит рядом с ним. А у белого – к черному. Ведь для ненависти надо осознать, что кто-то стоит напротив тебя. А тут они делают вид, что этого человека не существует: его как бы нет.
***
Через три-четыре дня, отведенные мне на решение бытовых проблем, началась моя учеба в дар аль-ифта Махмудия. Распорядок был приблизительно одинаковым каждый день: после утреннего намаза муфтий Ибрахим Десаи, даммат баракатух, проводил зикр, а после этого мы возвращались в дар аль-ифта. И у меня было десять-пятнадцать минут на завтрак, и потом мы вместе с муфтием на его машине ехали в один из дар аль-улюм, где муфтий преподавал «Сахих» Бухари и «Сунан» Тирмизи. Преподавание этих двух сборников не входило в программу дар аль-ифта: муфтий, помимо преподавания в дар аль-ифта, был преподавателем в одном из дар аль-улюм и, более того, шейхом аль-хадис. Шейх аль-хадис в деобандийских медресе – это одна из самых почетных должностей, которая включает в себя преподавание первой части «Сахих» аль-Бухари. Это поручается самому авторитетному ученому в этом медресе.
О самих этих уроках я еще напишу подробнее. А пока вернемся к распорядку дня.
Затем мы возвращались в дар аль-ифта вместе с муфтием. И каждый день у меня была возможность общаться с ним по дороге туда и обратно, задавать ему любые вопросы на разнообразные темы. Хвала Аллаху за это! В этих поездках между муфтием и мной возникла очень прочная связь, зародились и окрепли хорошие отношения.
После возвращения начинался собственно первый урок по программе дар аль-ифта. Это был урок муфтия Хусейна Кадодия, даммат баракатух, по усулю ифта. Программа по усулю ифта состояла из двух основных циклов. Первый из них – введение, где муфтий Хусейн Кадодия знакомил нас с библиотекой (в частности, с секцией книг по ханафитскому фикху). Он рассказывал подробно о каждой книге, о ее достоинствах и положении в мазхабе.
После окончания вводного курса начинались уроки непосредственно по усуль аль-ифта. В рамках этого основного курса мы прошли две книги: «Усуль аль-ифта уа адабуху» муфтия Таки Усмани и «Шарх укуд расм муфти» Ибн Абидина. После окончания самого урока разворачивалась самая интересная часть – обсуждения разных тем с муфтием Хусейном. Один из студентов или сам муфтий поднимал какой-то вопрос и спрашивал наше мнение о нем. И обычно разгоралась жаркая дискуссия, и это был спор, от которого все получали большую пользу. Внутри такого спора муфтий учил нас, как вести полемику в дискуссии по фикху и как проверять доводы оппонента на состоятельность. После урока обычно полемика между студентами продолжалась, будучи перенесенной на кухню, где мы варили кофе или чай, пытаясь переспорить собеседника и найти довод в свою пользу. Некоторые споры были очень жаркими, продолжались несколько месяцев с небольшими перерывами.
Одним из моих постоянных оппонентов был муфтий Замиль ар-Рахман из Англии, с которым мы спорили о тарке (несовершении чего-либо Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, в вопросах поклонения), о таклиде (обязательности следовать одному мазхабу во всех вопросах), о делении новшеств на хорошие и плохие, о правлении не по Шариату и об истигасе (куда же без нее!). Муфтию Замилю ар-Рахману удалось переубедить меня во всех этих спорах, кроме дискуссии на последнюю тему.
Комментарии: 6
Правила форума