Циклы Авторы Сортировка
3 часть
3 часть
Представляем вам третью часть из цикла «Африка: туда и обратно», в котором устаз Абу Али аль-Ашари д...
6 735
3
14 апреля, 17

3 часть

6 735
3
14 апреля, 17
Второе слово, которым можно описать жизнь в Южной Африке, – «криминал». И это тоже одна из первых вещей, которую там замечаешь. Точнее, страх перед криминалом. Все постройки – в решетках, буквально все: магазины, дома, кафе, почта, полиция. Все здания обнесены решетками, заборами, колючей проволокой. Вокруг некоторых даже проведен ток! Частные дома пугают вывесками о злых собаках, готовых растерзать любого, кто посмеет вторгнуться на их территорию.
 
Но ничто из этих предосторожностей не спасает от преступности и ограблений. Тех, кому нечего терять, нельзя остановить ни током, ни собаками, ни клетками. За все четыре года я лично не был свидетелем ни ограбления, ни каких-то других преступлений. Хвала Аллаху за это! Однако такой страх перед преступностью – культурообразующий в Южной Африке. Люди не гуляют, например, по улицам. Все перемещаются на машинах, а прогулки – только в ограниченных местах: скажем, в парках или зонах для туристов. В целом, такого понятия, как «прогулка», в их культуре нет.
 
А еще люди стараются не вытаскивать на улице телефоны и планшеты, всегда проверяют, в кармане ли бумажник, и постоянно озираются на предмет того, нет ли за ними слежки. Хотя лично я не сталкивался с преступлением, многих наших студентов неоднократно грабили. Обычно это происходит так. Идут два человека: один навстречу, другой – за тобой. И тот, кто идет сзади, быстро подбегает и подносит тебе пистолет к голове. А тот, кто впереди, начинает шарить по карманам и забирает все, что у тебя есть. Поэтому студенты стараются не ходить по одному. Впрочем, были случаи и массовых ограблений – когда на автобусных остановках преступники с АК-47 грабили по десять человек.
 
Происходили и совершенно ужасные истории. Так, одного студента убили, ударив ножом в сердце, ради пары кроссовок.
 
Уровень преступности высок весь год, но основным сезоном считается период с сентября по январь. В это время начинаются отпуска, все разъезжаются: поездки, путешествия… И тогда преступники активно грабят пустующие дома. Был у нас даже случай в дар аль-ифта, когда во время Рамадана ограбили соседний дом и между таравихами нам приходилось бегать и искать этих грабителей. Было и такое, что пять человек с АК-47 взяли в заложники целый дом, ограбили всех и быстро убежали.
 
Короче, жить в ЮАР опасно. Но тому, кого хранит Аллах, никто не сможет причинить вреда.
 
Одна из причин такой повальной преступности – коррумпированность полиции и ее крайне неэффективная работа.
 
В целом, государству все равно, кто там чем занимается в стране, что и определяет высокий уровень религиозных свобод. Так, решение муфтия имеет государственный статус и может приниматься в светском суде, например, в делах о наследстве или браке. Огромное количество мусульман решает свои личные проблемы – семейные или экономические – через местный аналог духовных управлений, которые называются «джам’ия» и о которых я напишу дальше.
 
Поэтому мусульмане готовы терпеть любые трудности в плане безопасности ради такого уровня религиозной свободы.
 
***
 
После урока по усуль аль-ифта с муфтием Хусейном у нас был урок с муфтием Ибрахимом Десаи, даммат баракатух. По утрам в первый год обучения мы проходили «Аль-Ашбах уан-назаир» Ибн Нуджейма. Это книга по каваид фикхия (правила и принципы фикха). И муфтий Ибрахим Десаи – один из лучших специалистов в Южной Африке именно по этой книге, так что уроки были очень насыщенными и интересными.
 
Муфтий всегда старался, чтобы мы учились применять правила и принципы фикха к современным реалиям и ситуациям, которые не описаны в книгах по фикху. Ведь можно вывести решение из того или иного фикхового примера или правила.
 
Надо сказать, что книга довольно утомительна. Это набор бесконечных примеров из фикха! Все после этих уроков чувствовали себя выжатыми и уставшими, поэтому ни в каких дискуссиях замечены не были.
 
После урока мы возвращались к своим вопросам. Одна из главных задач во время учебы в дар аль-ифта – отвечать на вопросы. На сайт askimam.org каждый день их присылают огромное множество. Их так много, что муфтий поставил ограничение на количество обращений, принимаемых сайтом за сутки. Вопросы приходят изо всех стран мира: от Китая до Южной Америки. Муфтий распределяет эти вопросы между студентами. Обычно в день каждый студент получает по два вопроса, которые могут касаться совершенно разных тем: акыды, фикха, семейных отношений, психологических проблем, поиска хадиса, политики, экономики и других областей. Поэтому ифта – это не просто ответы на вопросы по фикху, но ответы на вопросы, связанные с религией в общем. На один вопрос отводилось двадцать четыре часа. Мы должны были ответить на него на английском, а на арабском – привести в примечаниях доводы на свой ответ. Распечатанный ответ мы клали на стол муфтия. Муфтий прочитывал ответ, высказывал свои замечания и делал пометки. Замечания могли касаться как собственно ответа, так и оформления или подачи материала. Иногда он говорил: «Надо написать более подробно и перевести некоторые арабские цитаты». А иногда наоборот: «Нужно ответ сократить, а все источники указать в примечаниях».
 
Один из его постоянных советов – «нужно всегда давать людям некий практический выход: какое дуа прочитать, какой намаз совершить, какой зикр произнести». Иными словами, надо всегда подводить спрашивающего к какому-то делу.
 
В течение двух лет необходимо ответить на двести вопросов. Вот такая работа с фетвами и есть главная ценность обучения в дар аль-ифта. Никакое чтение не может это заменить.
АВТОР ЦИКЛА
Африка: туда и обратно
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница

Комментарии: 3

Правила форума
Ахмад Джачаев
Ахмад Джачаев
2
<p>10/10</p>
14 апреля, 17
Iman Mustafa
Iman Mustafa
4
<p>МашаАллах, очень интересные заметки</p>
15 апреля, 17
abdulhaqq alhanafi
abdulhaqq alhanafi
2
<p>хвала Аллаху за то что уберег устаза от различных угроз</p>
15 апреля, 17
Список уроков