Циклы Авторы Сортировка

24 часть

4 103
20 сентября, 17
Учеба в дар аль-ифта подходила к концу, и встал вопрос, что делать дальше: продолжать учебу в ЮАР или вернуться обратно. В свое время, когда я читал книги шейха аль-Ислам аль-Кавсари, то, если он затрагивал область хадиса, называл имена передатчиков, скрытые изъяны, меня охватывало ощущение: «Вау! Я хочу это понять». Я осознавал, что самостоятельно это сделать будет довольно сложно. А в большинстве суннитских медресе область хадиса – это чтение книг по мусталаху людьми, которые не могут нормально сделать тахридж, не говоря уже о том, чтобы объяснить какой-то нюанс в этой сфере. И много лет во мне росло желание приступить к изучению этой области. И до поездки в ЮАР я был знаком с книгами шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды, но это был лишь бессистемный набор фактов, которые никак не приближали меня даже к тому, чтобы понимать речь имамов.
 
Один из студентов нашего дар аль-ифта – муфтий Мунтасир аз-Заман – был крайне увлечен наукой хадиса, и от него я узнал про муфтия Мухаммада Исхака Бану и его курс тахассуса в области хадиса, который находился в городе Бенони под Йоханнесбургом. В ЮАР есть и другой тахассус, который ведет мавляна Мухаммад Абасумар. Он тоже ученик шейха Мухаммада Аввамы, как и муфтий Бана. Его статьи в большом количестве переводятся и публикуются на сайте azan.kz.
 
Но мой выбор все равно пал на тахассус муфтия Баны по следующим причинам. Муфтий Бана преподает на арабском языке, а мавляна Мухаммад – на английском. Муфтий Бана целый день занимается только тем, что читает книги, так или иначе связанные с наукой хадиса, уже на протяжении двадцати лет. И он дает только один урок в день. А мавляна Мухаммад занят преподаванием и других предметов, не относящихся к тахассусу. Поэтому у муфтия Баны больше времени, чтобы сконцентрироваться именно на этой области. И третье – самое главное: когда муфтий Бана в конце нашей учебы посетил дар аль-ифта, у меня появилась возможность познакомиться с ним лично. И с первой нашей встречи я всем сердцем полюбил этого человека. Возможность познакомиться с ним и учиться у него я считаю Божественной милостью, которую я не заслужил.
 
Тогда он в дар аль-ифта дал общее наставление, и мне безумно понравилось то, как он это сделал. Обычно любой специалист в какой-либо области начинает рассказывать, что его область – самая главная и только ей надо заниматься. Даже устазы по красноречию говорят, что баляга – самая важная шариатская наука и каждый обязан ее изучать. Муфтий Бана же нам сказал, что нам – как студентам, изучающим фикх, – понадобится знание хадисов, чтобы понимать слова и терминологию мухаддисов. Это был очень мудрый подход: ты не говоришь человеку, что он тратит свое время на ненужные вещи, но сообщаешь, что новые знания помогут ему лучше изучать то, что он изучает.
 
Еще муфтий Бана затронул проблему скептического отношения к науке хадиса в суннитской среде в общем, которая сводится к тому, что углубляться в эту науку – признак ваххабизма (мол, это они ковыряются в иснадах), а суннитские ученые уже все написали, поэтому нет нужды тратить на это время. Муфтий Бана сказал, что для опровержения таких суждений достаточно предоставить человеку библиотеку с книгами по хадису, попросить его найти хадис и хукм хафиза насчет этого хадиса и посмотреть, как он с этим справится. Вопрос не в том, все написано в этой области или нет, а в том, можем ли мы понять слова хафизов. Однако проблема даже не в этом. Зачастую люди даже не знают, где смотреть. Академический уровень в области хадиса среди современных суннитских студентов настолько пещерный, что люди могут говорить: «Но ведь Ибн Хаджар аль-Хайтами привел этот хадис в «Тухфат аль-мухтадж», – или: «Ибн Абидин же передает этот хадис в «Хашия»». Для любого студента в области хадиса это как удар током невежества. Столь низкий уровень приводит к распространению множества выдуманных хадисов среди суннитов, а они даже не придают этому особого значения! Надо сказать, что деобандийская среда, несмотря на то что в их медресе преподают «Мишкат» и кутуб ситта, не сильно отличается от ситуации в остальном исламском мире. Даже от муфтиев, которые преподают Бухари, можно услышать, что, мол, хадис передал автор «Хидаи».
 
И, конечно, неприязнь муфтия Баны к ваххабизму сыграла свою роль. Нет в ЮАР человека, который ненавидит ваххабитов больше, чем он. Это ненависть со страстью, с чувством, от всего сердца. Это было как глоток свежего воздуха для меня. Большинство ученых в ЮАР плохо представляют себе ваххабитов, потому что их там почти нет и они не рассматривают их как угрозу для себя, считая, что главное различие – наличие или отсутствие таклида. Но муфтий Бана прожил несколько лет в Медине и смог составить более полное представление об этих людях. И муфтий Бана – продукт книг Кавсари. Поэтому мое очень негативное отношение к ваххабитам и позиция в области тавассуля и истигасы нашла полное понимание. Муфтий Бана советовал многим деобандийским студентам прочитать книгу «Шавахид аль-хакк» шейха Набхани, чтоб составить объективное представление об этом.
 
В общем, на основе всего этого я пришел к выводу, что следующая остановка – Бенони.
АВТОР ЦИКЛА
Африка: туда и обратно
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков