Циклы Авторы Сортировка

Урок 10. Сомнение в вере

3 378
9 декабря, 15

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:

وَالمؤمِنُ مُؤمِنٌ حَقاً، وَالكَافِرُ كَافِرٌ حَقاً.
وَلَيْسَ في الإيمَانِ شَكٌّ، كَمَا أنَّهُ لَيْسَ في الكُفْرِ شَكٌّ، قَالَ اللهُ تَعَالَى:
.(أُولئِكَ هُمُ المُؤمنُونَ حَقاً)، وَ (وَأُولئِكَ هُمُ الكَافِرونَ حَقاً)


Верующий – истинно верующий, а неверующий – истинно неверующий. И нет в вере сомнений, так же, как нет в неверии сомнений, согласно словам Всевышнего:

 

ولَـٰئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا

Смысл: «Они являются истинно верующими» [48:4].

Также:
 
أُولَـٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا

Смысл: «Они являются истинно неверующими» [4:151].
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Иман существует в действительности, и его определение известно: это подтверждение истинности того, что передал Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, от Господа. А куфр — его противоположность. И тот, кто подтверждает (то, что сказано выше) — тот истинно верующий, а кто отрицает — тот истинно неверующий (кафир).
 
Это подобно тому, что определения смыслов сидения или белого и черного цветов известны, поэтому тела, которые этими смыслами описаны, — сидящие, белые или черные на самом деле.
 
Всевышний Аллах говорит:
 
ولَـٰئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا

Смысл: «Они являются истинно верующими» (Сура «аль-Анфаль», аят 4).
 
Также Он говорит:
 
أُولَـٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا
 
Смысл: «Они являются истинно неверующими» [4:151].
 
Оба этих аята указывают на то, что и те, и другие (и верующие, и неверующие) в действительности описаны иманом и куфром в соответствии с теми их определениями, которые были даны.
 
Его (Абу Ханифы) слова «и нет в вере сомнений» означают, что нельзя говорить: «Я верующий иншааЛлах (если на то будет воля Аллаха)», поскольку эти слова указывают на сомнение в настоящем времени или на возможность отсутствия (имана) в данный момент, а не на твердое убеждение в его наличии в настоящем.
 
Имам Наджмуддин ан-Насафи, да помилует его Аллах, в «'Акаид ан-насафийя» сформулировал лучше: «Не следует говорить: «Я верующий иншааЛлах (если на то будет воля Аллаха)»». Имам ат-Тафтазани, да помилует его Аллах, это прокомментировал так: «Если добавление «иншааЛлах» вызвано сомнением, то говорящий так однозначно кафир, а если это сказано из адаба для указания на то, что все происходит по воле Всевышнего, или вызвано сомнением в наличии имана в будущем или в момент смерти, а не в настоящем и не в данный момент, или же для поиска благодати (табаррук) через упоминание Аллаха...  — то в этом случае предпочтительно так не говорить, раз это может быть понято как сомнение. Поэтому он (имам ан-Насафи) и сказал: «Не следует говорить...», а не сказал: «Нельзя говорить...», ведь если это добавление не для выражения сомнения, то нет повода это запретить, тем более, что разрешение так говорить передается от многих саляфов, в том числе от сподвижников и табиинов.»
 
Но от Ибн Мас'уда, да будет Аллах им доволен, передается, что он говорил: «Я верующий иншааЛлах».
 
Это привел Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» (711, 721).
 
А также это мнение аш-Шафии (что разрешается так говорить). Он обосновал это тем, что мы не воспринимаем это как сомнение, но произносим (иншааЛлах) для поиска благодати (табаррук). Это подобно аяту:
 
لَتَدْخُلُنَّ الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ إِن شَاءَ اللَّـهُ

Смысл: «Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах» (Сура «аль-Фатх», аят 27). Здесь «иншааЛлах» не указывает на сомнение, поскольку сомнение в отношении Аллаха невозможно, а приводится для обучения людей табарруку. Или же (другое обоснование имама аш-Шафии) «иншааЛлах» указывает на сомнение в будущем, но не в настоящем, ведь пользу приносит лишь иман в момент смерти, а каждый человек сомневается, будет ли он верующим в этот момент. Мы просим Аллаха сохранить наш иман в этот миг!
 
Истина в том, что это расхождение (можно ли говорить: «Я верующий иншааЛлах» или нет) относится к основам: поскольку для имама аш-Шафии, да помилует его Аллах, праведные дела — часть имана, то сомнение в своей праведности приводит к сомнениям в имане.
 
Мнение, что праведные дела — часть самого имана, это убеждение хариджитов, его нельзя относить к имаму аш-Шафии, да помилует его Аллах! На самом же деле имам считал, что дела — это признак совершенства имана, как об этом будет сказано дальше.
 
А по мнению Абу Ханифы и его учеников, да помилует их Аллах, иман — это вера в сердце, следовательно, сомнение в праведности своих поступков не приводит к сомнению в своем имане.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков