Циклы Авторы Сортировка

Урок 22. Коран – несотворенная Речь Аллаха (часть 1)

3 990
8
10 февраля, 16

Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, продолжает:

 

 

 

 

 

وَالرَّابِعَةُ، نُقِرُّ بِأنَّ القُرْآنَ الكَرِيمَ كَلامُ اللهِ تَعَالَى غَيْرُ مَخْلُوقٍ، وَوَحْيُهُ، وَتَنْزِيلُهُ، لا هُوَ وَلا غَيْرُهُ، بَلْ هُوَ صِفَتُهُ عَلَى التَّحْقِيقِ، مَكْتُوبٌ في المَصَاحِفِ، مَقْرُوءٌ بِالألْسِنَةِ، مَحْفُوظٌ في الصُّدُورِ، غَيْرُ حَال فِيهَا، وَالحَبَرُ وَالكَاغَدُ وَالكِتَابَةُ مَخْلُوقٌ، لِأنَّهَا أفْعَالُ العِبَادِ، وكلام الله سبحانه وتعالى غير مخلوق، لأنَّ الكِتَابَةَ وَالحُرُوفَ وَالكَلِمَاتِ وَالآيَاتِ دَلالَةُ القُرْآنِ، لحَاجَةِ العِبَادِ إلَيْهَا.
وَكَلامُ اللهِ تَعَالَى قَائِمٌ بِذَاتِهِ، وَمَعْنَاهُ مَفْهُومٌ بِهَذِهِ الأشْيَاءِ، فَمَنْ قَالَ بِأنَّ كَلامَ اللهِ مَخْلُوقٌ فَهُوَ كَافِرٌ بِاللهِ العَظِيمِ، وَاللهُ تَعَالَى مَعْبُودٌ لا يَزَالُ عَمَّا كَانَ، وَكَلامُهُ مَقْرُوءٌ، وَمَكْتُوبٌ، وَمَحْفُوظٌ في الصُّدُورِ مِنْ غَيْرِ مزايلة عَنْهُ.

4. Мы утверждаем, что Благородный Коран – это несотворенная Речь Аллаха и откровение, ниспосланное Им. Коран – не сам Аллах, но и не что-то существующее вне Его. Коран – это в действительности Его атрибут. [И Речь Аллаха] записана в книгах (мусхафах), читается языками и заучивается наизусть, но без растворения в них. Чернила, бумага и написание (букв) сотворены, потому что это сделано людьми, а Речь Всевышнего Аллаха не сотворена. Поэтому написание букв, слова и аяты – указание на Коран, поскольку все это нужно людям. Речью описана Сущность Аллаха, а ее смыслы понимаются через эти вещи. Кто скажет, что речь Аллаха сотворена, тот не верит во Всевышнего Аллаха (кафир). И Всевышний Аллах – Тот, Кому поклоняются, и Он не изменяется, а Его Речь читается, записывается и заучивается, без отделения от Него.
 
Имам аль-Бабирти, да смилостивится над ним Всевышний, комментирует:
 
Все пророки, мир им, едины в том – и это подтверждается передачами наивысшей степени достоверности – что Всевышний Аллах Разговаривающий Своей единой вечной Речью.
 
При этом истинность их пророчества устанавливается не Речью Всевышнего, а их чудесами (муꞌджизат), которые они совершали для подтверждения того, что они пророки. И это является доказательством их правдивости, а не Речь Всевышнего. Но необходимо также подтверждение (их правдивости) Речью Аллаха.
 
Когда Аллах направлял к какому-либо народу пророка, доказательством того, что он поистине пророк, была не Речь Аллаха, поскольку указание на ее смыслы (откровение) передавалось народу через этого пророка, а не напрямую от Господа миров. То есть сначала люди должны были поверить, что перед ними пророк, а потом уже – что он передает откровение от Бога. Доказательством же того, что он пророк, служили его чудеса (муꞌджизат). Но при этом в ниспосланном откровении обязательно подтверждалось, что этот человек – пророк.
 
Все мусульмане едины, что Аллаха можно называть Разговаривающим (аль-Мутакаллим), но разошлись в понимании этого:
 
По нашему (ахлю-с-сунна) мнению, Речь Всевышнего Аллаха – это атрибут, которым описана Его сущность, она не сотворена и не состоит из звуков и букв, не делится на отрезки (словосочетания, предложения и т.п.). Аллах не описан ее (Речи) противоположностями – молчанием и немотой. Речь Аллаха записана в книгах (мусхафах), читается языками, учится наизусть без растворения в умах.
 
Имеется в виду, что вечный атрибут Аллаха не растворяется, не воплощается в мозгу или в голосе человека при чтении Корана или на бумаге при его записи. Христиане же верят в воплощение слова (логос) Бога в Исе, мир ему, в результате чего в нем сочетается божественная природа с человеческой.  Мы же, мусульмане, утверждаем, что это невозможно. Сущность Аллаха и Его атрибуты трансцендентны (принципиально непознаваемы человеческим сознанием), не изменяются, не воплощаются в творениях и т.д. Это одна из основ исламского вероучения.
 
Коран – не сам Аллах, но и не что-то существующее вне Его, как и остальные Его атрибуты, пречистые от любых признаков сотворенности, воплощения (в творениях) и изменения.
 
Аллах Своей Речью повелевает, запрещает и сообщает. В этом утверждении нет противоречия. Да, основа одна (у трех вещей), и это сообщение. Но и повеление по сути – это сообщение о том, что совершивший приказанное заслуживает поощрения, а не совершивший – порицания. А запрет – ровно наоборот. Это понятно из примера: некий человек установил для своих слуг, что слово «Зейд» будет означать для Бишра приказ поститься днем и приказ отпускать пост ночью, и одновременно с этим – запрет выходить из дома, сообщение о приезде в город правителя, а также вопрос о здоровье детей хозяина. Затем хозяин говорит: «Зейд». И слуга понимает из него все перечисленные вещи. Таким образом, мы понимаем, что возможно, чтобы одно слово было одновременно повелением, запретом, сообщением и вопросом. Аналогично этому и в отношении Речи Аллаха.
 
Чернила, бумага и сами слова (в мусхафах) сотворены, поскольку они сделаны людьми. И дальше мы скажем, что они на самом деле сотворены Аллахом.
 
В соответствующем разделе книги пойдет речь об убеждении суннитов, что все действия людей творит Аллах, а люди только выбирают их.
 
И записанные слова называются «Речью Аллаха», потому что они указывают на (смыслы) Речи Аллаха, что необходимо людям.
 
Люди нуждаются в понимании некоторых смыслов из Речи Всевышнего для того, чтобы знать, во что верить, как вести себя в этом мире, чего делать и чего не делать, поэтому Аллах передавал их через ангелов и откровение своим пророкам. А пророки – людям. Затем появилась необходимость в записи, и люди стали записывать за пророками текст священного писания.
 
Смыслы Речи понимаются из них (слов Корана). Если эти смыслы выражены на арабском языке, то это Коран. Коран – это имя собственное для обозначения Речи Аллаха (на арабском языке).  А если они выражены на иврите – то это Таурат, а если на сирийском (арамейском) языке – то Инджиль. И различие языков не означает, что различна сама Речь (атрибут), подобно тому как Аллаха называют на разных языках по-разному, при том что это один Бог.
 
Коран – это слово-омоним (имеющее несколько разных значений), которым обозначают как вечный неизменяемый атрибут Аллаха, так и то священное писание, которое записано в наших мусхафах. И соотношением между атрибутом и текстом мусхафа следующее: смыслы, которые мы понимаем при чтении текста Корана – это указания на смыслы предвечной Речи Аллаха. То есть, если бы Аллах создал в нас способность слышать его предвечную Речь, то те смыслы, которые мы бы поняли из нее, были бы аналогичны смыслам, которые мы понимаем при чтении мусхафа.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 8

Правила форума
Avatar
Nur Sabri
1
<p>Ассаламу алейкум Ахмад устаз, я так понимаю что в священном Коране отражены лишь некоторые смыслы из предвечной Речи Всевышнего Аллаха?</p>
12 апреля, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
2
<p>Ваалейкум ассалям ва рахматуллах.<br><br>Коран как книга, которую мы читаем, без сомнения, сотворен. И смыслы, которые мы понимаем при чтении Корана, это те же смыслы, которые мы поняли бы из Вечной Речи Аллаха, если бы Всевышний создал в нас способность ее слышать.</p>
12 апреля, 17
Avatar
Nur Sabri
1
<p>Устаз, а из слов Тауарата и Инджиля, можно понимать тот же смысл что и из слов Корана? Просто в Коране, например, написано про Абу Ляхаба, а в Таурате и Инджиле вряд ли, там наверно свои истории, то есть они могут отличатся, хотя и то и то являются речью Всевышнего Аллаха.</p>
13 апреля, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
2
<p>Да, безусловно, Речь Аллаха указывает на бесконечное число смыслов, а небесные книги - на ограниченное. Есть такое, что смыслы Корана и, скажем, Забура не целиком одни и те же, но все смыслы всех книг соответствуют смыслам Речи Всевышнего.</p><p><br></p>
13 апреля, 17
Avatar
Nur Sabri
1
<p>Альхамдулиллах устаз, теперь кажется я понял, баракаЛлаху фик, Пусть Аллах даст вам тауфик в ваших делах. Амин!</p>
13 апреля, 17
Avatar
Абылай Камзин
-3
<p>зачем так сложно писать - вот как я толкую понимание данной статьи: Из притч Пророка Сулеймана (мир ему) мы знаем что мудрость, это есть первый путь Всевышнего, она появилась раньше всего что суще. Следовательно, если бы Коран, а именно его смыслы были бы только лишь мудростью, то можно было бы сказать что Коран сотворен. Но Коран не сотворен, следовательно, в нем есть нечто большее чем мудрость. Таким образом следует вывод что в Коране, заключается качество Всевышнего Аллаха. Поэтому отношение к нему должно быть такое же как и к Аллаху, и соответственно у каждого мусульманина оно осуществляется с разной степенью трепета и благоговения. </p>
14 апреля, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
3
<p>"зачем так сложно писать" - это вы у имама аль-Бабирти, рахимахуЛлах, спросите, если встретите его.</p><p><br></p><p>"Из притч Пророка Сулеймана (мир ему) мы знаем что мудрость, это есть первый путь Всевышнего, она появилась раньше всего что суще." - что это за притчи, и кто сказал, что из них можно брать положения исламской акыды?<br></p>
14 апреля, 17
Avatar
Абылай Камзин
-3
<p>Дорогой брат, скажу то что сказал еврейский ученый, а он сказал то что совпадает с аятами из Корана: "Все Пророки начиная от Адама (мир ему) и заканчивая Мухаммадом (мир ему и благословение) были мусульманами, следовательно, со времен сотворения человека есть только одна религия - Ислам". И Пророк Сулейман (мир ему) и Иса (мир ему) были мусульманами. Нам велено не делать различий между Пророками (мир им всем), поэтому скажу что Пророки разбираются в положениях религии лучше чем даже ученые, и посему я не сомневаюсь в правильности слов кого-либо из них. Так же что бы понять религию мы, как мусульмане должны ознакомиться со всей информацией об истинной религии - Тора, Инджиль, Коран. Только иметь в виду что в них кроме Корана, могут быть искажения. Поэтому, чаще обращайтесь к имаму, для разъяснения, непонятных моментов. </p>
14 апреля, 17
Список уроков