Циклы Авторы Сортировка

Урок 26. Лучшие люди, после Пророка, мир ему и благословение Аллаха (часть 3)

3 995
24 февраля, 16

Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, продолжает говорить о достоинствах Усмана ибн Аффана, да будет Аллах им доволен.

 

Абу Дауд передал от Мухаммада ибн аль-Ханафийи слова:
 
«Я спросил у отца (Али ибн Абу Талиба, да будет Аллах им доволен):

- Кто лучший из людей после Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего?

От ответил:

- Абу Бакр.

- А после него кто?

- Умар.

Дальше я побоялся спрашивать, кто идет после него, чтобы он не сказал: «Усман», поэтому спросил:

- Потом ты, о отец?

Он ответил:

- Я всего лишь простой мусульманин».

Абу Дауд (4629) и аль-Бухари (3671).

И то, что Мухаммад ибн аль-Ханафийя побоялся, что Али скажет: «Затем Усман» – это доказательство, что он знал мнение своего отца, который ставил Усмана выше себя.

Другие его достижения, выделявшие его из числа сподвижников известны. Среди них: он снарядил войско, отправляющееся в трудный поход…

Об этом говорится в хадисе, переданном имамом ат-Тирмизи (№ 3700):

«Когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, готовил войско к походу на Табук, Усман принёс ему тысячу динаров, что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он стал переворачивать эти динары и дважды сказал: «Что бы ни делал Усман после этого дня, ничто уже не повредит ему!»

… Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заменил его руку своей при присяге (бейꞌа ар-ридван)…

Усман, да будет Аллах и доволен, отсутствовал при принесении присяги, поскольку Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, отправил его в Мекку для проведения переговоров с курайшитами. В хадисе, переданном имамом аль-Бухари (3698) от Ибн Умара, да будет Аллах им доволен, об этом сказано так:

«Что же касается его отсутствия во время принесения клятвы, угодной Аллаху, то (знай, что) если бы нашёлся человек, более уважаемый в Мекке, чем Усман, то (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) послал бы (к мекканцам) вместо (Усмана) другого, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил (к ним именно) Усмана, и клятву, угодную Аллаху принесли уже после того, как Усман уехал в Мекку, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протянул свою правую руку и сказал: «Это — рука Усмана», после чего ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это — (клятва) за Усмана»».

… Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выдал за него двух дочерей: Рукайю и Умм Кульсум. А также при нем (во время правления Усмана, да будет им доволен Всевышний Аллах) был собран воедино Коран.

Затем – Али, да будет Аллах им доволен.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Тебя любит только верующий, а ненавидит только несчастный лицемер».

Хадис привели имамы Муслим (78), ат-Тирмизи (3736) и Ибн Маджа (114).

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Али – часть меня, а я – часть его. И он покровитель каждого верующего».

Привел имам ат-Тирмизи (№ 3712) в хадисе от Имрана ибн Хусейна. В «Тухфа аль-ахвази», комментарии к этому сборнику хадисов, сказано: «Слова: «Али – часть меня, а я – часть его» – это образное выражение для указания на единство пути их обоих и совпадения в подчинении Всевышнему Аллаху».

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Ты – мой брат в этом мире и в мире вечном».

Привел ат-Тирмизи (3720) от Ибн Умара, да будет Аллах доволен им и его отцом, со слабым иснадом.

Однажды у Посланника да благословит его Аллах и приветствует, была жареная птица. Он сказал: «О Аллах! Пусть ко мне придет человек, которого Ты любишь больше всех, и я с ним съем эту птицу». И пришел Али, да будет Аллах им доволен, и они вместе съели птицу.

Хадис привел ат-Тирмизи (3721) от Анаса, да будет Аллах им доволен.

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал перед битвой при Хайбаре:

«Я отдам завтра это знамя человеку, которому Аллах даст победу, который любит Аллаха и Его Посланника, а Аллах и Его Посланник любят его». И отдал знамя Али, да будет Всевышний им доволен.

Хадис привели аль-Бухари (2942, 3009, 3701, 4210) и Муслим (2406) от Сахля ибн Саꞌда, да будет Аллах доволен ими обоими.

Имам (Абу Ханифа, да будет Всевышний им доволен) привел как доказательство их превосходства слова Аллаха:
 
وَالسَّابِقُونَ السَّابِقُونَ أولئِكَ المُقَرَّبون

Смысл: «И будут предшествующие в добре, которые опередят их и в Раю. Это будут приближенные…» (сура «Аль-Вакы’а», аяты 10-11).

И нет сомнения, что те, кто опережал других, – тот лучше.

Существуют разные толкования этих аятов. Одни ученые считали, что имеются в виду те, кто раньше других принял Ислам, другие – что опережавшие остальных в благих делах и поклонении Аллаху. В любом случае, все это справедливо в отношении четырех праведных халифов, да будет Аллах ими доволен.

Его (имама) слова: «И их любит каждый верующий…» указывают на слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Тот, кто их полюбил – полюбил их из любви ко мне. А кто возненавидел – возненавидел из ненависти ко мне».

Привел имам ат-Тирмизи (3762) со слабым иснадом.

И без сомнения, что их любят из любви к нему, да благословит его Аллах и приветствует, лишь богобоязненные верующие, а ненавидят – лишь несчастные лицемеры.

Затем есть мнение, что превосходство после сподвижников, да будет Аллах ими доволен, заключается в уровне знаний и богобоязненности. Также есть мнение, что превосходство потомков одних (сподвижников) над детьми  других – по степени превосходства их предков, за исключением потомков Фатимы, да будет Аллах ею доволен, которые лучше потомков остальных из-за близости к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они – чистое семейство и благословенное потомство, которых Всевышний отдалил от скверны и очистил.

Имам (Абу Ханифа) перечислил их (четырех праведных халифов) в порядке превосходства, не упомянув последовательность их правления, потому что превосходство одного над другим и определило последовательность их правления. Ведь они (сподвижники) не допускали руководства менее достойного при наличии более достойного.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков