Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 34. Вера в могильные муки
Урок 34. Вера в могильные муки
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Мы подтверждаем, что могильные муки однозначно...
5 827
6 апреля, 16

Урок 34. Вера в могильные муки

5 827
6 апреля, 16

Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:

 

وَالحَادِي عَشَرَ، نُقِرُّ بِأنَّ عَذَابَ القَبْرِ كَائِنٌ لا مُحَالَةٌ، وَسُؤالُ مُنْكَرٍ وَنَكِيرٍ حَقٌّ؛ لِوُرُودِ الأحَادِيثِ

11. Мы подтверждаем, что могильные муки однозначно будут.

Допрос Мункара и Накира – это истина, согласно хадисам.
 
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
 
Общее правило, касающееся вопросов «ас-самꞌият» таково: во все, что пришло в Шариате и рационально допустимо само по себе, обязательно верить.
 
«Ас-самꞌият» (или «аль-гайбият» – то, что скрыто от нас, невидимо нами) это третий раздел науки акыда после «иляхият» – тем, связанных с Всевышним Аллахом – и «нубувват» –  вопросов, касающихся пророков, мир им. «Самꞌият» – это все вопросы, знание о которых невозможно получить иным способом, кроме как из Корана и сунны, то есть разумом мы не способны прийти к знанию о них. Это вера в ангелов, джиннов, существование души, Судный день, рай, ад и т.п.
 
И нет сомнения в рациональной допустимости этих вещей, и сообщения о них имеют степень «таватур». Среди этих тем – обязательность веры в могильные муки, которые постигнут кафиров и некоторых мусульман-грешников. В мертвые тела будет возвращена жизнь, но мы не можем уверенно говорить, будет ли им возвращена душа. Есть мнение, что это будут муки для души, согласно другому мнению, муки будут телесные, а согласно третьему, для тела и души вместе. Поэтому неправильно углубляться в вопрос о способе могильных мук.
 
И основа в этом – слова Всевышнего Аллаха о народе Нуха, мир ему:
 
أُغْرِقُوا فَأُدْخِلُوا نَارًا

Смысл: «(За свои грехи) они были потоплены и ввергнуты в огонь» (сура «Нух», аят 25).

И частица «фа» указывает на последовательность без отсрочки во времени. Это все случится с ними в этой жизни, поскольку они были потоплены в этой жизни, значит, и ввергнуты в огонь они будут тоже в этой жизни.
 
Также основа – слова Аллаха о слугах Фараона:
 
النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ

Смысл: «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня». То есть в земной жизни. «А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (сура «Гафир», аят 46).

Также – слова Аллаха, который передает слова кафиров:
 
رَبَّنَا أَمَتَّنَا اثْنَتَيْنِ وَأَحْيَيْتَنَا اثْنَتَيْنِ

«(Они скажут): «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас»» (сура «Гафир», аят 11).
 
Этот аят указывает на то, что в могиле их ожидает новая жизнь и новая смерть.
 
Также – слова Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует:
 
«Очищайтесь от мочи. Поистине, большая часть могильных мук от этого».
 
То есть от небрежности к очищению от мочи. Хадис привел ад-Даракутни в «Сунан» (459 и 466), ат-Тахави в «Шарх мушкиль аль-асар» (5194), ат-Табарани в «аль-Кабир» (11120), Ахмад (2/326, 388, 389), а также Ибн Маджа (348) в форме: «Большая часть могильных мук из-за мочи» с достоверным иснадом.
 
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о Саꞌде ибн Муꞌазе:
 
«Земля давила на него, так что его ребра вошли друг в друга».
 
В других версиях хадиса говорится, что затем Аллах помиловал его. Хадис привели аль-Куртуби в «ат-Тазкира» (т. 1, с. 154) и аль-Манави в «Файд аль-Кадир» (т. 5, с. 424).
 
Кроме того, передается, что он, да благословит его Аллах и приветствует, однажды вышел после захода солнца и, услышав звук, сказал: «Это иудеи мучаются в своих могилах».
 
Передал аль-Бухари (1375) и Муслим (2869).
 
Хадисов о могильных муках так много, что и не счесть.
 
Отрицавшие могильные муки приводили как довод слова Аллаха об обитателях рая:
 
لَا يَذُوقُونَ فِيهَا الْمَوْتَ إِلَّا الْمَوْتَةَ الْأُولَى

Смысл: «Они там не вкусят смерти после первой смерти» (сура «ад-Духан», аят 65).
 
Они (отрицавшие могильные муки) считали, что этот аят свидетельствует, что обитатели рая испытали только одну смерть, и, если в могиле была бы еще одна жизнь и еще одна смерть, то они испытали бы две смерти, а это очевидно противоречит ясному аяту.
 
Также как довод они приводили слова Аллаха:
 
وَمَا أَنتَ بِمُسْمِعٍ مَّن فِي الْقُبُورِ

Смысл: «И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (сура «аль-Фатыр», аят 22).
 
Этот аят означает (по их мнению), что нельзя заставить слышать тех, кто находится в могиле, и, если бы похороненный в ней был жив, то можно было бы заставить его слышать, а это противоречит аяту.
 
Мы ответим на первое (сомнение): смысл аята в том, что блаженство рая не прекратится подобно тому, как прекратилось блаженство земной жизни.
 
А на второе (сомнение): невозможность заставить услышать тех, кто в могиле, не означает, что похороненные вообще лишены способности к восприятию.
 
Что касается допроса Мункара и Накира, то его отрицали джахмиты и некоторые муꞌтазилиты, поскольку они считали, что допрашивать тех, в ком нет жизни – абсурд.
 
Мы (ахлю-с-сунна) на это отвечаем, что это возможно, если душа вернется в тело.
 
Но как было сказано выше, мы не можем однозначно утверждать, как именно это происходит.
 
Или же это возможно при создании (Аллахом) жизни в мертвом без возвращения души, так чтобы он мог понять вопрос и ответить на него.
 
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 
«Когда мертвого похоронят, к нему придут два иссиня-черных ангела, одного из них зовут Мункар, а другого – Накир. Они спросят: «Что ты говорил об этом человеке?» Он ответит: «Это раб Аллаха и Его посланник. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник». Они ему ответят: «Мы знали, что ты скажешь так». Затем расшириться могила его на 70 локтей в длину и ширину. И будет освещена его могила, и скажут ему: «Спи». Однако он ответит: «Я вернусь к семье своей и оповещу их». Они же скажут в ответ: «Спи, подобно тому, как спит невеста, которую не разбудит никто, кроме ее любимого». И так будет, пока Аллах не воскресит его из этой постели. А если он был мунафиком, то ответит: «Я слышал, что говорили люди, и я, не понимая, повторял их слова». Они скажут: «Мы знали, что ты скажешь это». И будет приказано земле: «Мучай его». И земля станет мучать его, и ребра его войдут друг в друга. Его будут наказывать так, пока Аллах не воскресит его из могилы».
 
Этот хадис передал от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен, ат-Тирмизи (1071).
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков